Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ревизии и проверки




Методы финансового контроля

Органы внутреннего финансового контроля

Органами внутреннего финансового контроля являются ревизион­ные комиссии, создаваемые в акционерных обществах, иных коммер-


ческих и некоммерческих организациях, учреждениях. Подразделения внутреннего финансового контроля могут именоваться и по-другому, например контрольно-ревизионными отделами или департаментами. Иногда применяется название «внутренний аудит». Но это не вполне точное использование термина «аудит», поскольку здесь не может идти речь о предпринимательской деятельности.

В действующем законодательстве компетенция органов внутрен­него контроля очерчена довольно скупо. Так, в Законе «Об акционер­ных обществах» сказано только, что ревизионная комиссия (ревизор) избирается для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соот­ветствии с уставом общества. Более предметно их компетенция оп­ределяется уставом общества, а порядок деятельности — внутренним документом общества (обычно — положением), утверждаемым общим собранием акционеров.

Таким образом, собственник вправе существенно ограничить воз­можности контролеров. С точки зрения интересов граждан, общества и государства здесь нужны более полные и определенные правовые установки, как это и сделано во многих развитых странах.

К основным методам финансового контроля относятся ревизия и проверка.

Правом назначения ревизий и проверок пользуются Президент Российской Федерации, обе палаты Федерального Собрания Россий­ской Федерации, Правительство Российской Федерации, Главное контрольное управление Президента Российской Федерации, феде-итьные органы исполнительной власти, органы власти субъектов Российской Федерации. Ревизии могут назначать правоохранитель­ные органы: суды, прокуратура, милиция, Федеральная служба без­опасности, должностные лица этих органов в пределах своей комле-^нции, руководители органов государственного финансового кон­троля.

Таким же правом пользуются собственники и органы управления акционерными обществами, другими коммерческими и некоммерчес­кими организациями в соответствии с утвержденными уставами и по­ложениями.

В случае необходимости проведения финансовой ревизии или проверки названные руководители, учреждения, органы власти и уп-




 


равления, собственники дают поручения соответствующим органам финансового контроля.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, це­лесообразности и эффективности всех совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и правильности действий должностных лиц при их осуществлении.

Проверка — единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности объекта конт­роля.

В учебной и иной литературе можно встретить расширительное толкование понятия метода финансового контроля. Сюда относят, кроме ревизии и проверки, обследование, анализ, другие действия, которые совершает ревизор или инспектор органа финансового кон­троля, чтобы получить необходимую информацию и оценить ее. Иногда сам контроль делят на документальный (формальный) и фак­тический. Под первым понимают изучение учетных, бухгалтерских, распорядительных и других документов, под вторым — ознакомление с состоянием проверяемых объектов, наличием товаров, денег в кассе и т.п.

Правомерность и логичность таких подходов сомнительны. В са­мом деле, разве можно, например, провести проверку или ревизию, не анализируя необходимые документы и данные, не сравнивая отчетные показатели с фактическим положением (наличием продукции, денег в кассе, товаров на складе)?

Вместе с тем вполне обоснованно, когда в практике, в частности, в деятельности Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации пользуются терми­ном контрольные мероприятия, объединяя в нем ревизии, проверки, экспертизу и другие виды деятельности, которыми заняты эти органы.

Понятие «ревизия» имеет историческое происхождение. Оно пере­шло в практику финансового контроля советских времен по наследст­ву из дореволюционной России. Государственный деятель, известный российский реформатор начала прошлого века СЮ. Витте писал, на­пример, что для правильного хода государственного хозяйства необхо­димо осуществление самостоятельного, независимого контроля над поступлением и расходованием казенных сумм путем проведения пе­риодических и внезапных ревизий сохранности этих сумм.

В условиях современной России ревизия продолжает оставаться наиболее эффективным и достоверным методом финансового контро­ля особенно для целей последующего контроля. При наличии на про­веряемом объекте всех необходимых документов и качественной рабо-


проверяющих ревизия может дать исчерпывающий ответ об ис­пользовании средств в проверяемом периоде. Именно поэтому, когда асследуются экономические преступления, назначается ревизия фи­нансово-хозяйственной деятельности интересующих следствие объек­тов в целом или по основным вопросам этой деятельности.

Полная комплексная ревизия включает следующие проверки:

■ операций с денежными средствами;
- расчетных и кредитных операций;

• расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

• правильности планирования и расходования средств на содер­
жание бюджетных учреждений, формирования и использования ими
внебюджетных средств;

■ ■ сохранности основных средств и нематериальных активов и опе­
раций с ними;

• сохранности производственных запасов, товарно-материальных
ценностей и операций с ними;

• инвестиционных операций;

• расчетов по оплате труда и начисления налогов;

• формирования себестоимости продукции (работ, услуг);

• формирования финансовых результатов;

• организации и состояния бухгалтерского учета и внутреннего
(ведомственного) контроля.

Естественно, что в практической деятельности различных органов государственного финансового контроля проведение контрольных мероприятий имеет отличия, определяемые задачами и функциями органов, их фактическими возможностями. Это находит отражение и закрепляется в таких регулирующих деятельность контрольных орга­нов документах, как Регламент Счетной палаты Российской Федера­ции, Инструкция о порядке проведения ревизии и проверки кон­трольно-ревизионными органами Минфина России, положения

С России, издаваемые в целях реализации требований Налогового кодекса, и др.

Тем не менее можно выделить и изложить некоторые основные моменты, в большей или меньшей степени являющиеся типичными Для всех органов. О них и пойдет речь ниже.

Ревизии и проверки проводятся в соответствии с планами работы органов финансового контроля или внезапно в случае возникновения такой необходимости, в частности по поручению прокуратуры. В пла-

или поручении указываются объект, на котором следует провести проверку, и тема проверки. Объекты для плановых проверок на дан-

я конкретный период выбирают в соответствии с установленными аконом, иными нормативными документами порядком и периодич-




 


ностью или на основе предварительной информации о допускаемых нарушениях финансовой дисциплины, которой располагает кон­трольный орган.

Для проведения ревизии или проверки устанавливается опреде­ленный срок. Они могут проводиться силами одного ревизора или группы (бригады) ревизоров, если нужно, с привлечением экспер­тов, специалистов по отдельным вопросам. Из-за большого объема подлежащего проверке материала и необходимости затраты значи­тельного времени на практике чаще назначают проверки конкрет­ных вопросов.

Ревизия и проверка обязательно проводятся по программе (перечню основных вопросов), который утверждает руководитель, назначивший ревизию, или другое должностное лицо по его поручению.

Составление программы, подготовительный период, планирова­ние ревизии и проверки являются важным этапом, который во многом определяет успех или неудачу предстоящего мероприятия. На этом этапе необходимо прежде всего изучить имеющиеся по данной теме, касающиеся назначенного объекта законодательные и норма­тивные документы. Обычно работники контрольных органов хорошо ориентированы в таких вопросах, но конкретизация и пополнение правовых знаний перед проверкой — обязательное условие. Подлежат изучению или основательному ознакомлению также общеэкономи­ческие, региональные и отраслевые особенности деятельности прове­ряемого объекта, организация и технология производства, структура капитала, размещение акций, деятельность на рынке, взаимоотноше­ния с собственными подразделениями и филиалами.

На этапе подготовки важно понять и предварительно оценить при­меняемый организацией, где предстоит проверка, метод ведения бух­галтерского учета, ее юридические и финансовые обязательства, орга­низацию системы внутреннего контроля.

Для всего этого используют самые разнообразные доступные ис­точники информации, включая статистические данные, публикуемые финансовые отчеты, материалы различных совещаний, семинаров, конференций, консультации с органами, ранее проводившими про­верки, и многое другое. Практическая трудность состоит в том, что детальная подготовка требует значительного времени, которого в ус­ловиях обычно большой загруженности контрольных органов не хва­тает.

Составленная в ходе подготовки программа, как правило, должна включать наименование объекта и тему ревизии (проверки), ее цель, период, подлежащий изучению, срок проведения, состав ревизионной группы, экспертов, перечень непосредственно охватываемых провер-


кой подразделений, конкретные вопросы, подлежащие ревизии, ос­новные источники информации, порядок проведения мероприятия и оформления результатов.

Программа должна быть выполнена полностью. Однако в ходе ра­боты ревизоры самостоятельно определяют необходимость и возмож­ность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, обеспе­чивающих надежность сбора требуемых доказательств. Но в любом случае, чтобы получить доказательные ответы на поставленные в про­грамме вопросы, ревизор должен провести ряд действий, которые для каждой ревизии и проверки одинаковы и обязательны.

Начинают ревизию обычно с проверки учредительных и регистра­ционных документов организации. Затем переходят к изучению и ана­лизу плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов. Здесь ревизор должен установить законность и правильность операций, от­раженных в документах, подлинность самих документов, их соответ­ствие установленным формам, безошибочность содержащихся в них расчетов. Эта работа продолжается практически в ходе всей ревизии. Одновременно ревизор обязан удостовериться в действительности со­вершения тех или иных операций, получения или выдачи указанных в документах денежных средств и материальных ценностей, фактичес­кого выполнения работ или оказания услуг.

Он делает это путем сопоставления бухгалтерских записей по учету с оправдательными (первичными) документами и соответствующими исходными данными. Записи, документы.и фактические данные по одним операциям сличается с записями, документами и фактически­ми данными по связанным с ними другим операциям, например, на­туральных показателей отчетности — с данными о затратах денежных средств и материальных ценностей.

В этих же целях прибегают к проведению встречных проверок. Они -тоят в сличении имеющихся в ревизуемой организации записей, Документов и данных с соответствующими записями, документами и Данными, находящимися в тех организациях, от которых получены которым выданы денежные средства, материальные ценности и Документы, выписок банка по счетам организации с подлинными за­писями по этим счетам в банке и т.п.

При организации встречных проверок возникает необходимость рибегать к помощи коллег-ревизоров, работающих на территории

их субъектов Российской Федерации, просить проверить доку-

-нты, имеющиеся в местных организациях. Минфином России уста-

°влен порядок, в соответствии с которым КРУ Минфина в субъектах

Дерации обязаны оказывать друг другу такую помощь. Ассоциация




 


контрольно-счетных органов Российской Федерации организует по­добное взаимодействие среди своих членов.

Чтобы получить необходимые доказательства, ревизору приходит­ся пользоваться и методами фактической проверки — требовать про­ведения инвентаризаций, заниматься с участием специалистов пере­счетом, взвешиванием и обмером сырья, материалов и готовых изде­лий, оценкой качества продукции и соблюдения технологии. Это нужно, чтобы установить действительный расход, правильность спи­сания сырья и оприходования готовой продукции, установления норм естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей, получить другие требующиеся подтверждения.

Один из важнейших разделов ревизии — проверка соблюдения ус­тановленного порядка ведения бухгалтерского учета денежных средств и материальных ценностей, организации их охраны и обеспечения со­хранности. Здесь используют, в частности, счетные проверки бухгал­терских отчетов и балансов для установления достоверности отчетных данных, выявления и устранения искажений и ошибок, оценивают обоснованность и правильность расчетов и данных для определения отчетных показателей работы организации, определения фондов зара­ботной платы, уровня себестоимости продукции и услуг.

Проверка правильности и полноты начисления и уплаты нало­гов — не прямая обязанность ревизора, но если он в ходе ревизии встретится с какими-либо нарушениями в этом отношении, то должен поставить вопрос о передаче материалов в налоговые органы.

При проведении ревизии обязательна проверка состояния внут­реннего контроля в организации. Хорошая постановка внутреннего контроля способствует успешной деятельности организации и может помочь решению задач ревизии.

В современных условиях все чаще организации ведут учет с ис­пользованием полной или частичной компьютерной обработки дан­ных. Естественно, что для проведения ревизии в таких условиях реви­зоры должны обладать определенной подготовкой или использовать работу экспертов.

