Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Власть, влияние и харизма




Социально-психологические аспекты управления

В процессе профессиональной деятельности менеджеру приходит­ся принимать различные решения, которые основываются на избран­ном стиле управления, понимании власти и лидерства как категорий, а также на оценке взаимодействия формальных и неформальных организаций и групп.

Важнейшими социально-психологическими аспектами управления являются лидерство и власть.

Определение:

Влияние – поведение человека, вносящее изменение в поведение другого человека.

Способы оказания влияния:

· Посредством идейного воздействия;

· Путем насилия и угроз;

Определение:

Лидерство — это способность руководителя влиять на других лю­дей таким образом, чтобы они работали на достижение целей органи­зации самым эффективным и успешным способом.

Способы оказания влияния:

· посредством идейного воздействия;

· путем насилия и угроз.

 

Для успешного лидерства необходимо наличие власти.

Определение:

Власть — это реальная возможность влиять на поведение людей.

формы власти:

1. Власть, основанная на принуждении (влияние через страх). Такая форма власти предусматривает осознание работником (исполнителем) вероятности быть в чем-то ущемленным, наказанным или лишенным возможности удовлетворить какие-либо потребности. Эта опасность исходит, как правило, от человека влияющего, которым может быть, например, руководитель.

2. Власть, основанная на вознаграждении (влияние через положи­тельное подкрепление). Это власть, которая позволяет работнику на­деяться на вознаграждение и получение возможности удовлетворения каких-либо потребностей, что может обеспечить влияющий человек.

3. Экспертная власть (влияние через разумную веру). Такая власть обусловлена осознанием работником (исполнителем) того факта, что влияющий обладает опытом и специальными знаниями, благодаря которым может быть удовлетворена некая потребность.

4. Эталонная власть (влияние с помощью харизмы). Эта власть характеризуется тем, что работник хочет быть похожим своими действиями, а иногда и внешностью на другого человека.

Определение:

Харизма совокупность исключительных свойств, которыми наделен лидер в представлении своих сторонников и почитателей.


5. Законная (традиционная) власть – строиться на осознании работником того факта, что влияющий наделен правом приказывать, а он обязан подчиняться.

Таблица 4.3.1. Характеристика форм власти

4.3.2. Влияние и манипулирование

Определение:

Влияние — это процесс, где все участники действуют, открыто, а мани­пулирование — это скрытое управление собеседником против его воли.

Манипулятор добивается нужного ему результата путем обнаруже­ния у оппонента недостатков и слабостей и направленного воздействия на его эмоции и чувства (по Э. Берну).

Манипуляции:

· Сознательные - для достижения цели пользуются жесткими психологическими техниками и манипулятор четко понимает, что и зачем он делает,

· Бессознательные -когда че­ловек лишь следует сложившимся привычкам и усвоенным с детства деструктивным моделям поведения.

Типы манипуляторов.

1. «Жертва» (общий психологический тип — «Бедняжка», «Плющ»). Добивается нужной реакции окружающих с помощью нагнетания эмо­ций вокруг своих психологических состояний.

Наиболее типичные представители: в роли манипуляторов «жертв» на работе могут выступать люди, испытывающие стрессовые перегруз­ки при самом разном уровне личной ответственности: бухгалтеры, сек­ретари, новые сотрудники, линейные менеджеры, продавцы, водители.

Стратегии «жертвы»:

а) привлекать внимание коллег к собственным проблемам: «Я ма­ленький и слабый, мне сейчас плохо, и потому мне срочно нужна по­мощь» и заставлять помогать себе — пусть даже за счет их собственно­го рабочего времени и в ущерб обязанностям;

6) избавление себя отчасти работы через драматизацию ситуации и
соответствующее этому поведение. Девиз такой «жертвы»: «Мне сейчас плохо и потому не надо меня отвлекать!» И в такие моменты обращаться к человеку даже по вопросу, входящему в его компетенцию, становится как-то неудобно, чем «жертва» и пользуется

2. «Агрессор » (психологический тип — «Хищник», «Грубиян», «Дик­татор») - воздействует на коллеги подчиненных путем применения грубой силы (оскорбления, крика) или психо­логического давления и плетения интриг.

