КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственный финансовый контроль
Виды финансового контроля В современной России, как и в других странах, финансовый контроль осуществляется в виде государственного финансового контроля и аудиторской деятельности. В соответствии с особенностями федеративного устройства страны государственный финансовый контроль организуется в масштабе и на уровне всей Федерации и в каждом субъекте Федерации. Для этого создаются органы государственного финансового контроля или отдельные органы власти наделяются функциями финансового контроля. Финансовый контроль организуют и органы местного самоуправления. Контрольные органы в сфере финансов представляют собой часть механизма реализации финансовой политики государства. Одновременно они являются обязательной составляющей общей структуры контрольных органов государства. Любой собственник имеет право в своих интересах и обязан в силу финансовых, налоговых, кредитных отношений с государством контролировать финансовую деятельность в пределах своей компетенции. Для этого он, как правило, пользуется услугами аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также создает собственные органы финансового контроля, например ревизионные комиссии в акционерных обществах. Государственный финансовый контроль помогает обеспечить проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защиту финансовых интересов государства и его граждан. Он представляет собой контроль за: • образованием и использованием всех государственных средств, • деятельностью органов власти, на которые возложено практи • законностью привлечения и использования средств юридичес В этих целях проверяются своевременность и полнота образования государственных средств, их сохранность, эффективность и целевое использование, финансовые результаты использования государственного имущества, правильность и эффективность использования кредитных ресурсов, предоставленных государством или под гарантии государства. Контроль осуществляется также за организацией денежного обращения и рынка ценных бумаг, прохождением государственных средств в этой сфере, законностью предоставления от имени государства финансовых льгот и преимуществ и их использованием, обоснованностью и правомерностью действий кредитных организаций по привлечению и использованию средств юридических и физических лиц. Сюда же относятся проверка исполнения международных финансовых обязательств и состояния государственного внутреннего и внешнего долга, проведение финансовых экспертиз проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, влияющих на формирование и использование государственных
средств или предусматривающих расходы, покрываемые за счет таких средств. По результатам государственного финансового контроля принимаются меры к обеспечению возврата незаконно использованных средств и поступлению доходов от их использования в соответствующие бюджеты. Объектами государственного финансового контроля выступают юридические и физические лица, которые получают, перечисляют, используют государственные средства или управляют ими, имеют предоставленные законодательством или органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества. В число таких объектов входят органы государственной власти (в том числе их аппараты), другие государственные органы, внебюджетные фонды, предприятия, учреждения и организации, а также предприятия, учреждения и организации с государственным участием. При наличии указанных условий контролируются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, страховые компании, банки и иные кредитные организации, их союзы, ассоциации и объединения вне зависимости от видов и форм собственности, органы военного управления и воинские формирования, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. На деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций действие государственного финансового контроля распространяется в части, связанной с получением, перечислением либо использованием государственных средств или управлением ими, а также в части предоставленных им законодательством или органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ. Государственный финансовый контроль реализуется в форме предварительного, текущего и последующего контроля. Предварительный контроль —- это проверки на стадии составления и рассмотрения проектов формирования и использования государственных средств учреждениями и организациями, содержащимися за счет государственных средств или претендующими на получение финансовой помощи, бюджетных кредитов, финансирования инвестиций, целевых и иных программ, а также получение государственных гарантий. Этот вид контроля важен прежде всего своей профилактической направленностью. Такую же направленность имеет и текущий контроль. Он осуществляется непосредственно в процессе формирования и использования государственных средств с целью предупреждения и оперативного устранения имеющихся нарушений. Последующий контроль представляет собой контроль по итогам формирования и использования государственных средств с установленной периодичностью или в разовом порядке с целью проверки правильности и эффективности расходования выделенных средств, утверждения отчетов об их использовании, оценки деятельности объектов контроля и состояния защиты финансовых интересов граждан. В нашей стране последующий контроль — наиболее распространенная форма деятельности органов финансового контроля. Путем ревизий и проверок фактически и документально с высокой степенью достоверности выясняют законность, целевой характер и эффективность использования выделенных и израсходованных средств. Но последующий контроль не лишен и объективных недостатков. Он не имеет профилактического характера, не может предупреждать нарушения и злоупотребления. Он лишь выявляет и фиксирует их, способствует привлечению виновных к ответственности. Поэтому важным условием успешности финансового контроля является умелое использование и сочетание всех его форм. Федеральные органы исполнительной власти отвечают за правильность использования выделенных им государственных средств. Поэтому они и организуют контроль за их использованием подведомственными организациями. Эта разновидность государственного финансового контроля именуется ведомственным контролем. Субъекты Российской Федерации (республики, края, области, автономные образования, города Москва и Санкт-Петербург) организуют государственный контроль за формированием и использованием принадлежащих им финансовых средств. Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют муниципальный финансовый контроль. Если муниципалитеты получают средства из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, то эти средства подлежат государственному контролю. Таковы задачи государственного финансового контроля и общая схема его организации. В реальной действительности по различным причинам возможны отклонения от общей схемы. Поскольку к настоящему времени процесс формирования системы государственного финансового контроля в России еще не завершен, финансово-кредитная сфера как на федеральном, так и на региональном уровне охвачена контролем еще далеко не полностью. Малодоступна для государственных контролеров банковская система страны. ктически закрытой зоной остаются военные расходы. Слабо провеются затраты на охрану правопорядка, безопасность, осуществление
внешней политики. Только частично и нерегулярно ревизуется выполнение смет органов власти. По существу, вне государственного контроля остаются бюджеты государственных внебюджетных фондов, средства, поступающие в распоряжение органов власти помимо бюджетов, финансовые результаты деятельности государственных унитарных предприятий, акционерных обществ. Низок уровень организации ведомственного финансового контроля. Существует немало министерств, государственных комитетов и федеральных служб, в которых контрольные подразделения до сих пор не организованы или крайне слабы. Периодичность ревизий и проверок, обеспечивающая полный охват ими государственных средств, не соблюдается. Такое положение вызвано тем, что правовая база государственного финансового контроля еще не соответствует экономической реальности формирующихся рыночных отношений и федеративному устройству страны. Не принят федеральный закон о государственном финансовом контроле, не установлена уголовная и административная ответственность за нецелевое использование государственных и муниципальных средств. Затянулось формирование некоторых органов финансового контроля, полномочия отдельных действующих органов недостаточны. Несовершенство финансового контроля мешает эффективному использованию государственных средств, затрудняет предотвращение их расходования не по назначению и прямых потерь. Об этом свидетельствуют результаты проводимых контрольными органами ревизий и проверок. За первые пять лет своей деятельности (1995—2000 гг.) Счетная палата Российской Федерации установила, что из государственных финансовых ресурсов в результате различных финансовых нарушений была незаконно изъята сумма, превышающая федеральный бюджет России 1999 г.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |