Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия жизни»: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон 2 страница




Абай, как носитель не только мировой, но прежде всего культуры номадов, высоко ценит слово. Его стихи пронизаны магической силой «бата» - благословения словом. И потому, видимо, и по сей день «Слова назидания» (это своеобразное «бата» мыслителя) звучат более чем современно, они понятны и притягательны для народа. В них Абай умело соединил культ слова и культ предков – носителей мудрости, лежащих в основе культуры казахского народа. Он дополнил эти два столпа культуры образом совершенного человека – пытливого, стойкого, нравственного, сознающего себя, как и любой вольный номад, центром мироздания и посредником между Землей и Небом. Это эпический герой, заброшенный волей судьбы в условия жизни XIX века, руководствуется, по Абаю, Умом, Сердцем и Волей, «сшивая» собой средний, верхний и нижний миры космоса казахской культуры, творя гармонию микро- и макрокосма (субъект-объектных отношений). Расставив в своих стихах эти ориентиры, Абай показал, как, при каких условиях может выжить его современник и «стать человеком». Но наряду с этим поэт не уставал говорить своему народу нелицеприятные вещи о патриархально-родовых пережитках, о личном и общечеловеческом несовершенстве, о низкопоклонстве и лени, о жадности одних и беспечности, равнодушии других. Бичуя, Абай будил родовую память соплеменников, открывал им глаза на мировую культуру и призывал к достойному бытию.

Ни одно из его произведений не увидело свет при жизни мыслителя. Лишь через пять лет после смерти поэта в Петербурге был издан сборник его стихов, а прозаические произведения, представляющие сугубо специфический жанр литературы, - «гаклия» (Слова-назидания) или «Кара сёзь» (слова в прозе, «белая проза») были опубликованы лишь в советское время.

По Абаю, с самого рождения жизнь ребенка определяется двумя побудительными мотивами. Первый - витальный, это потребность есть, пить и спать, без чего тело ребенка не сможет стать приютом души, не будет расти и крепнуть. Второй - стремление к знанию. Человек утверждает себя на земле, постигая тайны явлений природы или делая определенные предположения на этот счет. Это и отличает его от животного, «выдает его душу», свидетельствует о разделении разума и воли. Другими словами, по Абаю, человек отличается от других живых существ наличием разума, свободы воли и двойственной натурой – природной и социальной.

Основой положительных нравственных качеств человека, считал он, является жажда знаний, просвещения, науки. Так как только «в душу просвещённого человека вселяется свет чисто истинной и искренней веры в Бога (иман)», веры, незапятнанной религиозным лицемерием, обманом и ханжеством.

Абай полагал, что, познавая мир посредством своего разума, человек постигает не мнимую, как в религии, а действительную, как в науке, сущность Божества, и таким путём сам приобретает подлинно человеческие черты, становится деятельным человеком, способным понять, что любовь и справедливость, как высшие формы выражения сущности Бога, должны стать его собственной сущностью.

«Двадцать седьмое слово» из «Слов назидания» Абая написано в форме диалога Сократа со своим учеником Аристодемом, рассуждавших о том, какими высокими качествами наделил человека Бог и каким «вечным должником» Бога является человек за то, что он «удостоен его любви».

В «Словах» Абай с презрением говорит о волостных правителях и биях, сидящих на шее народа. «Кто же примет мудрый совет? Кто послушает наставления? Ни волостной старшина, ни бий меня не услышат... У них в голове своя забота: не оказаться виноватым перед начальством, не пропустить в аул разных смутьянов». «Уважать ли мне волостного старшину и бия? - пишет он в «Двадцать втором слове». - Но нет биев и старшин справедливых! А биям и старшинам, купившим свои места, нет основания, требовать к себе уважения». Но мы знаем, что сам Абай, многие годы исполнявший обязанности бия, снискал у своего народа безграничные доверие, любовь и уважение.

