КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Банк России
Банк России оказывает важное влияние на развитие кредитного рынка, которое можно проследить по нескольким направлениям. 16-572
1. Формирование и проведение денежно-кредитной политики. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. Банк России во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и реализует единую денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости российского рубля. Для этого ежегодно подготавливается проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Проект утверждается Советом директоров Банка России и передается на рассмотрение в Государственную Думу. Денежно-кредитная политика — это политика государства, воздействующая на состояние денежного обращения и кредитного рынка с целью обеспечения стабильности уровня цен, полной занятости населения и роста реального производства. В мировой практике выделяют два основных типа денежно-кредитной политики: рестрикционный и экспансионистский. Для каждого из них характерны свои условия осуществления, цели,, задачи, используемые инструменты и социально-экономические последствия. Рестрикционная денежно-кредитная политика (политика «дорогих денег») проводится в целях сокращения циклических колебаний деловой активности, сдерживания инфляционных процессов, улучшения состояния платежного баланса страны, ограничения роста денежной массы и кредитных вложений.. Инструментами рестрикционной денежно-кредитной политики являются ограничения денежно-кредитной эмиссии, ужесточение условий проведения операций и ограничение объемов кредитного рынка, повышение уровня процентных ставок, т.е. удорожание кредитных ресурсов. Обычно такая политика сопровождается определенными мероприятиями и в бюджетно-налоговой сфере: увеличение ставок налогов, введение их новых видов, расширение налогообра-зующей базы, сокращение государственных расходов и проч. Как правило, политика «дорогих денег» приводит к следующим социально-экономическим последствиям: • сокращение возможности получения кредитов, необходимых ■ ограничение прироста или прямое уменьшение объемов инвестиций; • снижение темпов роста или даже стабилизация производства; • сокращение денежных сбережений населения; • уменьшение объемов кредитных ресурсов и деловой активности . замедление притока дохода в государственный бюджет и сокращение его расходов; . усиление налогового бремени на юридических и физических лиц и др. _, Экспансионистская денежно-кредитная политика (политика «дешевых денег») направлена на стимулирование деловой активности, пост макроэкономических показателей, сокращение безработицы и повышение благосостояния населения, ускорение развития всех сегментов финансового рынка, в том числе и кредитного рынка. Ее основными инструментами служат расширение объемов кредитования, снижение уровня процентных ставок, усиление притока денежных средств в обращение, ослабление контроля со стороны Центрального банка' за состоянием и уровнем банковских ориентиров (экономические нормативы деятельности, надзор за банковской деятельностью, применяемые санкции и др.), стимулирование развития кредитного рынка. В области бюджетно-налоговой политики может наблюдаться сокращение налоговых ставок и количества взимаемых налогов, стимулирование расходов государственного бюджета (увеличение расходов на образование, медицинское обслуживание, повышение пенсий, пособий, рост затрат на науку и проч.). Банк России осуществляет выбор типа денежно-кредитной политики и применяемых инструментов регулирования кредитного рынка с учетом следующих факторов: • состояние хозяйственной конъюнктуры; • фаза экономического цикла; • причины дестабилизации денежного обращения и кредитного • конкретные параметры кредитного рынка и тенденции его из • наличие временного лага между возможными мероприятиями и В последние годы Банк России применял различные типы денежно-кредитной политики. Так, за период с марта 1993 по май 1994 г. в Целях борьбы с развитием инфляционных процессов Банк России повышал ставку рефинансирования со 100 до 200% годовых. Такая мера привела к некоторому снижению инфляции, но одновременно способствовала сокращению возможностей привлечения банковских кредитов в реальное производство. Для стимулирования объемов кредитования к августу 1994 г. ставка рефинансирования была понижена до!30% годовых. Однако негативной стороной данного снижения в условиях низкого развития рынка государственных ценных бумаг и от- 16-
сутствия должного контроля за процессом регулирования курса рубля стала его массовая продажа на валютном рынке и резкое падение курса в октябре 1994 г. Все это вызвало переход к ограничительной денежно-кредитной политике, повышение ставки рефинансировании в октябре 1994 г. до 170, а в январе 1995 г. — до 200% годовых, введение валютного коридора и другие меры. Основными принципами денежно-кредитной политики с 2000 г. являются закрепление сложившихся параметров экономического роста при одновременном снижении темпов инфляции. Банк России непосредственно влияет на величину денежной массы в хозяйстве, определяя денежную базу. Главные источники его ресурсов — это наличные деньги и обязательные резервы коммерческих банков. Вместе они образуют денежную базу в узком определении. Если к ним добавить средства коммерческих банков на корреспондентских счетах в Банке России, то возникнет денежная база в широком определении. Денежная база в том или ином варианте в процессе функционирования всей кредитной системы формирует денежную массу, превышающую денежную базу за счет эффекта мультипликатора. Банк России регулирует денежную базу, а через нее и денежную массу, проводя операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке, а также покупая и продавая иностранную валюту. Покупая ценные бумаги и валюту, Банк России увеличивает денежную базу, а продавая — уменьшает. Таким образом Банк России воздействует на денежное обращение и на уровень инфляции. 