КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Органы финансового контроля
■ Органами финансового контроля называют органы, специально создаваемые для осуществления контрольных полномочий, либо органы исполнительной власти, на которые наряду с их основными задачами возлагаются контрольные функции в соответствующей отрасли финансовой сферы. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации органами государственного финансового контроля в Российской Федерации являются: • Счетная палата Российской Федерации; • контрольные и финансовые органы исполнительной власти; • контрольные органы законодательных (представительных) орга На практике государственный финансовый контроль в настоящее время осуществляют Счетная палата Российской Федерации и кон- Трольно-счетные органы субъектов Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации (Главное управление федерального казначейства, Департамент государственного финансового контроля и их территориальные органы), Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Комитет российской Федерации по финансовому мониторингу, контрольно-ревизионные подразделения органов исполнительной власти всех уровней. Конкретные полномочия и функции каждого органа устанавливаются при его создании нормативным документом — законом, указом Президента страны, постановлением, положением о данном органе. Наиболее масштабную и разностороннюю деятельность в сфере государственного финансового контроля ведут Счетная палата Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации. Счетная палата Российской Федерации Образование Счетной палаты для контроля за исполнением феде Формируют Счетную палату Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Государственная Дума утверждает председателя палаты, Совет Федерации — его заместителя. Каждая палата назначает также по шесть аудиторов Счетной палаты — государственных служащих высшего ранга, возглавляющих основные направления контроля. Председатель палаты, его заместитель и аудиторы составляют Коллегию Счетной палаты. Срок полномочий председателя, заместителя председателя и аудиторов Счетной палаты — шесть лет. В течение этого срока они облада-*т гарантиями профессиональной независимости и могут быть освобождены от должности только в случаях, четко определенных законом. Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена в вязи с роспуском Государственной Думы. Средства на содержание четной палаты предусматриваются в федеральном бюджете отдель- ной строкой. Так практически реализуется принцип независимости контроля. Задачами Счетной палаты являются: • организация и осуществление контроля за своевременным ис • определение эффективности и целесообразности расходов госу • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов • финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также • анализ выявленных отклонений от установленных показателей • контроль за законностью и своевременностью движения средств • регулярное представление Совету Федерации и Государственной Счетная палата обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных федеральных внебюджетных фондов, проводит контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности. Она строит свою работу на основе годовых и текущих планов, которые утверждает Коллегия Счетной палаты. Реализуя планы, палата осуществляет комплексные ревизии, тематические проверки, другие контрольные мероприятия. По итогам мероприятий составляется отчет, за достоверность которого соответствующие должностные лица палаты несут персональную ответственность. Утверждает отчеты и принимает по ним решения Коллегия Счетной палаты. Все государственные органы и любые организации обязаны представлять Счетной палате информацию, необходимую для выполнения ее задач, оказывать содействие ее деятельности. За отказ представлении информации, представление заведомо неполной или ложной информации Счетной палате установлена уголовная ответственность. Выявляя финансовые нарушения, отклонения от установленных бюджетных показателей, Счетная палата должна анализировать причины и готовить необходимые предложения. Руководителям органов государственной власти, проверяемых организаций палата направляет представления по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба, привлечению к ответственности виновных. В случаях, когда выявленные нарушения наносят прямой непосредственный ущерб и требуется их безотлагательное пресечение или создаются препятствия для проведения контрольных мероприятий, Счетная палата имеет право давать администрации обязательные для исполнения предписания. Особенностью и одновременно недостатком организационного строения Счетной палаты, ограничивающим ее практические возможности, является отсутствие территориальных подразделений. Ревизии и проверки на местах проводятся путем командирования инспекторов палаты из Москвы в республики, края, области, округа. Командировки требуют значительных расходов, осложняются временными и кадровыми ограничениями. Ограничивает возможности Счетной палаты и то, что она неправомочна защищать интересы государства путем прямого обращения в суд. Палате приходится направлять материалы по результатам проверок, требующим судебного разбирательства, в прокуратуру. Это затя-ивает возмещение ущерба, снижает эффективность контроля. Функции, аналогичные функциям федеральной Счетной палаты в тношении государственных средств субъектов Российской Федерации, выполняют контрольно-счетные органы, создаваемые предста-^тельными органами республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Например, в столице на основании Устава города и закона, приня- > Московской городской Думой, действует Контрольно-счетная палата Москвы. Во Владимирской области подобный орган именуется четной палатой, а в Республике Башкортостан функции финансово- •онтроля возложены на Государственный контрольный комитет. :ольку субъекты Федерации обладают самостоятельностью, в том * в финансовой сфере, создаваемые ими контрольные органы етной палате Российской Федерации не подчинены.