Абай предложил, как до него и Чокан Валиханов, собственную реформу выборов волостных правителей и биев. Он хотел, чтобы волостной правитель был человеком, получившим образование и на казахском, и на русском языке, избирался народом на долгий срок, защищал народные интересы, поддерживал полезный труд, ремесла, просвещение.

Образованию, знанию и науке Абай придавал первостепенное значение. «Без науки… нет блага ни на том, ни на этом свете». «Сорок пятое слово» заканчивается словами: «Тот, у кого больше знаний, любви, справедливости, — тот мудрец, тот ученый, тот и обладает миром».

«Надо создать школы, - писал он в «Сорок первом слове», - надо, чтобы население дало средства на эти школы, надо, чтобы учились все, даже девушки. И вот тогда, когда молодежь вырастет, а состарившиеся отцы перестанут вмешиваться в дела и разговоры молодежи, может быть, тогда казахи исправятся».

В своих стихах Абай учил казахов отличать русский народ и его демократическую культуру от царских колонизаторов и их политики. Абай призывает казахов изучать русский язык, русскую науку и культуру для того, чтобы принести пользу родному народу и вписаться в мировую культуру. Причину прогресса, успехов и достижений в области экономики и культуры он видит в честном труде на благо человека, народа и Родины. «Ум и знания - плоды труда», - пишет он в «Сорок третьем слове».

Философские воззрения Абая направлены на утверждение в обществе таких гуманистических ценностей, как вера, любовь и разум, нравственность, совестливость, ответственность, уважение других, любовь к людям, стремление к знаниям, «к которым ведут живая душа и отзывчивое сердце».

И. Алтынсарин (1842-1889 гг.) – выдающийся казахский просветитель, поэт и демократ. По своим политическим убеждениям он был сторонником народного самоуправления, но решительно отказывался от идеи социализма. Возможно потому, что идея социализма в его русском окружении и, тем более, в административных кругах, с которыми ему, как инспектору народного образования, приходилось постоянно иметь дело, была совершенно неприемлема и считалась чем-то губительным для существования общества.

По Ибраю, просвещение народа может заложить основы будущего казахов. Настаивая на организации светских школ в казахской степи, Алтынсарин считал, что они должны давать знания об окружающих человека предметах и явлениях мира. Только светское совместное обучение может обеспечить экономическое и нравственно развитие народа. Он был искренне убежден, что «под просвещением следует понимать такие знания, которые всецело основаны на науке» (О.А. Сегизбаев). Эти идеи казахского просветителя выражали точку зрения лучших представителей прогрессивной мысли той эпохи.

На протяжении всей своей жизни Алтынсарин, избравший путь народного просветителя, стремился, как он сам писал, «где только предстоит возможность противодействовать злу, разъедающему общественное благосостояние…» - в образовательной, политической, культурной сферах. Он собирал пожертвования для открытия народных библиотек и русско-казахских школ с пансионатом (бесплатным общежитием и питанием) для девочек из бедных семей. Как человек, превосходно разбирающийся в литературе, Алтынсарин подготовил учебники по русской литературе для младших классов, унифицировал казахский алфавит на основе кириллицы. Недоброжелатели обвиняли его во многих тяжких грехах – от просоциалистических идей …до антиправительственных действий. На что Ибрай отвечал: «Но пусть твориться воля божья, я не отступлюсь от коренных своих убеждений».

9.2 Социально-философские, общественно-политические и этико-гуманистические взгляды писателей и поэтов Казахстана конца XIX - первой половины ХХ века (Ш.Кудайбердиев, А. Байтурсынов, М. Дулатов, С. Торайгыров, Ж. Аймауытов, М. Жумабаев)

Ш. Кудайбердиев (1858-1931 гг.) – просветитель, ученый, публицист - в книге «Три истины» раскрывает предназначение человека в мире. По его мнению, первую истину составляет истина веры, признающая Создателя и бессмертие души. Но, поскольку эта истина бралась на веру и не получила сколько-нибудь достаточного научного обоснования, то основная масса людей осталась к ней глухой. Вторая истина – это истина науки, основанная на чувственном восприятии и рациональном мышлении. Но доводы науки оказались неоднозначными и подвергались опровержению по мере дальнейшего развития жизни и знания. Поэтому они не могли стать основанием для формирования добрых начал человеческой души. Наконец, третья истина – это истина души, субстанциональную основу которой составляет совесть. Именно совесть, как изначальная потребность души, и есть та истина, которая может очистить от нравственной убогости и поставить человека на путь праведной жизни.

