Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обобщение опыта проведения практических занятий




 

Обязательное изучение дисциплины «Управление предприятием» предусмотрено требованиями государственного образовательного стандарта по специальности 0800507 «Менеджмент организации». Кроме теоретических знаний о сущности, принципах и методах управления предприятием, студент в процессе изучения дисциплины должен освоить целый ряд практических аспектов процесса управление предприятием. Так, студент должен уметь:

· самостоятельно разрабатывать перспективные и текущие планы предприятия и его подразделений;

· разрабатывать финансовый план предприятия и прогнозы поступления денежных средств;

· разрабатывать бизнес-планы конкретных проектов;

· составлять калькуляцию себестоимости продукции;

· определять доходы и расходы предприятия;

· обосновывать цены на продукцию, тарифы на работы (услуги);

· рассчитывать сметы комплексных расходов;

· выбирать оптимальные варианты планов и т.д.

Дисциплина "Управление предприятием" изучается студентами 4-5 курсов специальности 06.11 "Менеджмент организации". Структура курса представлена следующими частями:

-структура и содержание системы производственного менеджмента,

-организация подготовки производства новой продукции и формирование политики развития предприятия,

-организация производственного процесса в пространстве и во времени,

-организация обслуживания производства.

Имитационная модель "Бизнес-курса" наиболее продуктивно может быть использована в качестве case- stady по таким темам курса как организация и управление производственным процессом, управление материально-техническим снабжением производства, основы управления качеством, управление сбытом, планирование издержек производства, цен, прибыли. Конечно, это не исчерпывает обучающего потенциала данной имитационной модели, но дает представление о возможном макете построения и проведения практических занятий.

Каким образом использование компьютерной имитационной модели «БИЗНЕС-КУРС» может способствовать повышению качества подготовки специалистов в процессе освоения дисциплины?

В первую очередь, компьютерная деловая игра предоставляет уникальную возможность на практике обеспечить для студента полное прохождение по так называемому «контуру планирования» (рис.3.1).

Это позволяет студенту не только освоить отдельные инструменты анализа и планирования, но и на деле оценить реальность разработанных планов, оценить масштабы и вы явить причины отклонений факта от плана, установить, в чем была ошибочность первоначальных предположений и прогнозов.

 

 
 

 

 


Рис.3.1. Схема организации процесса планирования

 

Очевидно, что другие формы подготовки специалиста (например, производственная практика), обеспечивают только процесс сравнения плановых показателей, разработанных ранее специалистами предприятия, с фактическими результатами за прошлые периоды. Даже если студент на производственной практике примет активное участие в разработке планов деятельности организации, он не сможет проследить за их воплощением в силу ограниченных сроков прохождения практики.

Следующая характерная особенность компьютерной имитационной модели – это представление предприятия как целостной системы, управление которой характеризуется комплексным подходом. С точки зрения организации планирования это очень важный фактор, так как именно процесс интеграции частных планов (маркетинговых, организационно-производственных, инвестиционных, инновационных, социального развития и т.д.) является одним из сложнейших этапов выработки стратегии организации, согласования краткосрочных (тактических) и стратегических планов. Модель позволяет также провести согласование по ресурсному и целевому компонентам плана, причем выбор оптимального варианта облегчается специальными блоками расчета критериальных показателей (анализ инвестиционных проектов, анализ капитала и т.д.).

Еще одна важная характерная черта третьей версии деловой игры «БИЗНЕС-КУРС: Корпорация Плюс» - дополнительные возможности для подготовки специалистов в области финансового менеджмента, ведущей составляющей которого является финансовое планирование. В силу особенностей построения учебного плана для экономистов, обучающихся по специальности 080507, освоению различных аспектов финансового планирования отводится недостаточное количество учебного времени. В то же время навыки в этой области являются чрезвычайно важными для экономиста, так как финансиста в своем штате имеет далеко не каждое предприятие. Восполнению этого пробела в обучении и может помочь использование компьютерной деловой игры.

Таким образом, применение КДИ «БИЗНЕС-КУРС: Корпорация Плюс» является серьезным подспорьем в освоении теоретических аспектов планирования, а также привития практических навыков, необходимых будущему специалисту.

Для проведения практических занятий мы рекомендуем две ситуации по темам «Управление предприятием на основе програмно-целевого планирования» (4 часа) и «Управление издержками предприятия (4 часа).

При введении в тему практического занятия по вопросам программно-целевого планирования следует обратить внимание студентов на важность, область применения и особенности этой формы планирования, на связь со стратегическим планированием, технологиями управления проектами. Далее следует ввести студентов в игровую ситуацию, познакомить с методикой разработки предлагаемых документов («дерево целей», пошаговая программа, прогноз денежных потоков). Особо следует проследить за тем, чтобы студенты переходили к реализации программы (непосредственно к игре) только после тщательной проработки плана, оформления плановых документов.

Как показывает практика, особые затруднения у студентов вызывает разработка прогноза денежных потоков, а также выявление причин отклонения фактического развития событий и результатов от плана. Кроме того, дополнительного стимулирования требует использование отчетных и аналитических документов для обоснования плановых мероприятий.

При введении в тему практического занятия по второй ситуации «Управление издержками предприятия» необходимо подчеркнуть преимущества стратегии низких издержек, напомнить виды и цели классификаций затрат, уровней себестоимости.

Заполнение таблицы «Резервы снижения себестоимости» позволяет студентам систематизировать существующие направления экономии затрат и выделить те из них, которые можно использовать в процессе деловой игры. При работе над данной игровой ситуацией также важное значение имеет переход к реализации программы (непосредственно к игре) только после подробной разработки программы снижения издержек по всем возможным направлениям.

Особое значение в усвоении данной темы имеет подведение итогов игры, сравнение результатов работы команд. Именно на этом этапе при выявлении факторов успеха лидеров происходит сравнение отдельных направлений экономии, их эффективности, понимание стратегии как комплексного явления.

И еще одна рекомендация, касающаяся подготовки к занятию на основе КДИ «БИЗНЕС-КУРС» на тему «Планирование издержек производства». Учитывая ограниченные возможности игровой модели, где невозможно, например, выбрать поставщика, канал приобретения сырья, сэкономить на постоянных издержках и т.д., при наигрывании ситуации необходимо:

· завысить затраты на рекламу и комиссионные;

· завысить затраты на заработную плату, контроль качества;

· оставить хотя бы 1 цех с высоким уровнем износа оборудования;

· хотя бы 1 цех должен работать в 1 смену, чтобы можно было запланировать использование эффекта удешевления за счет роста масштабов производства;

· приобретать сырье повышенного качества.

Следует отметить, что предложенные в данном пособии ситуации по двум темам не исчерпывают возможностей использования КДИ «БИЗНЕС-КУРС» для изучения дисциплины «Управление предприятием». Создание проблемных ситуаций возможно и по следующим темам, предусмотренным государственным образовательным стандартом: «Система планов предприятия, их взаимосвязь», «Планирование потенциала предприятия», «Планирование сбыта», «Планирование ресурсного обеспечения деятельности предприятия».

3.2. Практическое занятие по теме «Управление предприятием программно-целевое управление предприятием»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.