Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы налогового контроля




Важной, крупной и во многом автономной сферой государствен-ого финансового контроля является налоговый контроль. Его прово­дят должностные лица налоговых органов, возглавляемых Министер­ством по налогам и сборам Российской Федерации. Налоговый кон­троль осуществляют также Государственный таможенный комитет оссийской Федерации, его территориальные органы и органы госу­дарственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции. Задача этих органов — обеспечить своевременность и полноту по-пления налогов, акцизов, таможенных пошлин и сборов, обяза-ельных платежей в фонды. Их функции несколько отличаются от


43S



 


функций органов государственного финансового контроля, рассмот­ренных выше.

Прежде всего налоговые органы организуют учет налогоплатель­щиков по месту нахождения организации, ее обособленных подразде­лений, месту жительства физического лица, а также по месту нахожде­ния принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Налоговые органы обязаны заботиться о том, чтобы учет налогоплательщиков был своевремен­ным и полным. На основе данных учета Министерство по налогам и сборам ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков.

Налогоплательщики должны представлять в налоговый орган на­логовые декларации и в установленных случаях бухгалтерскую отчет­ность.

Непосредственно налоговый контроль проводится посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для из­влечения дохода (прибыли). Контроль может осуществляться и в дру­гих формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Фе­дерации.

Налоговые проверки бывают камеральные и выездные. Разрешено проверять только три календарных года деятельности налогоплатель­щика, непосредственно предшествовавшие году проведения провер­ки. Камеральные проверки проводятся в рабочем порядке по месту нахождения налогового органа на основе полученных деклараций и других документов. Для проведения выездной проверки требуется специальное решение руководства налогового органа. Нельзя прово­дить в течение календарного года более одной выездной проверки в отношении конкретного налогоплательщика по одним и тем же на­логам.

, Права и обязанности органов финансового контроля

Для проведения государственного финансового контроля органы, на которые он возложен, наделяются определенными правами, как об этом уже частично было сказано на примере Счетной палаты. Права могут различаться в зависимости от конкретной направленности дея­тельности того или иного органа, но в основном по системе государст­венного финансового контроля они одинаковы.

Прежде всего контролирующие органы имеют право проводить ре­визии и проверки различных экономических субъектов и получать в ходе этой работы или в связи с ней письменные и устные объяснения


от должностных лиц и граждан. Они могут требовать и получать необ­ходимые документы и сведения не только у руководства проверяемых объектов, но и у органов государственной власти и местного самоуп­равления, а также у других организаций, если последние связаны фи­нансово-хозяйственными или юридическим отношениями с теми, чья деятельность проверяется.

Если у проверяющих нет специальных знаний по какому-либо от­носительно узкому вопросу, например для оценки технологии произ­водства, качества выполненной работы, они имеют право привлечь специалистов соответствующего профиля для проведения эксперти­зы, выражения профессионального суждения.

По результатам ревизий и проверок органы финансового контроля могут направлять представления и предписания в органы власти и ру­ководителям проверенных объектов. Они также правомочны вносить предложения или принимать по согласованию с соответствующими органами власти решения о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций на проверяемом объекте в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения их законных предпи­саний, создания препятствий для проведения ревизии или проверки.

Если в ходе ревизии или проверки выявлены нарушения, за кото­рые предусмотрена уголовная ответственность, или обстоятельства, позволяющие с достаточной степенью обоснованности предполагать наличие признаков преступления, необходимо незамедлительно на­правлять материалы в правоохранительные органы.

Вопрос о правах контролирующих органов является одной из самых сложных проблем осуществления контроля, ибо здесь непо­средственно сталкиваются субъективно противоречивые интересы проверяющих и проверяемы^.

С одной стороны, проверяющие должны иметь такие возможнос­ти, чтобы ничто и никто не мог повлиять на ход и результат проверки, препятствовать ей, скрывать истинное состояние дел. Для этого они должны чувствовать себя в проверяемой организации уверенно и самостоятельно. С другой стороны, нельзя, чтобы ревизоры начинали «командовать», ставить формальные параметры проверки выше задач основной деятельности тех, кого они проверяют. Для предотвращения и разрешения возможных на этой почве конфликтов существуют не­которые правила.

Руководители проверяемых организаций обязаны создавать при­емлемые условия для работы контролеров на объекте, оказывать им организационную и техническую помощь. Здесь могут возникать до-юльно серьезные проблемы. Например, руководство организации не имеет права отказать ревизорам, если они выявили факты хищений и




 


поэтому считают необходимым провести инвентаризацию имущества. Инвентаризация — трудоемкое, но во многих случаях незаменимое мероприятие. Существуют и текущие рабочие моменты — помощь с транспортными средствами, средствами связи, помещениями для ра­боты.

Содействие проверяющим должны оказывать и те, кто пользуется их услугами, нуждается в проведении ревизий и проверок. В частнос­ти, понятные трудности возникают при организации ревизий по пору­чениям прокуратуры, других правоохранительных органов. В таких случаях силовые структуры используют свои возможности, чтобы по­мочь ревизорам, обеспечить их безопасность.

В свою очередь, работники контрольных органов не имеют права вмешиваться в оперативную деятельность ревизуемых организации, нарушать трудовой распорядок, давать указания за пределами своей компетенции.

Работники органов государственного1 финансового контроля явля­ются государственными служащими. Этим определяются их социаль­ный статус, уровень оплаты труда, возможности продвижения по службе. Они имеют право на защиту в соответствии с Законом «О го­сударственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Но ревизоры, инспекторы контролирующих органов — не обыч­ные служащие. Они в силу специфики своей деятельности должны иметь определенную свободу действий, сталкиваясь с нестандартны­ми ситуациями, реагировать немедленно.

Поэтому ревизорам при проведении ревизий и проверок позволен беспрепятственный доступ в помещения органов власти, на предпри­ятия, в учреждения и организации, банки и кредитные организации, органы военного управления и воинские формирования, в любые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения. В случае мотивированной необходимости ревизоры могут опечаты­вать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений и злоупотреблений — изымать с участием представителей органов, которым законом предо­ставлено такое право, необходимые документы.

Высокие требования предъявляются к профессиональным и мо­ральным качествам работников государственных контрольных орга­нов. В Лимской декларации подчеркнуто, что они «должны иметь ква­лификацию и честность, необходимые для того, чтобы успешно вы­полнять возложенные на них обязанности».

В контрольные органы обычно приглашают и принимают граждан не просто с высшим финансовым, экономическим, юридическим об-


пазованием, но и уже с некоторым опытом работы по специальности. Эти качества систематически подкрепляют постоянным повышением квалификации контролеров.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.