В «Записках забытого» Шакарим отмечает, что основой для хорошей жизни должны послужить честный труд, совестливый разум и искреннее сердце. Эти три качества должны господствовать над всем, ибо без них не обрести в жизни мира и согласия. Философия этого самобытного мыслителя «формировалась на основе сопоставления истинной веры и науки, знания и религии» (О.А.Сегизбаев). В советские времена такая позиция оценивалась властями как крамола и была потенциально опасной для любого, кто ее разделял. Однако Шакарима это не остановило. Он не только писал «в стол», но и публиковал свои работы на страницах газет и журналов. Его деятельность можно назвать гражданским подвигом во имя истины и народа.

А. Байтурсынов (1873-1937 гг.) – известный казахский просветитель, поэт, учёный, тюрколог, переводчик, педагог, публицист и общественный деятель. Он нередко выступал с разоблачением произвола местных управителей и колониальной политики царского самодержавия. Байтурсынов осознал, что просвещение и образование принесут ощутимую пользу народу лишь при условии социальных перемен

Революция 1905-1907 годов зародила в нём надежду на перемены в общественной жизни. Он активно участвует в народных волнениях, часто выступает перед демонстрантами, организует группу казахской интеллигенции, вместе с ними составляет петицию в адрес правительства в Петербурге. В годы реакции продолжает работу в подпольных организациях. Жандармы арестовали Байтурсынова и его товарищей и в 1909 году заключили в Семипалатинскую тюрьму, продержав под следствием восемь месяцев. Затем его выслали за пределы казахской земли, долгое время он находился под надзором полиции, но борьбу за свободу своего народа не прекращал.

В те годы он писал стихи и делал переводы из русской классики. Сборник «Сорок басен» А.Байтурсынова увидел свет в 1909 году в Петербурге. Он принёс ему известность поэта, переводчика и человека, болеющего всей душой за народ. Сборник стихов «Комар» вышел отдельными изданиями в 1911 и 1914 годах в Оренбурге. Байтурсынов мечтал о подъёме казахской культуры через просвещение народа и пропаганду достижений общечеловеческих ценностей.

1913-1917 гг. – примечательный период в жизни Ахмета Байтурсынова. Он стал редактором газеты «Казах», единственной тогда на казахском языке, выпускавшейся в Оренбурге. Здесь он публикует немало своих статей по вопросам просвещения, литературы и языкознания, знакомя читателей с богатым культурным наследием народа, призывая к свету знаний, духовному совершенству.

В бурные годы Февральской и Октябрьской революций, как и многие представители российской и казахской интеллигенции, А. Байтурсынов не сразу разобрался в сути происходящих событий. В 1919 году он перешел на сторону советской власти и, получив мандат за подписью Ленина, принял участие в работе Революционного комитета по управлению Казахским краем. После образования Казахской советской республики Байтурсынов вошел в состав правительства как нарком просвещения. В газете «Ак жол», в академическом центре Казахстана при народном Комиссариате просвещения были опубликованы ряд его трудов по языкознанию и литературоведению.

В годы репрессий Байтурсынов в числе трёх десятков государственных и культурных деятелей без всяких оснований был арестован, сидел в тюрьме, затем сослан в Архангельск. В 1934 году благодаря вмешательству М. Горького и его жены Е. П. Пешковой, с помощью Международного Красного Креста его освободили, но свобода длилась недолго, в 1937 году Ахмета Байтурсынова вторично арестовали и вскоре приговорили к расстрелу. Только спустя полвека справедливость восторжествовала, в 1988 году советским судом он был посмертно оправдан за отсутствием состава преступления.

