Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аудиторская деятельность




Аудиторская деятельность как вид финансового контроля пред­ставляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчет­ности организаций и индивидуальных предпринимателей. Эта раз­новидность финансового контроля рождена потребностями рыноч­ной экономики и осуществляется в интересах участников рыночных отношений. По существу аудиторские услуги — это услуги посред­ников, которые устанавливают достоверность финансовой инфор-

мации.


В строго!^ смысле слова понятия «аудиторская деятельность» и «аудит» не равнозначны, хотя чаще всего употребляются без учета имеющейся разницы. Аудиторская деятельность включает как собст­венно аудит, т.е. непосредственно проверку отчетности, так и сопутст­вующие аудиту услуги: постановку, восстановление и ведение бухгал­терского учета, составление отчетности, налоговое планирование, анализ финансовых результатов и т.п.

В нашей стране аудит осуществляется в соответствии с Федераль­ным законом «Об аудиторской деятельности», другими федеральными законами и нормативно-правовыми актами по проведению аудитор­ской деятельности.

В документах, образующих правовые основы аудита, в практичес­кой деятельности отечественных аудиторов широко используется бо­гатый опыт других стран, где аудит давно сформировался в качестве развитого института правовой экономики и гражданского общества. Этот опыт отражен, в частности, в Международных стандартах аудита (МСА). Их разрабатывает Комитет по международной аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров. МСА содержат ба­зовые принципы и основные процедуры аудита, рекомендации, пояс­нительные материалы.

Становление аудита в нашей стране началось еще в годы советской власти. Это диктовалось либерализацией экономики, появлением экономических субъектов, функционирующих вне государственной собственности (кооперативы, индивидуальное предпринимательство), созданием совместных предприятий с участием иностранного капита­ла. Первая крупная организация по оказанию аудиторских и консуль­тационных услуг — акционерное общество «Инаудит» — появилась в 1987 г. Примерно тогда же открылись представительства крупнейших международных организаций аудиторов «Делойт энд Туш», «Прайс Уотерхаус» и др., что также способствовало освоению обширного ино­странного опыта. Стали возникать отечественные аудиторские фирмы, к 1993 г. их насчитывалось не менее трех тысяч.

Сейчас в России аудиторской деятельностью имеют право зани­маться физические лица — аудиторы и юридические лица — аудитор­ские организации (фирмы) независимо от вида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юриди­ческими и физическими лицами.

Ограничениями является то, что аудиторская фирма не может быть акционерным обществом открытого типа, фирмы и индивиду­альные аудиторы не могут заниматься какой-либо предприниматель­ской деятельностью, кроме аудиторской и оказания сопутствующих аудиту услуг. Перечень таких услуг установлен законом.



Заниматься аудиторской деятельностью может гражданин, полу­чивший в установленном порядке квалификационный аттестат ауди­тора. После этого он может работать либо в составе аудиторской фирмы, заключив с ней трудовое соглашение, либо самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя.

Фирма и индивидуальный предприниматель, чтобы начать работу, должны получить лицензию на осуществление аудиторской деятель­ности. Их включают в государственный реестр аудиторов и аудитор­ских организаций. По закону аудиторская фирма — это коммерческая организация, в штате которой должно состоять не менее пяти аудито­ров. Половину кадрового состава должны составлять граждане Рос­сийской Федерации, постоянно проживающие в стране. Если руково­дителем организации является иностранец, таких работников следует иметь не менее 75%.

Цель аудита — выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпри­нимателей и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета за­конодательству Российской Федерации. Аудит не подменяет государ­ственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с российским законода­тельством уполномоченными органами государственной власти.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. В любых случаях она оформляется договором оказания аудиторских услуг. Проводить обязательный аудит могут только аудиторские орга­низации (фирмы). Индивидуальным аудиторам такое право не предо­ставлено.