Эффективность деятельности территориальных контрольных органов снижает то, что в стране не установлена обязательность таких органов для каждого субъекта Федерации, нет единого порядка их организации и определения полномочий. Поэтому во многих субъектах Федерации они просто не созданы, а часть действующих не имеет достаточных полномочий, чтобы осуществлять действенный контроль. С целью повышения эффективности системы государственного финансового контроля в Российской Федерации, координации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Федерации и укрепления сотрудничества между ними образована общественная Ассоциация контрольно-счетных органов страны. Ассоциация будет содействовать формированию современной правовой базы государственного финансового контроля, в первую очередь принятию федерального закона о контроле, разработке и внедрению унифицированной системы контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, расширять и совершенствовать проведение совместных контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий. Опыт создания федеральной и местных счетных палат как независимых органов финансового контроля позаимствован нашей страной из практики экономически развитых стран. Обычно в качестве наиболее близкого примера приводят деятельность родственных учреждений Германии, которая, как и наша страна, представляет собой федеративную республику. Федеральная счетная палата Федеративной Республики Германии является верховным федеральным учреждением и, как независимый орган финансового контроля, подчиняется только закону. Она ведет свою историю с 1714 г., когда была создана Генеральная счетная палата Пруссии — самостоятельный коллегиальный ревизионный орган, независимый от государственной администрации. Объекты контроля Федеральной счетной палаты ФРГ, объемы, порядок и сроки проверок, права и обязанности контролирующих и контролируемых, взаимодействие со счетными палатами федеральных земель, другие необходимые параметры контроля четко определены законодательством. Палата постоянно контролирует все бюджетное финансирование, федеральные предприятия с 50-процентной долей участия государства, другие организации и ведомства, если в их распоряжение поступают государственные средства. Она может организовывать филиалы на местах и временные ревизионные группы. Палата имеет право по своему усмотрению ограничивать размеры ревизии и оставлять счета без проверки. Основная цель проверок палаты — установить правильность и экономическую эффективность произведенных расходов. Никто не имеет права давать Счетной палате поручения. Вмешательство в работу, которую она в пределах установленной законом компетенции планирует самостоятельно, недопустимо. Президент и вице-президент палаты назначаются сроком на 12 лет. Они, а также члены палаты — заведующие ревизионными отделами и секторами — обладают независимостью, подобной судейской, и не могут быть сняты со своих постов без их собственного согласия. Законом гарантирована и независимость ревизорского персонала. Решения Счетная палата принимает коллегиально; текущие — на малых (отраслевых) коллегиях по направлениям контроля, в которые входят руководители соответствующих ревизионных секторов и отделов, президент или вице-президент палаты. Решения по наиболее принципиальным вопросам, а также в спорных случаях принимаются на заседаниях Большого сената в составе президента, вице-президента, руководителей всех отделов, трех секторов и двух докладчиков. Результаты конкретных проверок палата направляет для принятия мер соответствующим органам, в необходимых случаях и Министерству финансов. Об итогах работы за год представляется отчет парламенту и федеральному правительству. Содержание отчета, данные отдельных проверок доводятся до сведения общественности на пресс-конференциях президента Счетной палаты и путем публикации. Во всех землях Германии — субъектах Федерации существуют земельные счетные палаты. Федеральному органу контроля они не подчинены, но тесно сотрудничают с ним и между собой, поскольку функции их идентичны. Министерство финансов Российской Федерации Значительными полномочиями в области государственного финансового контроля обладает Министерство финансов Российской Федерации. Оно осуществляет контроль в пределах своей компетенции, которая состоит в том, что министерство обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране и координирует деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти. Контрольные функции Минфина России реализуются в деятельности контрольно-ревизионного аппарата министерства, федерального казначейства, Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу. На контрольно-ревизионный аппарат Минфина России возложен последующий контроль в бюджетной сфере и ряд специфических ре-
визионных функций, которые другие контрольные органы вообще не выполняют, главным образом проведение финансовых ревизий и проверок по поручениям правоохранительных органов. Этот аппарат состоит из Департамента государственного финансового контроля министерства и руководимых им территориальных органов контрольно-ревизионных управлений (КРУ) Минфина России в субъектах Российской Федерации. Структурно департамент и КРУ состоят из отделов, основными из которых являются организационный, бюджетного контроля, по взаимодействию с правоохранительными органами. Территориальные подразделения КРУ действуют повсеместно вплоть до каждого города и района. Объем работы контрольно-ревизионного аппарата Минфина России весьма значителен. Он проводит ежегодно порядка 50 тыс. ревизий и проверок различного масштаба и направлений. Контролеры-ревизоры Минфина России выполняют следующие основные функции: • осуществляют последующий контроль за своевременным, целе ■ проводят ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в федеральной собственности; • осуществляют документальные ревизии и проверки финансово- • по обращениям органов государственной власти