М. Дулатов (1885-1935 гг.) – общественно-политический деятель, поэт и писатель, член национально-демократической партии «Алаш», в 1928 г., как и другие алашординцы, был приговорен к расстрелу, который за отсутствием состава преступления заменили десятью годами каторжных, ставших для него смертельными, работ.

Задолго до Октябрьской революции Мыржакуп Дулатов написал свою первую поэму – «Оян, казак!» («Проснись, казах!»), принесшую ему в среде интеллигенции и простого народа известность. В творчестве Дулатова большое внимание уделялось раскрытию общественных отношений и человеческих характеров. Это отчетливо проявилось в его социально-психологическом романе «Несчастная Жамал», где дан анализ внутреннего мира различных социально-психологических типов личностей, их душевных переживаний.

Выдающийся поэт-демократ. С. Торайгыров (1893-1920 гг.) полагает, что в век научно-технического прогресса необходимо уделять должное внимание проблеме человека. В романе «Камар-слу» он настаивает на гуманизации общественных отношений, резко выступает против завышенной оценки роли рационального мышления. Критикуя слепое подчинение достижениям техники и цивилизации, он призывает людей к бережному отношению к природе.

Ж. Аймауытов (1889-1931 гг.) в своих произведениях выступает за торжество нравственности и не приемлет самодовольной ограниченности человека. Он полагает, что преодоление самодовольства человека возможно через возвышение его разума, поиск им истины, которые сопряжены с сомнениями и даже потерями.

М. Жумабаев (1893-1938 гг.) в образной поэтической форме отобразил противоречия социальной действительности начала ХХ века. На его творчество оказали влияние казахская и русская, восточная и западная культуры. В книге «Образы мира Жумабаева» Б.А.Жетписбаева отмечает: «многие произведения свидетельствуют о том, что поэт был блестящим знатоком не только своей, но и восточной поэзии, истории, философии, русской и западной литературы, что он находился в гуще духовных исканий своего времени, изучал ведущие философские идеи, развитые в трудах О.Шпенглера, Ф. Ницше, В.Соловьева, П.Флоренского, Н.Бердяева и других».

Несомненно, что все это нашло отражение в его сборнике стихов «Шолпан» («Утренняя звезда»), книге «Педагогика» и в других поэтических и прозаических произведениях. Элементами символизма, экзистенциализма пронизаны циклы его стихов «Туркестан», «Весной», поэмы «Баян батыр», «Коркыт», рассказ «Грех Шолпан». Например, в поэме «Баян батыр» он говорит не только о любви, но и о смысле жизни, о развитии природы, общества, о долге и чести человека. В его представлении гуманизм есть право человека на равенство и счастье.

Как видно, в конце XIX –начале XX-го вв. на казахской земле появилась, как это обычно случается в мировой истории при смене эпох, когорта энергичных, образованных, целеустремленных людей, способных понять суть происходящих перемен и намеренных принести максимальную пользу своему народу. В этом конкретно-историческом отрезке времени казахи-пассионарии были большей частью представлены разночинной интеллигенцией. Они не совершили больших открытий в той или иной сфере общественной жизни. Перед ними стояла иная задача – разбудить и просветить собственный народ, напомнить ему об истоках родной культуры, помочь вписаться в мировой ход истории и найти ответы на «болевые» проблемы своего времени.

9.3 Русская философия XVIII - XIX века: славянофильство и западничество, славянофильство и евразийство; историософия и религиозно-философские традиции (М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Г. Сковорода, П.И. Пестель, П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский, С.Н. Трубецкой, Л.Н. Гумилев)

