Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы финансового контроля




Органами финансового контроля называют органы, специально со­здаваемые для осуществления контрольных полномочий, либо органы исполнительной власти, на которые наряду с их основными задачами возлагаются контрольные функции в соответствующей отрасли фи­нансовой сферы.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации органами государственного финансового контроля в Российской Федерации яв­ляются:

• Счетная палата Российской Федерации;

• контрольные и финансовые органы исполнительной власти;

• контрольные органы законодательных (представительных) орга­
нов субъектов Российской Федерации.

На практике государственный финансовый контроль в настоящее время осуществляют Счетная палата Российской Федерации и кон-


Трольно-счетные органы субъектов Российской Федерации, Цент­ральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Рос­сийской Федерации (Главное управление федерального казначейства, Департамент государственного финансового контроля и их террито­риальные органы), Министерство РФ по налогам и сборам, Государ­ственный таможенный комитет Российской Федерации, Комитет российской Федерации по финансовому мониторингу, контрольно-ревизионные подразделения органов исполнительной власти всех уровней.

Конкретные полномочия и функции каждого органа устанавлива­ются при его создании нормативным документом — законом, указом Президента страны, постановлением, положением о данном органе.

Наиболее масштабную и разностороннюю деятельность в сфере государственного финансового контроля ведут Счетная палата Рос­сийской Федерации и Министерство финансов Российской Феде­рации.

Счетная палата Российской Федерации

Образование Счетной палаты для контроля за исполнением феде­
рального бюджета предусмотрено Конституцией Российской Федера­
ции, она действует на основании специального закона о Счетной па­
лате. Это полностью соответствует опыту развитых стран мирового
сообщества. В упоминавшейся Лимской декларации сказано: «Основ­
ные контрольные полномочия высшего контрольного органа должны
быть определены конституцией, детали могут быть установлены за­
коном». ■*

Формируют Счетную палату Государственная Дума и Совет Феде­рации Федерального Собрания Российской Федерации. Государст­венная Дума утверждает председателя палаты, Совет Федерации — его заместителя. Каждая палата назначает также по шесть аудиторов Счет­ной палаты — государственных служащих высшего ранга, возглавляю­щих основные направления контроля. Председатель палаты, его за­меститель и аудиторы составляют Коллегию Счетной палаты.

Срок полномочий председателя, заместителя председателя и ауди­торов Счетной палаты — шесть лет. В течение этого срока они облада-*т гарантиями профессиональной независимости и могут быть осво­бождены от должности только в случаях, четко определенных за­коном.

Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена в вязи с роспуском Государственной Думы. Средства на содержание четной палаты предусматриваются в федеральном бюджете отдель-



ной строкой. Так практически реализуется принцип независимости контроля.

Задачами Счетной палаты являются:

• организация и осуществление контроля за своевременным ис­
полнением доходных и расходных статей федерального бюджета и
бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре
и целевому назначению;

• определение эффективности и целесообразности расходов госу­
дарственных средств и использования федеральной собственности;

• оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов
федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных
фондов;

• финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также
нормативных правовых актов федеральных органов государственной
власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств
федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполне­
ние федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных
фондов;

• анализ выявленных отклонений от установленных показателей
федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фон­
дов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а
также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

• контроль за законностью и своевременностью движения средств
федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов
в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных бан­
ках и иных финансово-кредитных организациях Российской Феде­
рации;

• регулярное представление Совету Федерации и Государственной
Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и ре­
зультатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата обеспечивает единую систему контроля за испол­нением федерального бюджета и бюджетов государственных феде­ральных внебюджетных фондов, проводит контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятель­ности. Она строит свою работу на основе годовых и текущих планов, которые утверждает Коллегия Счетной палаты.

Реализуя планы, палата осуществляет комплексные ревизии, тема­тические проверки, другие контрольные мероприятия. По итогам мероприятий составляется отчет, за достоверность которого соответ­ствующие должностные лица палаты несут персональную ответствен­ность. Утверждает отчеты и принимает по ним решения Коллегия Счетной палаты.


Все государственные органы и любые организации обязаны представлять Счетной палате информацию, необходимую для вы­полнения ее задач, оказывать содействие ее деятельности. За отказ представлении информации, представление заведомо неполной или ложной информации Счетной палате установлена уголовная от­ветственность.

Выявляя финансовые нарушения, отклонения от установленных бюджетных показателей, Счетная палата должна анализировать при­чины и готовить необходимые предложения. Руководителям органов государственной власти, проверяемых организаций палата направляет представления по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба, привлечению к ответственности виновных. В случаях, когда выявленные нарушения наносят прямой непосредственный ущерб и требуется их безотлагательное пресечение или создаются препятствия для проведения контрольных мероприя­тий, Счетная палата имеет право давать администрации обязательные для исполнения предписания.

Особенностью и одновременно недостатком организационного строения Счетной палаты, ограничивающим ее практические возмож­ности, является отсутствие территориальных подразделений. Ревизии и проверки на местах проводятся путем командирования инспекторов палаты из Москвы в республики, края, области, округа. Командиров­ки требуют значительных расходов, осложняются временными и кад­ровыми ограничениями.

Ограничивает возможности Счетной палаты и то, что она неправо­мочна защищать интересы государства путем прямого обращения в суд. Палате приходится направлять материалы по результатам прове­рок, требующим судебного разбирательства, в прокуратуру. Это затя-ивает возмещение ущерба, снижает эффективность контроля.

Функции, аналогичные функциям федеральной Счетной палаты в тношении государственных средств субъектов Российской Федера­ции, выполняют контрольно-счетные органы, создаваемые предста-^тельными органами республик, краев, областей, автономных обра­зований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Например, в столице на основании Устава города и закона, приня-

> Московской городской Думой, действует Контрольно-счетная

палата Москвы. Во Владимирской области подобный орган именуется

четной палатой, а в Республике Башкортостан функции финансово-

•онтроля возложены на Государственный контрольный комитет.

:ольку субъекты Федерации обладают самостоятельностью, в том

* в финансовой сфере, создаваемые ими контрольные органы

етной палате Российской Федерации не подчинены.




 


Эффективность деятельности территориальных контрольных орга­нов снижает то, что в стране не установлена обязательность таких ор­ганов для каждого субъекта Федерации, нет единого порядка их орга­низации и определения полномочий. Поэтому во многих субъектах Федерации они просто не созданы, а часть действующих не имеет до­статочных полномочий, чтобы осуществлять действенный контроль.

С целью повышения эффективности системы государственного финансового контроля в Российской Федерации, координации дея­тельности контрольно-счетных органов субъектов Федерации и ук­репления сотрудничества между ними образована общественная Ассо­циация контрольно-счетных органов страны.

Ассоциация будет содействовать формированию современной правовой базы государственного финансового контроля, в первую очередь принятию федерального закона о контроле, разработке и внедрению унифицированной системы контроля за исполнением фе­дерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, расширять и совершенство­вать проведение совместных контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий.

Опыт создания федеральной и местных счетных палат как незави­симых органов финансового контроля позаимствован нашей страной из практики экономически развитых стран. Обычно в качестве наибо­лее близкого примера приводят деятельность родственных учрежде­ний Германии, которая, как и наша страна, представляет собой феде­ративную республику.

Федеральная счетная палата Федеративной Республики Германии является верховным федеральным учреждением и, как независимый орган финансового контроля, подчиняется только закону. Она ведет свою историю с 1714 г., когда была создана Генеральная счетная пала­та Пруссии — самостоятельный коллегиальный ревизионный орган, независимый от государственной администрации.

Объекты контроля Федеральной счетной палаты ФРГ, объемы, по­рядок и сроки проверок, права и обязанности контролирующих и контролируемых, взаимодействие со счетными палатами федеральных земель, другие необходимые параметры контроля четко определены законодательством.

Палата постоянно контролирует все бюджетное финансирование, федеральные предприятия с 50-процентной долей участия государст­ва, другие организации и ведомства, если в их распоряжение поступа­ют государственные средства. Она может организовывать филиалы на местах и временные ревизионные группы. Палата имеет право по своему усмотрению ограничивать размеры ревизии и оставлять счета


без проверки. Основная цель проверок палаты — установить правиль­ность и экономическую эффективность произведенных расходов.

Никто не имеет права давать Счетной палате поручения. Вмеша­тельство в работу, которую она в пределах установленной законом компетенции планирует самостоятельно, недопустимо. Президент и вице-президент палаты назначаются сроком на 12 лет. Они, а также члены палаты — заведующие ревизионными отделами и секторами — обладают независимостью, подобной судейской, и не могут быть сняты со своих постов без их собственного согласия. Законом гаран­тирована и независимость ревизорского персонала.