2. Регулирующая функция Банка России по отношению к кредитному рынку. Инструменты, которые применяет Банк России в целях регулирования кредитного рынка, контроля за его состоянием, делятся на административные (прямые) и экономические (косвенные) методы воздействия. К инструментам административного (прямого) влияния относятся следующие: • ограничение числа участников кредитного рынка через регламентирование порядка создания кредитных организаций и лицензирование их деятельности. Для того чтобы получить лицензию на проведение тех или иных банковских операций, иметь возможность работать с юридическими и физическими лицами, привлекать и размещать средства в рублях и иностранной валюте или в форме драгоценных металлов, банк или небанковская кредитная организация должны удовлетворять ряду требований, в частности иметь уставный капитал не ниже установленной величины, обладать опытом банковской работы не менее двух лет (для лицензии на привлечение средств физических j руководящий персонал должен отвечать жестким квалификационным и образовательным характеристикам и т.д. Это позволяет не попустить к деятельности на кредитном рынке слабые банки с низкоквалифицированным персоналом; • осуществление банковского контроля и надзора за выполнением рынка; • регулирование процентных ставок по кредитам и депозитам ком • прямое ограничение объема кредитов, выдаваемых кредитными ' селективная кредитная политика может осуществляться с целью поддержки кредитами определенных отраслей производства или предоставления кредитов по льготным процентным ставкам. Примером этого может быть льготное кредитование агропромышленных предприятий, осуществлявшееся в России в 1998—1999 гг. В некоторых случаях селективная кредитная политика направлена на отдель-
ные банковские учреждения, предоставляющие кредиты определенным социально значимым категориям заемщиков. В частности, в середине 1990-х гг. в целях поддержания фермерского движения Сбербанк РФ на основе правительственного решения выдавал кредиты фермерам из расчета 20% годовой ставки, причем заемщик должен был выплатить только 8% годовых, оставшаяся часть процентной ставки погашалась Министерством финансов РФ. Кроме административных методов в рамках реализации регулирующей функции на кредитном рынке Банк России использует косвенные, т.е. экономические, методы воздействия. К их числу относятся различные нормативы, установленные Банком России, в частности нормативы отчислений в фонд обязательных резервов, экономические нормативы деятельности кредитных организаций, лимиты открытых валютных позиций, включая и позиции по драгоценным металлам и т.д. Они призваны ограничить риски по отдельным операциям банков (депозитные, кредитные, валютные риски) в целях обеспечения интересов кредиторов, вкладчиков, укрепления банковской системы России. Отчисления коммерческих банков в фонд обязательных резервов Банка России являются одним из основных инструментов регулирования кредитного рынка. Воздействие обязательных резервов на состояние банковской сферы и кредитного рынка проявляется по нескольким направлениям: • аккумулирование определенной части банковских средств в • через изменение норматива обязательных резервов регулируют • обязательные резервы направлены на регулирование денежной • изменение нормативов обязательных резервов, в том числе их привлечения, значительно меняет структуру депозитной базы, ее срочность и стоимость. Эти обстоятельства в дальнейшем определяют возможность использования депозитных ресурсов в активных операциях, их структуру и работоспособность с позиций банка. В настоящее время (с 1 января 2000 г.) действуют следующие нормативы: по счетам юридических лиц в рублях и иностранной валюте, а также по средствам физических лиц в иностранной валюте — 10%, по счетам физических лиц в рублях — 7%; • увеличение нормативов обязательных резервов негативно воздействует на платежеспособность и кредитоспособность кредитных организаций, сокращая средства, которыми они могут воспользоваться для решения этих проблем; г обязательные резервы непосредственно влияют на уровень прибыльности банков. Их уменьшение позволяет повысить доходность банков, следовательно, при той же стоимости ресурсов возможно получить дополнительную прибыль. Основными показателями деятельности кредитных организаций являются экономические нормативы, устанавливаемые согласно инструкции Банка России «О порядке регулирования деятельности банков» от 1 октября 1997 г. (Инструкция № 1). Первый из экономических нормативов (норматив достаточности собственного капитала) определяется как отношение собственного капитала банка к активам, взвешенным по степени риска операций, за вычетом созданных резервов по потерям (например, резерв под обесценение ценных бумаг, на возможные потери по ссудам и др.) и с учетом дополнительного риска по срочным валютным операциям банка. Значение данного экономического норматива постоянно меняется Банком России, исходя из экономической ситуации, задач денежно-кредитной политики, положения в банковской сфере. Так, для банков, имеющих собственный капитал, равный или превышающий эквивалент 5 гйлн евро, значение норматива с I февраля 1999 г. составляло 8, а с 1 октября 2000 г. — 10%. Однако для банков с меньшими значениями капитала был установлен более жесткий уровень норматива: 9 и 11% соответственно. Наблюдаемый в России рост показателя достаточности собственного капитала связан с курсом на укрепление и стабилизацию банковской системы, снижение рисков кредитного рынка. 3. Работая на кредитном рынке, Банк России вступает с коммер-ескими банками в экономические партнерские отношения по поводу шмного кредитования: Банк России и коммерческие банки выступают на кредитном рынке и в роли кредитора, и в роли заемщика.
