КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Аудиторская деятельность
Аудиторская деятельность как вид финансового контроля представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Эта разновидность финансового контроля рождена потребностями рыночной экономики и осуществляется в интересах участников рыночных отношений. По существу аудиторские услуги — это услуги посредников, которые устанавливают достоверность финансовой инфор- мации. В строго!^ смысле слова понятия «аудиторская деятельность» и «аудит» не равнозначны, хотя чаще всего употребляются без учета имеющейся разницы. Аудиторская деятельность включает как собственно аудит, т.е. непосредственно проверку отчетности, так и сопутствующие аудиту услуги: постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление отчетности, налоговое планирование, анализ финансовых результатов и т.п. В нашей стране аудит осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», другими федеральными законами и нормативно-правовыми актами по проведению аудиторской деятельности. В документах, образующих правовые основы аудита, в практической деятельности отечественных аудиторов широко используется богатый опыт других стран, где аудит давно сформировался в качестве развитого института правовой экономики и гражданского общества. Этот опыт отражен, в частности, в Международных стандартах аудита (МСА). Их разрабатывает Комитет по международной аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров. МСА содержат базовые принципы и основные процедуры аудита, рекомендации, пояснительные материалы. Становление аудита в нашей стране началось еще в годы советской власти. Это диктовалось либерализацией экономики, появлением экономических субъектов, функционирующих вне государственной собственности (кооперативы, индивидуальное предпринимательство), созданием совместных предприятий с участием иностранного капитала. Первая крупная организация по оказанию аудиторских и консультационных услуг — акционерное общество «Инаудит» — появилась в 1987 г. Примерно тогда же открылись представительства крупнейших международных организаций аудиторов «Делойт энд Туш», «Прайс Уотерхаус» и др., что также способствовало освоению обширного иностранного опыта. Стали возникать отечественные аудиторские фирмы, к 1993 г. их насчитывалось не менее трех тысяч. Сейчас в России аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица — аудиторы и юридические лица — аудиторские организации (фирмы) независимо от вида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами. Ограничениями является то, что аудиторская фирма не может быть акционерным обществом открытого типа, фирмы и индивидуальные аудиторы не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и оказания сопутствующих аудиту услуг. Перечень таких услуг установлен законом. Заниматься аудиторской деятельностью может гражданин, получивший в установленном порядке квалификационный аттестат аудитора. После этого он может работать либо в составе аудиторской фирмы, заключив с ней трудовое соглашение, либо самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя. Фирма и индивидуальный предприниматель, чтобы начать работу, должны получить лицензию на осуществление аудиторской деятельности. Их включают в государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций. По закону аудиторская фирма — это коммерческая организация, в штате которой должно состоять не менее пяти аудиторов. Половину кадрового состава должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в стране. Если руководителем организации является иностранец, таких работников следует иметь не менее 75%. Цель аудита — выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с российским законодательством уполномоченными органами государственной власти. Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. В любых случаях она оформляется договором оказания аудиторских услуг. Проводить обязательный аудит могут только аудиторские организации (фирмы). Индивидуальным аудиторам такое право не предоставлено. Обязательной ежегодной аудиторской проверке в России подлежат акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации и общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, фонды, источником образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц. Если организация или индивидуальный предприниматель имеет за год объем выручки, в 500 тысяч раз превышающий установленный законодательством МРОТ, или сумма активов его баланса превышает на конец года этот размер в 200 тысяч раз, они также подлежат обязательной аудиторской проверке. Это правило относится и к государственным и муниципальным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения. Законом субъекта Российской Федерации для муниципальных унитарных предприятий указанные финансовые показатели могут быть понижены. федеральным законодательством могут быть предусмотрены и другие случаи обязательного аудита. При проведении такого аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора. Аудиторская деятельность строится на основе правил (стандартов), которые содержат единые требования (частично — рекомендации) к ее осуществлению, оформлению документации, порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации. Правила (стандарты) делятся на федеральные и внутренние отдельно для профессиональных аудиторских объединений и аудиторских организаций. Федеральные правила (стандарты) утверждает Правительство Российской Федерации. Внутренние правила (стандарты) в профессиональных аудиторских объединениях, аудиторских организациях и у индивидуальных аудиторов не могут противоречить федеральным правилам. Их требования также не должны быть ниже требований федеральных правил (стандартов), а требования в организациях и у индивидуалов — ниже, чем в профессиональных объединениях. Закон «Об аудиторской деятельности» предусматривает обязательность контроля за качеством работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. За допущенные нарушения аудиторы и аудиторские организации могут быть привлечены к ответственности вплоть до аннулирования у них квалификационных аттестатов и лицензий на право осуществления аудиторской деятельности. Все участники отношений, возникающих при осуществлении аудиторской деятельности, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с действующим законодательством. "* Ввиду важности аудиторской деятельности для состояния экономики страны осуществляется ее государственное регулирование. На на-альном этапе аудиторской деятельности в стране (1993—2000 гг.) гим занималась Комиссия по аудиторской деятельности при Прези-Российской Федерации. В настоящее время регулирование воз--но на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, каковым является Минфин России. рган издает в пределах своей компетенции нормативные право-акты по аудиту, организует разработку и представление на утверж-е Правительства правил (стандартов) аудиторской деятельности, тацию, обучение и повышение квалификации аудиторов, внеш- * контроль качества их работы, выдает лицензии и ведет государст-ные реестры аудиторов, аудиторских организаций и их объединении, осуществляет аккредитацию профессиональных аудиторских ■ъединений и другие возложенные на него функции.
В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторских услуг при уполномоченном федеральном органе создается Совет по аудиторской деятельности. Он включает представителей всех сторон аудиторской деятельности, соответствующих государственных органов и действует как консультативно-совещательный орган. Не менее 51% общего состава Совета должны составлять представители аккредитованных при уполномоченном органе профессиональных аудиторских объединений. Основные задачи Совета — участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов по аудиторской деятельности, проектов решений уполномоченного органа и разработке федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. За годы становления рыночной экономики в России аудиторская деятельность получила значительное развитие. Ныне аудит представляет собой сформировавшийся сектор экономики, демонстрирующий устойчивость и динамику. После финансового кризиса августа 3998 г. он быстрее других подразделений рынка восстановил докризисный уровень. Аудит обладает широкими перспективами дальнейшего роста, которые определяются возможностями развития экономики. Объем совокупной выручки 100 крупнейших российских аудиторско-консалтинговых групп за первую половину 2001 г. составил почти 2 млрд руб., что на 64,7% больше, чем в первом полугодии 2000 г. (тогда рост составил 27,5%).
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |