Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первая систематизация философского и научного знания: Аристотель и перипатетики 4 страница





Реальный мир изменчив, он всегда в движении. Рассматривая его в динамике, Аристотель использует понятия действующая (двигательная) и финальная (целевая) причины. Для понимания и объяснения сущего необходимо познать все виды причин. Проиллюстрируем это на следующем примере. Так, человек, с точки зрения первых двух причин, есть единство материи (тела) и формы (души). Рассматривая его динамически, мы отвечаем на вопросы: «Как он родился?» (двигательная причина - родители, давшие жизнь); «Зачем он живет?» (целевая, финальная причина). Органичное рассмотрение всех четырех оснований раскрывает сущность человека.

Аристотелевская концепция бытия отличается от всех предшествующих, и в первую очередь, от платоновской. В ней преодолен разрыв между миром идей и миром вещей. Реальное бытие предстает как единство, как синтез формы и материи. Одно без другого существовать не может. Они взаимно предполагают друг друга. В рамках этой концепции отношения единичного и общего, оставшиеся камнем преткновения и для элеатов и для Платона, рассматриваются Стагиритом как отношения двух сторон действительности.

«Бытие» Аристотеля многозначно. В его сферу равно входят и чувственное, и умопостигаемое. Все виды бытия через связку структурно соотнесены у него с субстанцией. Субстанцияестьформа-в-материи, т. е. бытие. Ей присущи такие неотъемлемые свойства, как движение, пространство, время. И материя, и ее атрибуты вечны. Но что обуславливает их вечность? По Аристотелю - это некое первоначало, перводвигатель, неподвижная абсолютная причина подвижности сущего – Бог, то есть вечная сверхчувственная субстанция, чистый разум. По этой причине мир не имеет ни начала, ни конца. И всегда был таким, каков есть.

У Аристотеля связь и соотносительность формы и материи прекращается у границы, отделяющей «мировой шар» от перводвигателя или от Бога, для него это - высшая, «чистая» форма - форма форм, которая является «неподвижным перводвигателем», источником активности и вечного движения в мире. Уже одно существование активной деятельности мысли («чистой формы») дает первотолчок для того, чтобы материя испытала стремление и потребность к реализации формы. А это необходимое условие перехода потенциального бытия в актуальное, реальное бытие. Таким образом, Бог как форма всех форм есть цель мира и всего мирового процесса. Это высшая действительность, вечно созерцающий себя ум. Мысль перводвигателя есть мысль теоретическая (мысль о мысли). Предметом такого мышления является собственная деятельность мышления.



Важная роль в учении Аристотеля отводится логике, которую он называет «аналитика» (разрешение) и силлогистика. Современный смысл слова «логика» и логика в античном ее понимании не совпадают. Аристотель называет аналитику орудием познания («Органоном») и подразумевает под этим метод познания, с помощью которого из некоего заключения извлекаются элементы и предпосылки и тем самым раскрывается, как нечто получено, обосновано и оправдано ли это обоснование. Иначе говоря, с точки зрения Аристотеля, логика (аналитика) есть такой метод (орудие) познания, который представляет собой набор мыслительных операций, необходимых для любого типа исследования. Он учит «правильно мыслить», то есть избегать противоречий в процессе мышления.

Логика Аристотеля основана на категориальной структуре бытия - сущность бытия раскрывается через десять общих понятий - категорий, которые, так или иначе, имеют отношение к бытию. Ближе всех к понятию «бытие» стоит категория «сущность». Ее зачастую отождествляют с бытием. Девять других категорий соотносятся с понятием «бытие» через «сущность». Это – «качество», «количество», «отношения», «место», «время», «действие», «страдание», «состояние», «обладание». Категория «сущность» отвечает на вопрос: «Что есть вещь?». Другие девять категорий - на вопрос: «Каковы свойства вещи?». Сущность - это внутренние, неотъемлемые свойства предмета, которые и отличают его от всех других. Сущность неизменна, неделима, неощутима чувствами, умопостигаема. Она - носитель совокупных свойств вещи.

Задача логики - установить правила получения достоверных знаний, которые приобретаются путем умозаключений и доказательств - силлогизмов. Силлогистика Аристотеля - это учение об умозаключениях и доказательствах, которые основаны на отношениях общего и частного, индукции и дедукции. Это - формальная логика. В рамках логики Аристотель не только разрабатывает категориальный аппарат, но и обосновывает ее основные законы. Их четыре.

1) Закон тождества: предмет равен самому себе (А=А);

2) Закон противоречия: мы не можем об одном и том же предмете утверждать, что он одновременно равен и неравен себе, то есть, что он есть и то, и другое (А=А и А не =А);

3) Закон исключенного третьего: мы не можем утверждать, что предмет есть «А» или «не-А», а нечто третье. Третье исключено: из двух взаимно противоположных суждений истинным может быть только одно;

4) Закон достаточного основания: для того, чтобы «А» было «А», у него для этого должны быть не только необходимые, но и достаточные основания.

Обосновывая теорию познания, главным методом которой выступает логика, Аристотель подчеркивает, что цель научных исследований -познаниенеобходимого и всеобщего. Но всеобщее познается через частное, единичное, то есть чувственно воспринимаемое индивидуальное бытие вещей. В отличие от Платона, он признает реальность материального мира и первичность его по отношению к субъекту познания.

Познание - противоречивый, развивающийся процесс. Это восхождение от простого к сложному, от эмпирических фактов к теоретическим обобщениям, от чувственной ступени познания к предельным абстракциям. Другими словами, путь познания - от ощущения, представления, опыта, усиленного памятью, до искусства и науки. Теоретические исследования необходимо сопоставлять с опытом, практикой.

Аристотель признает реальность бытия вещного мира и не противопоставляет его миру идей. Наоборот, подчеркивает их противоречивое, диалектическое единство. Отслеживая, каким образом они взаимосвязаны, Стагирит обосновывает концепцию двух видов сущностей. В «Метафизике он пишет: «вторичными сущностями называют те, в которых как в видах и родах, содержатся первые сущности». В «Категориях» уточняет, что материя- это «субстрат формы», то есть необходимое для существования вещи (индивидуального бытия) основание. Как, к примеру, дерево - субстрат формы дома, а глина - субстрат амфоры. Лишь соединение материального и формального начал образует субстанциональную сущность. Следовательно, «первая субстанция», сущность - это индивид, форма же является «субстанцией второй». В то же время в «Метафизике» Аристотель отмечает: «Я называю формой суть бытия всякой вещи и ее первую сущность первой субстанцией». Противоречивость этих суждений кажущаяся. С точки зрения эмпирического опыта, чувственной ступени познания «первая сущность» - это индивид, индивидуальное бытие вещи. Но суть бытия всякой отдельной вещи - форма («вторая сущность»), которая на теоретической ступени познания является первой, определяющей субстанцией. Иными словами, бытие есть материя-в-форме, где первая ступень - бытие всеобщее - форма, поскольку именно она дает основание отдельному, актуализирует потенциальное бытие - материю. Из этого следует, что рассматривать «первую» и «вторую» сущности по отдельности бессмысленно. Лишь их противоречивое единство раскрывает субстанциональность бытия. Первичность-вторичность сущностей относительна. Все зависит от того, с какой точки зрения они классифицируются - эмпирической или теоретической.



Учение о государстве Аристотеля изложено в трактатах «Политика», «Никомахова этика», «Большая этика». Оно неразрывно связано с его этическими и общественно-политическими взглядами, учением о душе. Понятие «общество» и «государство» для Аристотеля равнозначны. И в этом нет ничего удивительного. Индивид для государства, а не государство для индивида - по этому закону жили древние греки. Благо отдельного человека по природе своей то же, что и благо государства. В «Никомаховой этике» Аристотель писал, что «государство возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной … жизни». Человек по природе - существо государственное, политическое: «Тот, кто не может войти и составить часть некоего сообщества, кто не нуждается ни в чем, ни в ком, … то, не являясь частью государства, он - либо зверь, либо Бог».

Сущность государства Аристотель понимал как политическое сообщество людей, соединившихся для достижения общего блага. Проанализировав с этой точки зрения все формы государственного правления, имевшие место в Греции, он подразделил их на «правильные» и «неправильные». К первым относятся монархия, аристократия и полития («срединный» путь между олигархией и демократией, т.е. такой вид правления, когда в интересах общей пользы правит большинство; в политии высшей верховной властью пользуются лица, имеющие право владеть оружием, поскольку среди общей массы именно им свойственна высшая степень добродетели); «неправильные» - тирания (деформация монархии), олигархия (деформация аристократии), демократия(деформация политии, то есть власть народа без должного правового обеспечения). Неправильные формы правления нарушают равновесие сил и добродетелей в государстве. Они не могут обеспечить благую, совершенную жизнь граждан. Заключение это Аристотель делает после тщательного изучения и сопоставления существовавших в его время типов государственной власти. Имеются сведения, что в школе Аристотеля систематически исследовались конституции греческих полисов, которых всего было собрано 158. До нашего времени дошла лишь т.н. «Афинская полития» (В.Ф. Асмус).