субъектов Рос • контролируют в необходимых случаях своевременность и пол Свою деятельность контрольно-ревизионный аппарат Минфина России осуществляет во взаимодействии с другими департаментами и управлениями министерства, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями. федеральное казначейство создано для организации исполнения федерального бюджета Российской Федерации, в силу этого оно непосредственно контролирует весь этот процесс, включая и работу территориальных органов казначейства. Контролируется исполнение не только федерального бюджета Российской Федерации, но и государственных (федеральных) внебюджетных фондов, поступление и использование внебюджетных (федеральных) средств. Таким образом, казначейский контроль носит специфический характер, отличается от деятельности других органов финансового контроля. Он осуществляется непосредственно в ходе решения основной задачи этого учреждения — организации бюджетного финансирования по принципу единства кассы и неразрывен с этой работой. ' Поэтому усилия федерального казначейства и его территориальных органов сосредоточены на предварительном и текущем контроле при финансировании расходов организаций — получателей средств федерального бюджета (бюджетополучателей). Они должны охватывать проверками все организации, финансируемые из федерального бюджета через лицевые счета органов федерального казначейства. Предварительный контроль происходит на стадии сверки соответствия плановых сметных назначений лимитам бюджетного финансирования, текущий — при финансировании расходов с лицевых счетов бюджетополучателей путем проверки документов, подтверждающих правомерность расхода в пределах сметных назначений. Являясь подразделениями Минфина России, контрольно-ревизионный аппарат и органы казначейства ведут работу по осуществлению государственного финансового контроля в тесном взаимодействии. Оно включает в себя информационный обмен, сотрудничество при планировании и организации контрольной работы, совместные усилия по реализации материалов ревизий и проверок. Территориальные управления казначейства в начале каждого года передают соответствующим КРУ сведения о финансировании организаций из федерального бюджета. Планы контрольной работы обоих органов строятся на основе поручений министерства и собственного анализа обстановки на местах. КРУ в течение 10 дней по окончании каждого месяца информируют органы казначейства о результатах ревизий и проверок. Органы казначейства в соответствии с представленными полномочиями решают вопросы по взысканию в доход федерального бюджета средств, использованных не по целевому назначению, и о начислении на нарушителей штрафных санкций. Специфическим органом финансового контроля является Коми-тет Российской Федерации по финансовому мониторингу. Это федеральный орган исполнительной власти, созданный для практической pea-
лизации положений Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Комитет подотчетен Министерству финансов Российской Федерации, обязанности его председателя исполняет первый заместитель министра финансов. Основными задачами Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу являются: • сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежны • создание единой информационной системы и ведение федераль • направление соответствующей информации в правоохранитель • осуществление в соответствии с международными договорами • представление Российской Федерации в международных орга Контрольно-ревизионные подразделения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации выполняют в масштабе своих ведомств и административно-территориальных образований контрольные функции, аналогичные функциям контрольно-ревизионного аппарата Минфина России. На их долю приходится большой объем контрольной работы, поскольку эти органы власти являются основными получателями и пользователями бюджетных средств, имеют в своем подчинении многочисленные учреждения бюджетной сферы. Центральный банк Российской Федерации Функции Центрального банка Российской Федерации как одного из органов, на которые возложен государственный финансовый кон- троль, состоят в том, что он осуществляет банковское регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций, а также организует и осуществляет валютный контроль. Он проверяет соблюдение банковского законодательства, правил ведения банковских операций, установленных для кредитных организаций обязательных нормативов, других параметров банковской деятельности. Контрольные функции в отношении кредитных организаций Банк России может выполнять непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора, а также путем поручения проверок аудиторским организациям. По результатам проверок Банк России применяет к кредитным организациям — нарушителям меры воздействия. В качестве крайней меры он может лишить организацию лицензии на проведение банковских операций. Нетрудно заметить, что в области контроля функции Банка России носят ограниченный, по преимуществу надзорно-технологический характер. Он не проводит ревизий и проверок деятельности коммерческих банков и иных кредитных организаций. С другой стороны, в действующем отечественном банковском законодательстве ограничены возможности получения от банков информации, требующейся органам финансового контроля для решения их задач. Это создает определенные затруднения при осуществлении государственного финансового контроля в кредитно-банковской сфере. Недостаток контроля приводит к нарушению прав граждан и юридических лиц, пользующихся услугами денежно-кредитных институтов. Особенно яркое выражение это нашло в первоначальный период становления рыночной экономики в виде так называемых финансовых пирамид и других мошеннических способов привлечения финансов населения для незаконного использования и личного обогащения отдельных лиц.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 1058; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |