Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как торговля проложила себе в Европе путь среди варварства




 

Перед нами пример текста Монтескьё, посвящённого исто- рии социального института. Обращает на себя внимание компе- тентный анализ мыслителем экономических проблем. Ясно видно на стороне какого социального слоя находятся симпатии автора. Он негативно оценивает схоластиков - клерикалов и корыстолю- бие феодальных правителей, стоящих на пути развития торговли, предстаёт безусловным сторонником свободного развития товар- но-денежных отношений. Под «кротким управлением», о котором говорится в последнем абзаце, имеется в виду одно из главных тре- бований либерализма: максимальное ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь. Анализ проводится Монтес- кьё с позиций методологии рационализма, все неудачи и успехи раз- вития торговли он связывает с ошибками или прозрениями челове- ческого разума.

Перенесённая в Европу философия Аристотеля пришлась по вкусу людям утончённого ума, которые во времена невежества слы- вут за умных людей. Схоластики пристрастились к ней и заимствова-


ли у этого философа множество мнений о займе под проценты, вме- сто того, чтобы руководствоваться в этом деле простыми правилами Евангелия. Они осудили проценты безусловно, во всех случаях. Вслед- ствие этого торговля, бывшая до тех пор профессией людей низкого происхождения, стала к тому же и профессией людей нечестных, так как, запрещая какое-либо дело, само по себе дозволительное или не- обходимое, мы тем самым только принуждаем быть нечестными людей, которые им занимаются.

Тогда торговля перешла в руки народа, считавшегося в то время презренным, и вскоре её перестали отличать от самого ужасного ро- стовщичества, от монополий и всех бесчестных средств добывания денег.

Евреи, обогащавшиеся посредством своих вымогательств, в свою очередь подверглись столь же жестокому ограблению со стороны государей, что утешало народ, но не облегчало его по- ложения.

По тому, что происходило в Англии, можно судить о том, что делалось в других странах. Король Иоанн, пожелав завла- деть имуществом евреев, заключил их в тюрьмы, и у редкого из заключённых не было там хотя бы выколото по одному глазу. Так этот король отправлял правосудие. Один из евреев, у кото- рого вырвали семь зубов, по одному в день, дал на восьмой день 10 тысяч серебряных марок. Генрих III вытребовал у йоркского еврея Аарона 14 тысяч марок серебром для себя и 10 тысяч для королевы. В те времена проявляли жестокое насилие, делая то, что теперь совершается в Польше несколько более умеренно. Не имея возможности запустить руку в кошелёк своих подданных по причине их привилегий, короли подвергали пытке евреев, ко- торые не считались гражданами.

Наконец, вошло в обычай конфисковывать всё имущество у евреев, принимавших христианство. О существовании этого стран- ного обычая мы знаем по изданному в его отмену закону. Причи- ны, приводимые для его объяснения, были вздорные. Говорили, что евреев хотели испытать и совершенно очистить от власти дьявола. Но очевидно, что эта конфискация была для короля и сеньоров своего рода возмещением за те поборы, которые они взимали с евреев и которых


лишались при переходе последних в христианство. В те времена на людей смотрели, как на земельные участки. Я хочу лишь мимоходом отметить, как из века в век издевались над этим народом. У евреев конфисковывали имущество, когда они выражали желание стать хрис- тианами, а вскоре их стали сжигать за то, что они не хотели принимать христианства.

И всё же торговля пробивала себе путь из самых глубин на- силия и отчаяния. Евреи, которых изгоняли попеременно то из одной, то из другой страны, нашли средство обезопасить своё имущество и этим навсегда лишили государей возможности из- гонять их, так как государи, весьма желавшие избавиться от них, не имели никакого желания избавиться от их денег.

Они изобрели вексель, посредством которого торговля ог- раждалась от насилия и могла удержаться повсюду, так как бла- годаря ему имущество богатейших торговцев принимало неуло- вимую форму, в которой оно могло переноситься всюду, не ос- тавляя следа нигде.

Богословы были вынуждены ограничить свои предписания, и торговля, которой силой было навязано бесчестие, возврати- лась, так сказать, в лоно чести.

Итак, умствованиям схоластиков мы обязаны всеми бедстви- ями, сопровождавшими разрушение торговли, а корыстолюбию государей – изобретением вещи, которая некоторым образом поставила торговлю вне их произвола.

С этого времени государям пришлось проявлять благора- зумие, о котором они прежде и не помышляли, так как установ- ленная опытом несостоятельность крутых мер власти ясно дока- зывала, что благоденствие может быть достигнуто только крот- ким управлением.

Перевод А.Г. Горнфельда и М.М. Ковалевского. Монтескьё Ш.Л. Избранные произведения. М.: Госполитиз-

дат, 1955. С. 472 – 474.

Вопросы и задания

1. Какие положения текста позволяют отнести Монтескьё к сторонникам общественных преобразований в интересах буржуа- зии?


2. Почему исторический анализ, проведённый Монтескьё, мо- жет быть охарактеризован, как принадлежащий просветителю – ра- ционалисту XVIII века?


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.