Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы финансового контроля





Понятие финансового контроля

Контроль — непременная составляющая управленческого процесса. Он обеспечивает обратную связь в этом процессе, дает информацию о его состоянии, позволяет устранять и предупреждать нарушения. Фи­нансовый контроль — это проверка специально уполномоченными ор­ганами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, ус­тановленных государством и собственниками.

Финансовый контроль возникает потому, что движение финансо­вых потоков имеет определенные общественные последствия и, таким образом, предполагает ответственность собственников доходов — го­сударства, корпораций, частных граждан — перед обществом и друг перед другом. Он помогает формировать полную и объективную кар­тину о финансовых потоках и финансово-хозяйственной деятельнос­ти экономических субъектов.

Порядок осуществления финансового контроля, его правовые ос­новы, органы контроля, их конкретные задачи, функции и полномо­чия устанавливаются законодательными и другими нормативными правовыми актами. Нормативную базу, органы контроля с их полно­мочиями, формы и методы контроля, взятые вместе, принято рас­сматривать как систему финансового контроля.

В системе финансового контроля на практике и в теории различа­ют внешний и внутренний контроль.

Внешним называют контроль, который осуществляют специаль­ные, вышестоящие по отношению к проверяемому объекту или неза­висимые от него органы финансового контроля. Под внутренним кон­тролем понимают контроль в пределах одной организации или отрас­ли, ведомства силами их собственных структурных подразделений и штатных сотрудников.

Оба вида финансового контроля важны и необходимы. Но глав­ным средством обеспечения финансового порядка в стране следует считать внешний государственный финансовый контроль, независи-


мый от экономических субъектов и органов власти, приверженный только закону и несущий ответственность перед всем обществом.

При формировании и в деятельности системы финансового кон­троля соблюдаются некоторые общие принципы, без следования ко­торым результативность финансового контроля невозможна. Эти принципы выработаны многолетней мировой практикой.

Эффективные системы финансового, в том числе государственно­го финансового, контроля существуют сейчас практически во всех экономически развитых странах. С 1953 г. действует Международная организация высших контрольных органов (ИНТОСАИ), объединяю­щая более 120 стран-членов. В ее состав входит и Счетная палата Рос­сийской Федерации. Существует принципиально важный методоло­гический документ, получивший по месту его принятия конгрессом ИНТОСАИ название Лимской декларации руководящих принципов контроля.



Декларация закрепила признанное в большинстве стран мирового сообщества мнение, что финансовый контроль — не самоцель, а не­отъемлемая часть системы регулирования, осуществляемого государ­ством в финансовой сфере рыночной экономики. Задача контроля — «вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принци­пов законности, эффективности и экономии расходования матери­альных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб, осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем».

К общим принципам финансового контроля, способствующим ре­шению его задач, относятся:

• законность;

• объективность;

• независимость;

• разграничение функций и полномочий между различными орга­
нами финансового контроля;

1 подотчетность органов финансового контроля создающим их органам власти или собственникам;

• гласность.

Эти принципы являются выражением объективности происхожде­ния и действия финансового контроля, а в более широком смысле контроля как обязательной функции управления.

И-572




 


Законность — фундаментальная правовая основа существования общества и функционирования государства. Как принцип финансо­вого контроля законность означает прежде всего, что содержание кон­троля определяется Конституцией страны, законодательными и дру­гими документами, посредством которых осуществляется правовое регулирование финансовых, денежных, валютных, кредитных отно­шений, банковской деятельности. В свою очередь, полномочия кон­трольных органов также устанавливаются законом и конкретизируются нормативно-правовыми актами, принимаемыми в развитие законов. Органы контроля не могут самостоятельно превышать или ограничи­вать свои полномочия.

Законность финансового контроля с точки зрения общества про­является и в том, что документы, создаваемые органами контроля по результатам проверок, имеют юридическое значение для всех участни­ков финансовых отношений, для организаций, властных структур, су­дебных органов. По ним судят о результатах использования тех или иных средств, правомерности действий юридических лиц, оценивают состоятельность собственников, возможность взаимодействия с ними.

Принцип объективности предполагает, что финансовый контроль строится строго на фактической и документальной основе, имеет дело с отчетными данными о финансовой деятельности объекта контроля, составленными и утвержденными в установленном порядке, оценива­ет их всесторонне и беспристрастно. Проверяющим запрещается вме­шиваться в оперативную деятельность проверяемого объекта. Их зада­ча — оценить эту деятельность с точки зрения закона и финансовых правил.