В русской философии Просвещения можно выделить два основных направления. Первое – традиционное, берущее начало от древней русской и средневековой протофилософии, которая сформировалась в рамках религиозного мировоззрения и была представлена рукописными текстами «поучений», наставлений, «молений» и раздумий в трудах Феофана Прокоповича, Дмитрия и Антиоха Кантемиров, «Домостроем» (сводом правил поведения горожанина по отношению к властям, церкви, к семье и слугам), составленным протопопом Сильвестром. В них рассматривались проблемы связи Бога с человеком и природой; соотношения теизма и пантеизма; обоснование универсального значения благодати как духовного дара, духовной свободы личности, обретение которых возможно независимо от национальной принадлежности верующего; общее понимание «мудрости» как способа осуществления и этического ограничения самовластия; этические нормы поведения мирян; политические проблемы взаимных отношений церковной и царской власти и другие насущные вопросы. Второе - естественнонаучное, сформировавшееся под знаком петровских реформ, направленных на ускоренную европеизацию Руси и создание светского государства - Российской империи. Именно эта эпоха «ученического усвоения европеизма» положила начало неизжитым и по сей день противоречиям русской жизни, которые проявились в расколе единой культуры, в отчуждении между народом и самой Империей, что в конечном итоге завершилось революциями. Но именно этот период ознаменовался блестящим развитием русской науки, и было положено начало «золотому» и «серебряному» веку классической русской культуры.

Основы философского мышления этого времени представлены трудами М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева, Г.С.Сковороды.

М.В.Ломоносов (1711-1765 гг.) – первый самобытный русский ученый-универсал и философ-деист, заложил основы естественнонаучного направления философской мысли в России.

А.Н.Радищев (1749-1802 гг.) был человеком высокой культуры (Н.Лосский). Знаменитый критик несправедливости русской жизни в работе «Путешествие из Петербурга в Москву» выступил за равноправие, человеческое достоинство, духовную и социальную свободу людей. После почти не оставившего в политической жизни страны следа легендарного правления Новгородского вече, России помимо неспешного, всегда запаздывавшего реформирования политической системы «сверху», были присущи и попытки реформаторства «снизу». Начало этому было положено исследованиями Радищева о «вольном», правовом государстве без самодержавного гнета. Спустя два десятилетия эти исследования были развиты декабристами и стали основой предложенной ими буржуазно-демократической программы преобразования российской действительности, которую они попытались воплотить в жизнь, решившись на вооруженное восстание против самодержавия.

За критику существующего строя Екатерина Великая сослала Радищева в Сибирь. В ссылке он написал трактат в четырех частях «О человеке, о его смертности и бессмертии». Как и другие представители русского Ренессанса XVIII в., Радищев выступил в этом исследовании как деист - привел доводы о смертности души, а затем доказал, что душа бессмертна. Рассуждал он следующим образом: цель жизни заключается в стремлении к совершенству; «поэтому разумно полагать: 1) после смерти одной плоти человек приобретает другую, более совершенную, в соответствии с достигнутой им ступенью развития; 2) человек непрерывно совершает свое совершенствование». Развивая эту мысль, Радищев заявляет, что принципиальное отличие человека от прочих живых существ состоит в наличии у него разума, но еще более важное отличие заключено в его способности к моральным действиям: «Человек единственное существо на земле, ведающее худое и злое», и «особое свойство человека – беспредельная возможность как совершенствоваться, так и развращаться».

В основе социальных воззрений А.Н. Радищева лежала теория естественного права и общественного договора, выдвинутая французскими просветителями. И Ломоносов, и Радищев были убеждены в изначальном равенстве людей, в необходимости институционализации одинаковых прав, свобод и обязанностей граждан

Г. Сковорода (1722-1794 гг.) является истинным Сократом на русской почве, так как был провозвестником своеобразной русской философии, а все остальное до него было привозным и неорганичным (А. Ф. Лосев). По преданию этот странствующий нищий философ написал для своего надгробия эпитафию: «Мир ловил меня, но не поймал», под этим «миром» скиталец и аскет подразумевал «внешнюю, суетную» сторону жизни.

Основная идея философских воззрений этого «крестьянского просветителя» – антропологизм. Он исходил из того, что познание возможно только через человека. Человек - это микрокосм, потому в познании самого себя может найти последний критерий, основание для познания жизни. Он уделял большое внимание проблеме бытия, которое понимал как три одновременно существующих мира: бытие человека (микрокосма), бытие Вселенной (макрокосма) и «бытие «символической» реальности, которая «связует большой и малый миры и одновременно их в себе отражает».