Аристотель полагает, что в современной ему Греции «главными видами государственного устройства, по-видимому, являются два - демократия и олигархия, подобно тому, как говорят главным образом о двух ветрах - северном и южном, а на остальное смотрят как на отклонение от этих двух. Ведь аристократию считают некой олигархией, а так называемую политию - демократией ...». Он склоняется к мысли, что наилучшей формой правления может быть полития, поскольку при ней власть находится в руках «среднего элемента» - граждан не слишком богатых и не слишком бедных, а потому способных повиноваться доводам разума и заботиться об общем благе.

Государство требует от граждан активного участия в управлении и определенных добродетелей, без которых невозможно благосостояние общества. Его цель - избежать крайностей в отношениях между людьми - таких как чрезмерное богатство или бедность, чрезмерная политическая власть личности или власть толпы. В «Политике» Аристотель отмечает, что «…устойчивым государственным строем бывает единственно такой, при котором осуществляется равенство в соответствии с достоинством и при котором каждый пользуется тем, что ему принадлежит».

Идеальное государство, по Аристотелю, должно во всех отношениях соответствовать «золотой середине» - быть ни многонаселенным, ни малонаселенным; основой его должен быть средний класс; здесь не должно быть очень богатых и очень бедных. Должна существовать частная собственность на средства производства, землю и рабов. Выстраивая концепцию такого государства в «Политике», он полемизирует с Платоном, считая, что его ошибка заключается в том, что тот настаивал на общественной собственности, а для воинов оговаривал даже общих жен и детей. Аристотель считает: «если собственность будет общей, … само существование окажется совершенно невозможным, … следует требовать относительного, а не абсолютного единства, как семьи, так и государства. Если единство зайдет слишком далеко, то и само государство будет уничтожено».

Государство «не есть ни топографическое общение, ни охранительный союз против несправедливостей, ни общение ради хозяйственного обмена. … все это необходимо должно быть, чтобы создалось государство», … но возникает оно только тогда, когда «создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни» (чтобы жить счастливо, ради благой жизни).

Выстраивая концепцию идеального государства, Аристотель рассуждает как типичный житель античного полиса. Он ставит «природу» (сущность) государства выше природы семьи (ойкоса) и индивида: целое должно предшествовать своей части. Лишь в том случае, если целое совершенно, то совершенны и его части. По Аристотелю, главная цель идеального государства – создать такие условия для «свободнорожденных» (для правящего класса), чтобы они имели право на досуг. Именно досуг «открывает возможность для истинной добродетели и для тех видов деятельности, которые совместимы с добродетелью».

В «Никомаховой этике» Аристотель развивает тему досуга, увязывая его с этическим идеалом. Из текста следует, что под «досугом» он понимает «разумную творческую познавательную деятельность» (см. «Никомахова этика»). Стагирит пишет, что «настоящая цель жизни человека» – не наслаждение, а «блаженство». Блаженство состоит не в развлечениях, а в «деятельностях, в которых человек не стремится ни к чему иному, помимо самой своей деятельности», – самодостаточной, созерцательной деятельности по достижению истины. Поэтому блаженство сообразно с добродетелью. Блаженство состоит в досуге, позволяющем достичь добродетельной цели. Такая жизнь, - продолжает Аристотель, - более значительна, чем возможно человеку. Но разумная жизнь «естественна для человека, так как она-то и делает его человеком по преимуществу». Высшей доблестью, этическим идеалом античного человека Аристотель провозглашает «теоретическое созерцание истины», т.е. досуг, который является предпосылкой для занятий философией.

Учение Аристотеля – это вершина античной философии, его система универсальна, она стала основой многих последующих философских учений. Его творчество имеет не только теоретическую, но и историческую ценность. Во всех исследованиях, включая утопию, ему удалось раскрыть реальное бытие древнегреческого общества.

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 1051; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.