Обязательной ежегодной аудиторской проверке в России подлежат акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные ор­ганизации, страховые организации и общества взаимного страхова­ния, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, государ­ственные внебюджетные фонды, фонды, источником образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.

Если организация или индивидуальный предприниматель имеет за год объем выручки, в 500 тысяч раз превышающий установленный законодательством МРОТ, или сумма активов его баланса превышает на конец года этот размер в 200 тысяч раз, они также подлежат обяза­тельной аудиторской проверке. Это правило относится и к государст­венным и муниципальным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения. Законом субъекта Российской Федера­ции для муниципальных унитарных предприятий указанные финан­совые показатели могут быть понижены.


федеральным законодательством могут быть предусмотрены и другие случаи обязательного аудита. При проведении такого аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора.

Аудиторская деятельность строится на основе правил (стандартов), которые содержат единые требования (частично — рекомендации) к ее осуществлению, оформлению документации, порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации. Правила (стандарты) делятся на федеральные и внутренние отдельно для профессиональных ауди­торских объединений и аудиторских организаций. Федеральные пра­вила (стандарты) утверждает Правительство Российской Федерации.

Внутренние правила (стандарты) в профессиональных аудитор­ских объединениях, аудиторских организациях и у индивидуальных аудиторов не могут противоречить федеральным правилам. Их требо­вания также не должны быть ниже требований федеральных правил (стандартов), а требования в организациях и у индивидуалов — ниже, чем в профессиональных объединениях.

Закон «Об аудиторской деятельности» предусматривает обязатель­ность контроля за качеством работы аудиторских организаций и ин­дивидуальных аудиторов. За допущенные нарушения аудиторы и аудиторские организации могут быть привлечены к ответственности вплоть до аннулирования у них квалификационных аттестатов и ли­цензий на право осуществления аудиторской деятельности.

Все участники отношений, возникающих при осуществлении аудиторской деятельности, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с действующим законодательством. "*

Ввиду важности аудиторской деятельности для состояния эконо­мики страны осуществляется ее государственное регулирование. На на-альном этапе аудиторской деятельности в стране (1993—2000 гг.) гим занималась Комиссия по аудиторской деятельности при Прези-Российской Федерации. В настоящее время регулирование воз--но на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, каковым является Минфин России.

рган издает в пределах своей компетенции нормативные право-акты по аудиту, организует разработку и представление на утверж-е Правительства правил (стандартов) аудиторской деятельности, тацию, обучение и повышение квалификации аудиторов, внеш- * контроль качества их работы, выдает лицензии и ведет государст-ные реестры аудиторов, аудиторских организаций и их объедине­нии, осуществляет аккредитацию профессиональных аудиторских ■ъединений и другие возложенные на него функции.




 


В целях учета мнения профессиональных участников рынка ауди­торских услуг при уполномоченном федеральном органе создается Совет по аудиторской деятельности. Он включает представителей всех сторон аудиторской деятельности, соответствующих государственных органов и действует как консультативно-совещательный орган. Не менее 51% общего состава Совета должны составлять представители аккредитованных при уполномоченном органе профессиональных аудиторских объединений.

Основные задачи Совета — участие в подготовке и предваритель­ном рассмотрении основных документов по аудиторской деятельнос­ти, проектов решений уполномоченного органа и разработке феде­ральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

За годы становления рыночной экономики в России аудиторская деятельность получила значительное развитие. Ныне аудит представ­ляет собой сформировавшийся сектор экономики, демонстрирующий устойчивость и динамику. После финансового кризиса августа 3998 г. он быстрее других подразделений рынка восстановил докризисный уровень.

Аудит обладает широкими перспективами дальнейшего роста, ко­торые определяются возможностями развития экономики. Объем совокупной выручки 100 крупнейших российских аудиторско-консалтинговых групп за первую половину 2001 г. составил почти 2 млрд руб., что на 64,7% больше, чем в первом полугодии 2000 г. (тогда рост составил 27,5%).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.