Поэтому вторая основная идея его системы - мистический символизм, который позволяет постичь живую связь бытия и его скрытую сущность. На основе антропологического символизма Сковорода рассматривает Библию как объект любви, даже влюбленности. Потому и его метафизика, и теология имеют мистический характер. Так, он утверждал, что «воля и разум в их божественной глубине суть одно и то же», однако, в жизни они разорваны и мучительно стремятся к первоначальному единству. Воля могуча, однако слепа, а разум ясен, однако бессилен. Цель жизни состоит в том, чтобы «вернуться в отчий дом», чтобы посредством разума уяснить, а посредством воли приблизиться к познанию истины. Исходя из этого, Сковорода приходит к заключению, что счастье состоит в следовании собственной природе, в созидании, в работе над самоопределением в жизни, в тонкой восприимчивости велений своего духа, в счастье переживать собственное «Я».

Социально-политические идеи о преобразовании власти, движущих силах исторического прогресса и роли личности в истории изложены в трудах декабристов (П. И. Пестеля, И. Д. Якушкина и др.). Опережая свое время, П.И. Пестель (1793-1826 гг.) утверждал, что для новой буржуазно-демократической формы правления революции недостаточно, ибо она лишь повергнет страну в хаос. Следует ограничиться военным переворотом и поэтапными реформами. Для этого понадобится переходный период сроком в 10-15 лет, - период диктатуры временного Верховного правления, - в ходе которого необходимо будет решить аграрный вопрос. Только наделение крестьян землей после отмены крепостного права обеспечит им действительную свободу. Характеризуя социальную программу Пестеля, Герцен назвал его первым в России «социалистом до социализма» и непосредственным предшественником теории «русского социализма».

П.Я.Чаадаев (1794-1856 гг.) – представитель религиозно-философского направления в русском западничестве. В центре его внимания – историософские вопросы метафизического смысла истории и свободы, взаимоотношений Запада и России, предназначения человека. Он обосновал учение о «духовной сущности Вселенной» и «высшем сознании (Мировом разуме), зародыш которого составляет … сущность человеческой природы». Место и предназначение человека в мироздании Чаадаев определяет как «последнюю грань усилий разумного существа, конечное предназначение духа в мире». Задача человечества состоит «в слиянии нашего существа с существом всемирным».

П.Я.Чаадаев резко критикует российское прошлое и настоящее. В трактате «Философические письма» он показывает, что культурно-исторический процесс имеет сакральный (священный) характер, поскольку, несмотря на трагические противоречия, происходит созидание Царства Божьего. Эта историософия на базе провиденциализма составляет суть его философских воззрений. Мыслитель всесторонне обосновывал ее на протяжении всей своей жизни. В письме к Тургеневу Чаадаев писал о России: «провидение создало нас слишком сильными, чтобы быть эгоистами, оно поставило нас вне интересов национальностей и поручило нам интересы человечества, …таков логический результат нашего долгого одиночества».

Он критично оценивает недостатки и того, и другого пути развития. В «Письмах» Чаадаев говорит о российском народе, как «выпавшем из мирового исторического пути развития», и потому, «…одинокие в мире, мы ничего не дали миру»; но «бесплодность» исторического прошлого России «является в известном смысле благом»: у нас все впереди. Европейцам он ставит в вину излишний прагматизм, «механицизм», крайний индивидуализм и бездуховность: «не все в европейских странах проникнуто разумом, добродетелью, религией, далеко нет».

Обосновывая свои взгляды на ход истории, он исходил из того, что культурно-исторический процесс направляется высшими силами, и вдохновлялся мыслью об исторической перспективе единого для всех пути развития, основанного на идеях добра, долга, добродетели, закона. Для западного человека «…идеи долга, справедливости, права, порядка» уже стали элементом социального уклада, потому и следует брать пример с Запада. Духовность, идеи общности, добра, свойственны народу России. Но как достигнуть единения? Чаадаев дает ответ на этот вопрос: мы «против своей воли влечемся к добру какою-то высшей силой», на нее и следует целиком положиться.