Результаты ревизии (проверки), как правило, оформляются актом, который подписывают ревизоры, руководитель и главный бух­галтер ревизуемой организации, а в необходимых случаях — ранее ра­ботавшие в ревизуемой организации руководитель и главный бухгал­тер, ко времени работы которых относится период, охваченный реви­зией.

В некоторых случаях, определенных нормативными документами, процедура подписания акта руководителем и главным бухгалтером может быть заменена процедурой их ознакомления с содержание акта,


что конечно, менее правильно. Но ни один из действующих правовых документов не допускает того, чтобы результаты ревизии остались не­известными тем, кого проверяли, как это было принято в деятельнос­ти некоторых контрольных органов советского периода. Таков один из путей обеспечения объективности и точности контроля.

Акт ревизии — документ, имеющий четко очерченные параметры. Он должен содержать ответы на все вопросы, поставленные в про­грамме ревизии.

В содержании акта ревизии ревизующие обязаны соблюдать объ­ективность, точность используемых данных и описания выявленных фактов, ясность и грамотность изложения. Результаты ревизии изла­гаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержден­ных,имеющимися в ревизуемых и других организациях документами, результатами произведенных встречных проверок и проверок дейст­вительности совершения операций, других ревизионных действий, за­ключений специальных экспертиз и привлеченных специалистов, объяснений должностных и материально ответственных лиц.

Не допускается включение в акт ревизии выводов ревизующих и других лиц, предположений и фактов, не подтвержденных документа­ми, сведений из следственных материалов и ссылок на показания, данные следственным органам, не перепроверенных ревизующими материалов внутреннего (ведомственного) контроля. В акте ревизии ревизующие не должны давать правовую и морально-этическую оцен­ку действий должностных и материально ответственных лиц ревизуе­мой и других организаций, квалифицировать их поступки, намерения и цели, применять понятия и фразы, имеющие заведомо оценочный или обвинительный смысл.

Акт ревизии состоит*из текста акта и приложений к нему, на кото­рые имеются ссылки в тексте (документы, копии документов, объяс­нения должностных и материально ответственных лиц и т.п.).

Обязательно в акте ревизии приводятся полное наименование проверяемой организации с указанием ведомственной принадлежнос­ти, ее финансовые и другие реквизиты (коды бюджетной классифика­ции, идентификационный номер налогоплательщика, номера счетов в банках и т.д.), общие данные о ее деятельности. Указывают период и сроки проведения ревизии, кем и на каком основании она проведена. Справочно сообщается, когда и кем проводилась предыдущая реви­зия, что сделано в организации за прошедший период по устранению выявленных ранее недостатков и нарушений.

Основное содержание акта — выявленные факты нарушений зако­нодательства и других нормативных правовых актов, регламентирую­щих финансово-хозяйственную деятельность организации; конкрет-

15-572




 


ные примеры и суммы нецелевого использования средств федераль­ного или иного бюджета по статьям бюджетной классификации, хи­щений, недостач, других злоупотреблений должностных, материально ответственных и иных лиц. В акте следует показать общий размер до­кументально подтвержденного ущерба, выявленного ревизией, другие последствия вскрытых нарушений, фамилии, должности лиц, которы­ми они допущены, сведения для начисления штрафных санкций за нецелевое использование бюджетных средств.

Если в ходе ревизии установлены возможности улучшения показа­телей финансово-хозяйственной деятельности организации, более эффективного использования выделяемых ей бюджетных средств, это тоже должно быть отражено.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации акт ревизии (проверки) может быть оспорен руководством ревизуемой организации или отдельным гражданином в суде.

Особенностью документального оформления действий по осу­ществлению налогового контроля и его результатов является составле­ние в одних случаях протоколов, а в других — актов. Протоколом оформляются показания свидетеля, осмотр, выемка документов и предметов, актом — результаты выездной проверки. Акт оформляется не позднее двух месяцев после составления справки, которой завер­шается проведение выездной проверки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 1544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.