Решения Счетная палата принимает коллегиально; текущие — на малых (отраслевых) коллегиях по направлениям контроля, в которые входят руководители соответствующих ревизионных секторов и отде­лов, президент или вице-президент палаты. Решения по наиболее принципиальным вопросам, а также в спорных случаях принимаются на заседаниях Большого сената в составе президента, вице-президен­та, руководителей всех отделов, трех секторов и двух докладчиков.

Результаты конкретных проверок палата направляет для принятия мер соответствующим органам, в необходимых случаях и Министер­ству финансов. Об итогах работы за год представляется отчет парла­менту и федеральному правительству. Содержание отчета, данные от­дельных проверок доводятся до сведения общественности на пресс-конференциях президента Счетной палаты и путем публикации.

Во всех землях Германии — субъектах Федерации существуют зе­мельные счетные палаты. Федеральному органу контроля они не под­чинены, но тесно сотрудничают с ним и между собой, поскольку функции их идентичны.

Министерство финансов Российской Федерации

Значительными полномочиями в области государственного фи­нансового контроля обладает Министерство финансов Российской Федерации. Оно осуществляет контроль в пределах своей компетен­ции, которая состоит в том, что министерство обеспечивает проведе­ние единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной полити­ки в стране и координирует деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти. Контрольные функции Минфина России ре­ализуются в деятельности контрольно-ревизионного аппарата минис­терства, федерального казначейства, Комитета Российской Федера­ции по финансовому мониторингу.

На контрольно-ревизионный аппарат Минфина России возложен последующий контроль в бюджетной сфере и ряд специфических ре-




 


визионных функций, которые другие контрольные органы вообще не выполняют, главным образом проведение финансовых ревизий и про­верок по поручениям правоохранительных органов.

Этот аппарат состоит из Департамента государственного финансо­вого контроля министерства и руководимых им территориальных ор­ганов контрольно-ревизионных управлений (КРУ) Минфина России в субъектах Российской Федерации. Структурно департамент и КРУ состоят из отделов, основными из которых являются организацион­ный, бюджетного контроля, по взаимодействию с правоохранитель­ными органами. Территориальные подразделения КРУ действуют по­всеместно вплоть до каждого города и района.

Объем работы контрольно-ревизионного аппарата Минфина Рос­сии весьма значителен. Он проводит ежегодно порядка 50 тыс. реви­зий и проверок различного масштаба и направлений.

Контролеры-ревизоры Минфина России выполняют следующие основные функции:

• осуществляют последующий контроль за своевременным, целе­
вым и рациональным использованием и сохранностью средств феде­
рального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других
федеральных средств;

■ проводят ревизии и тематические проверки поступления и рас­ходования средств федерального бюджета, использования внебюджет­ных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в федеральной собственности;

• осуществляют документальные ревизии и проверки финансово-
хозяйственной деятельности органов исполнительной власти и орга­
нов местного самоуправления, организаций любых форм собствен­
ности по требованиям правоохранительных органов;

• по обращениям органов государственной власти субъектов Рос­
сийской Федерации проводят на договорной основе ревизии и про­
верки поступления и расходования средств, принадлежащих назван­
ным органам;

• контролируют в необходимых случаях своевременность и пол­
ноту устранения нарушений, выявленных ревизиями и проверками, и
возмещение причиненного ущерба.

Свою деятельность контрольно-ревизионный аппарат Минфина России осуществляет во взаимодействии с другими департаментами и управлениями министерства, федеральными органами исполнитель­ной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями.


федеральное казначейство создано для организации исполнения федерального бюджета Российской Федерации, в силу этого оно не­посредственно контролирует весь этот процесс, включая и работу тер­риториальных органов казначейства. Контролируется исполнение не только федерального бюджета Российской Федерации, но и государ­ственных (федеральных) внебюджетных фондов, поступление и ис­пользование внебюджетных (федеральных) средств.

Таким образом, казначейский контроль носит специфический ха­рактер, отличается от деятельности других органов финансового кон­троля. Он осуществляется непосредственно в ходе решения основной задачи этого учреждения — организации бюджетного финансирова­ния по принципу единства кассы и неразрывен с этой работой.

' Поэтому усилия федерального казначейства и его территориаль­ных органов сосредоточены на предварительном и текущем контроле при финансировании расходов организаций — получателей средств федерального бюджета (бюджетополучателей). Они должны охваты­вать проверками все организации, финансируемые из федерального бюджета через лицевые счета органов федерального казначейства. Предварительный контроль происходит на стадии сверки соответст­вия плановых сметных назначений лимитам бюджетного финансиро­вания, текущий — при финансировании расходов с лицевых счетов бюджетополучателей путем проверки документов, подтверждающих правомерность расхода в пределах сметных назначений.

Являясь подразделениями Минфина России, контрольно-ревизи­онный аппарат и органы казначейства ведут работу по осуществлению государственного финансового контроля в тесном взаимодействии. Оно включает в себя информационный обмен, сотрудничество при планировании и организации контрольной работы, совместные уси­лия по реализации материалов ревизий и проверок.

Территориальные управления казначейства в начале каждого года передают соответствующим КРУ сведения о финансировании органи­заций из федерального бюджета. Планы контрольной работы обоих органов строятся на основе поручений министерства и собственного анализа обстановки на местах. КРУ в течение 10 дней по окончании каждого месяца информируют органы казначейства о результатах ре­визий и проверок. Органы казначейства в соответствии с представлен­ными полномочиями решают вопросы по взысканию в доход феде­рального бюджета средств, использованных не по целевому назначе­нию, и о начислении на нарушителей штрафных санкций.

Специфическим органом финансового контроля является Коми-тет Российской Федерации по финансовому мониторингу. Это федераль­ный орган исполнительной власти, созданный для практической pea-




 


лизации положений Федерального закона «О противодействии лега­лизации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» и ко­ординации деятельности в этой сфере иных федеральных органов ис­полнительной власти. Комитет подотчетен Министерству финансов Российской Федерации, обязанности его председателя исполняет пер­вый заместитель министра финансов.

Основными задачами Комитета Российской Федерации по финан­совому мониторингу являются:

• сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежны­
ми средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соот­
ветствии с законодательством Российской Федерации;

• создание единой информационной системы и ведение федераль­
ной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем;

• направление соответствующей информации в правоохранитель­
ные органы в соответствии с их компетенцией при наличии достаточ­
ных оснований, свидетельствующих о том, что операция или сделка
связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступ­
ным путем;

• осуществление в соответствии с международными договорами
Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена
с компетентными органами иностранных государств в сфере противо­
действия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем;

• представление Российской Федерации в международных орга­
низациях по вопросам противодействия легализации (отмыванию) до­
ходов, полученных преступным путем.

Контрольно-ревизионные подразделения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации выполняют в масштабе своих ведомств и ад­министративно-территориальных образований контрольные функ­ции, аналогичные функциям контрольно-ревизионного аппарата Минфина России.

На их долю приходится большой объем контрольной работы, по­скольку эти органы власти являются основными получателями и пользователями бюджетных средств, имеют в своем подчинении многочисленные учреждения бюджетной сферы.

Центральный банк Российской Федерации

Функции Центрального банка Российской Федерации как одного из органов, на которые возложен государственный финансовый кон-


троль, состоят в том, что он осуществляет банковское регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций, а также организует и осуществляет валютный контроль. Он проверяет соблюдение бан­ковского законодательства, правил ведения банковских операций, ус­тановленных для кредитных организаций обязательных нормативов, других параметров банковской деятельности.

Контрольные функции в отношении кредитных организаций Банк России может выполнять непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора, а также путем поручения прове­рок аудиторским организациям. По результатам проверок Банк Рос­сии применяет к кредитным организациям — нарушителям меры воз­действия. В качестве крайней меры он может лишить организацию лицензии на проведение банковских операций.

Нетрудно заметить, что в области контроля функции Банка России носят ограниченный, по преимуществу надзорно-технологический характер. Он не проводит ревизий и проверок деятельности коммер­ческих банков и иных кредитных организаций. С другой стороны, в действующем отечественном банковском законодательстве ограниче­ны возможности получения от банков информации, требующейся ор­ганам финансового контроля для решения их задач.

Это создает определенные затруднения при осуществлении госу­дарственного финансового контроля в кредитно-банковской сфере. Недостаток контроля приводит к нарушению прав граждан и юриди­ческих лиц, пользующихся услугами денежно-кредитных институтов. Особенно яркое выражение это нашло в первоначальный период ста­новления рыночной экономики в виде так называемых финансовых пирамид и других мошеннических способов привлечения финансов населения для незаконного использования и личного обогащения от­дельных лиц.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 1034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.