Чаадаев считает, что Россия призвана осуществить религиозный синтез: православие способно оживить «тело католической церкви, которое слишком сильно механизировано». Нам следует в свою очередь усвоить все, что есть ценное в Европе.

За публикацию на русском языке в журнале «Телескоп» первого письма Чаадаева Николай I объявил его сумасшедшим и на год изолировал от общества под домашний арест. Прекратилась и публикация «Философических писем». Лишь в начале ХХ века они увидели свет в журнале «Вопросы философии и психологии».

Будучи сторонником западного пути развития, Чаадаев не идеализировал западноевропейскую историю и был убежден, что России предстоит сыграть всемирно-историческую роль: в будущем «мы станем умственным средоточием Европы». В статье «Апологии сумасшедшего» он уточняет: «Мы призваны решить большую часть проблем социального порядка…ответить на важнейшие вопросы, которые занимают человечество».

Славянофилы - И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.Н. Леонтьев и другие - заложили основу последующего философского движения, вершиной которого стала русская религиозная философия. Самостоятельная русская философская мысль зародилась в начале XIX века, когда, по определению Н. Лосского, «…русское общество уже пережило период увлечения немецким идеализмом Канта, Фихте,…Гегеля», философией природы и эстетикой Шеллинга. Начало этой самостоятельности связано с именами славянофилов Киреевского и Хомякова. Они не создали никакой философской системы, но заложили основы христианской философии (концепцию цельности духа и соборности) и обосновали самобытность русского духовно-исторического процесса.

В теории познания Хомяков и Киреевский придерживались русского интуитивизма, который Н.Лосский называет «формой гносеологического реализма». Но особое внимание они уделяли обоснованию концепции «цельного знания», согласно которой готовое знание «металогических принципов» можно получить, сочетая чувственную, интеллектуальную и мистическую интуиции. Позже Вл. Соловьев разовьет эту идею в своей концепции цельного знания.

Спасение России, по И. Киреевскому (1806-1856 гг.), заключается в развитии православного просвещения и православной культуры, а не в подражании культуре европейской. В статье «О характере просвещения Европы и его отношения к просвещению России» он показал внутреннюю связь протестантизма с католицизмом. Как известно, в ходе Реформации в протестантизме односторонне усилились рассудочные начала, заложенные еще средневековой схоластикой. По этой причине в европейской культуре недооцениваются духовные основы жизни, в ней стали преобладать прагматизм и атеизм.

И католицизм, и протестантизм, по его мнению, противопоставив единство и свободу, исказили дух первоначального христианства, которое «в полноте своего божественного учения… призывало к единству и свободе на основе нравственного закона взаимной любви». Киреевский считал, что склад ума у восточных Отцов Церкви, - «безмятежная внутренняя целость духа» как основа всего поведения и мышления, - был усвоен русским народом. Он полагал, что для России необходимо, чтобы «православное просвещение овладело всем умственным движением современного мира, чтобы, обогатившись мирской мудростью, истина христианская тем полнее и торжественнее явила свое господство над относительными истинами человеческого разума».

Славянофильская историософия наиболее полно представлена в «Записках о всемирной истории» («Семирамиде») А.С. Хомякова (1804-1860 гг.). В ней он говорит об изначальном единстве рода человеческого и излагает модель исторического развития народов, лишенную постоянного культурного, географического или этнического центра. Такая модель основана на борьбе двух духовных начал (архетипов) человеческой истории (признающих свободу духа и не признающих ее, ориентированных на вещизм). Самые различные этносы, по Хомякову, становятся участниками всемирной истории, развивая свои культуры под тем или иным знаком, или синтезируя их. Потому он выступал против насильственного разрушения целостности народной жизни и «втискивания» ее в чуждые ей формы культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.