Принцип объективности определяет высокие требования к подго­товке и компетенции работников контрольных органов. Их квалифи­кация и опыт должны быть таковы, чтобы не давать повода усомнить­ся в способности контролеров выполнять свою работу на требуемом уровне. В целях объективности обязательным является привлечение к участию в контроле экспертов соответствующей компетентности в случаях, когда проверяющие не располагают необходимыми узкими специальными знаниями.

Важным условием объективности контроля является заведомая жесткость его правил и инструкций, направленная на то, чтобы мак­симально снизить риск возможной дорогостоящей ошибки. Этому же требованию отвечает принцип двух подписей под документом о ре­зультатах проверки — проверяющей и проверяемой стороны.

Независимость финансового контроля гарантируется Конститу­цией и соответствующими законами. Она состоит прежде всего в том, что органы контроля, их руководители и работники должны быть мак-


симально ограждены от возможного влияния на результаты их дея­тельности со стороны проверяемых. Органам финансового контроля в пределах их компетенции должны быть подконтрольны все органы власти, начиная с парламента и правительства. С другой стороны, сами органы контроля, в первую очередь их высшие инстанции, под­чиняются только закону и отвечают только перед законом.

Организационно независимость обеспечивается тем, что кон­трольный орган формируется и комплектуется на длительный срок таким образом, чтобы органы власти и контролируемые объекты не могли влиять на его состав и направления работы. Во многих странах полномочия руководителей и членов учреждений контроля продол­жительнее полномочий членов парламента и руководителей прави­тельства, их нельзя освободить от должности по чьему-либо желанию. Основные объекты контроля и периодичность проверок устанавлива­ются и могут изменяться только законом. В свою очередь, контроль­ный орган самостоятелен в определении объема и способов проверки, а также в выборе объектов, не зафиксированных в законе.

В обеспечении самостоятельности и независимости органов кон­троля важна финансовая составляющая. Они получают из государст­венного бюджета целевым назначением средства, необходимые и до­статочные для выполнения возложенных задач, и используют выде­ленные суммы без ограничений.

Принцип разграничения функций и полномочий связан с тем, что в развитых странах задачи финансового контроля решают обычно не­сколько органов. Поэтому важно, чтобы они не дублировали друг друга и не загружали проверками одни и те же объекты, обеспечивали возможно большую полноту контроля. Для этого органы финансового контроля координируют свои действия в установленном законом по­рядке или по согласованию между собой. Предусматриваются также возможности использования в интересах общества и государства од­ними органами результатов проверок других органов.

Говоря о принципе подотчетности, надо иметь в виду, что госу­дарственная власть, как правило, делится на законодательную и ис­полнительную. Соответственно в каждой ветви власти могут быть со­зданы свои органы финансового контроля, чем и определяется их подотчетность. Существуют ведомственные органы финансового кон­троля, которыми, естественно, руководят сами ведомства. Те органы финансового контроля, которые обслуживают интересы собственни­ков, отчитываются перед собственниками.

В большинстве развитых стран есть орган финансового контроля,

торый имеет статус высшего или фактически является таковым. Это

не значит, что он руководит всеми остальными органами контроля, а

14"



предполагается, что он решает основную задачу финансового контро­ля, определяемую конституцией страны. Таким органом является обычно общегосударственная Счетная палата, в деятельности которой принципы контроля реализуются с наибольшей полнотой.

Может возникнуть впечатление, что принцип подотчетности противоречит принципам законности, объективности и независи­мости. Это не так. Каждый следующий принцип действует только в рамках, ограниченных предыдущим. Но тут, действительно, имеют­ся и сложности. Для их разрешения требуются продуманное и де­тальное законодательство, опыт и гибкость государственного управ­ления.

Принцип гласности предполагает, что результаты финансового контроля должны быть общедоступны. Доступность, если речь идет о государственных средствах, обеспечивается обычно двумя способами: представлением докладов контрольных органов соответствующим структурам для обсуждения и принятия мер по устранению наруше­ний и публикацией результатов ревизий и проверок в открытой печа­ти. В отношении частных средств, охраняемых коммерческой тайной, применяется публичное подтверждение законности их образования и использования, если такое подтверждение получено проверкой, пуб­ликуемое в средствах массовой информации.

Понятно, что здесь также возможны трудности, поскольку некото­рые результаты финансовых проверок в интересах принятия реальных мер по возмещению ущерба не могут быть преданы гласности неза­медлительно. Важно другое. Государство обязано исключить исполь­зование для сокрытия от общественности злоупотреблений, выявлен­ных контролерами, под разными благовидными предлогами типа ссы­лок на коммерческую и банковскую тайну.





Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 2549; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.