Наиболее типичные представители: всего выступают начальники любого уровня, карьеристы (амбициозные молодые специалисты), сотрудники, состоящие с руководством компании в дружеских или родственных отно­шениях, охранники, администраторы.

Стратегии агрессора:

а) плетение интриг, создание неопределенности и провоцирование
ошибок с последующим воздействием на человека через чувство вины;

б) формирование лояльной команды, возвышение за счет унижения других людей.

Главная причина использования стратегии «агрессора»: рассмотре­ние жизни в коллективе как состояния, требующего постоянной бди­тельности, поскольку здесь можно или выиграть, или проиграть. Цель «агрессора» — власть и контроль над окружением.

3. «Спаситель» («Джокер», «Человек с двойным дном»): Как правило, это харизматическая личность, обладающая авторите­том или талантами, способными для него этот авторитет завоевать.

Наиболее типичные представители: люди в возрасте, опасающиеся конкуренции со стороны амбициозной молодежи и не умеющие (или не готовые) жестко играть по их правилам.

«Спаситель», так же как и «агрессор», занимает в коллективе актив­ную позицию, однако никогда не действует грубостью. Наоборот, такие люди подчеркнуто, внимательны и в основном любезны. Он избегает де­монстрировать свои истинные чувства, обычно избирая роль бодрого, полного сил позитивного лидера. Стратегия манипулирования «спаси­теля» заключается в том, чтобы заставить других людей играть по своим правилам за счет формирования к себе особого отношения.

 

Для противостояния манипуляциям используются специальные техники.

1. Техника «заезженной пластинки » (перманентного отказа) — уни-
версальная техника, которую можно использовать для противодействия
манипуляторам всех типов. Эта техника основана всего лишь на уменииговорить «нет» и отказываться от неприемлемого предложения, несмотря на оказываемое собеседником давление.

2. Техника «открытая дверь», применяемая для противодействия манипуляру «агрессору». Суть действий. Например: «Вы правы, я действи­тельно не сдал вовремя этот отчет»;

■ не стоит прибегать к ответной критике и оправданиям;

■ необходимо спрашивать и уточнять у агрессора, что конкретно его не устраивает;

■ следует уметь увидеть в критике положительные стороны, при­нимая ее спокойно, не поддаваясь чувству вины и страха.

В целом, руководитель должен, с одной стороны, стараться избегать использования манипулирования подчиненными, а с другой — пресекать попытки подчиненных использовать манипулятивные тех­ники по отношению к нему.


РАЗДЕЛ 5 ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Тема 5.1. Управленческое решение: понятие, этапы принятия

Умение и искусство принимать взвешенные решения отличает профессиональных и компетентных менеджеров.

Мы ежедневно сталкиваемся с необходимостью принимать решения: «Когда оплатить обучение?», «стоит ли устаиваться на работу в эту фирму?», «Как готовиться к контрольной работе по экономике?» и др. Обычно, мы собираем информацию, а затем делаем выбор одной из альтернатив. Подобное, делает менеджер в организации при решении проблем.

Определение:

Проблема – задача, требующая изучения, решения и оценки.

 

Труд менеджера связан с постоянным преодолением проблем. Проблемы возникают, если появляется несоответствие состояния объекта управления желаемому.

Этапы принятия решения:

1. Диагностика проблемного поле – формулируются стоящие пред организацией проблемы;

2. Анализ проблемы – выявляются причины возникновения проблем;

3. Постановка конкретных задач и формулировка общих условий их решения, подбор специалистов;

4. Определение возможности и целесообразности решения возникших проблем – необходимо выяснить, имеется ли готовое решение данной проблемы или необходимо уточнить те или иные его параметры. Если готового решения нет, то важно определить, с какими затратами связана его подготовка и реализация, и не выгоднее отказаться от него.

5. Определение критериев отбора окончательного варианта

6. Формулировка различных вариантов решения




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 1316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.