Прежде всего Банк России привлекает депозиты от банков-резидентов. Целями проведения подобных операций являются следующие: • временное изъятие излишних денежных средств, которые с уче • предоставление возможности коммерческим банкам получить • регулирование ликвидности коммерческих банков и улучшение • проведение депозитных операций позволяет также пополнить Депозитные операции, проводимые Банком России, делятся на следующие виды: 1) депозитные аукционы, в которых участвуют банки — резиденты РФ. Решение о проведении аукциона печатается в «Вестнике Банка России», в его условиях оговариваются минимальный размер привлекаемого депозита в рублях, максимальная начальная процентная ставка (в процентах годовых), суммарный объем привлечения депозитов, способы проведения аукциона. Обычно аукционы проводятся одним из способов: • по американскому способу заявки на размещение депозитов от • по голландскому способу все депозиты, суммарно не превы
2) проведение депозитных операций на основе единой фиксироеан- 3) депозитные операции, осуществляемые через систему «Рейтерс- половину. Банки, изъявившие желание разместить депозиты, направляют по системе «Рейтере» соответствующее сообщение и перечисляют со своего корреспондентского счета средства в депозит Банка России, который документарно подтверждает проведение операции. Партнерские соглашения на кредитном рынке связывают Банк России и коммерческие банки в процессе предоставления централизованных кредитов {рефинансирования). Основными целями рефинансирования являются: • восполнение ликвидных активов банка при недостатке средств • предоставление дополнительных ресурсов банкам, испытываю • финансовая помощь для проведения мероприятий по санации Среди активных операций Банка России кредиты, предоставляемые банкам-резидентам, занимают достаточно скромные позиции. Так, из общей суммы активов в 2205,1 млрд руб. на I февраля 2003 г. выданные кредиты составляли 3,7 млрд руб., или 0,17%. С точки зрения обеспечения кредиты Банка России делятся на Учетные (переучетные) и ломбардные. Учетные (переучетные) кредиты предоставляются Банком России в Форме учета векселей с дисконтом. Они проводились в 1999 г. на базе векселей, возникающих по экспортным контрактам, однако в последующем Банк России временно отказался от этих операций по следующим причинам: ' неразвитость российского вексел ьного обращения;
• наличие на рынке достаточного числа фальшивых векселей; • высокие требования, предъявляемые в соответствии с вексель Ломбардные кредиты предоставляются под залог государственных ценных бумаг, включенных в Ломбардный список Банка России. В зависимости от срока они выдаются в следующих формах: • овернайт — предоставляется через оплату платежных докумен • внутридневные кредиты предназначены для оплаты неиспол • ломбардный кредит от 3 до 30 дней предоставляется для разре Данный вид ломбардного кредита может предоставляться в двух основных формах: 1) по заявкам на основании фиксированной процентной ставки, 2) в виде ломбардного аукциона по голландскому или американ Механизм проведения аукционов аналогичен депозитным аукционам Банка России. Для получения кредита коммерческий банк должен соответствовать ряду требований: • в полном объеме и своевременно формировать обязательные •■ - не иметь перед Банком России просроченной задолженности по выданным кредитам, включая проценты по ним, а также по другим денежным обязательствам перед Банком России в течение последних 90 дней; . иметь устойчивое положение в соответствии с критериями, утвержденными Банком России; • обладать достаточным обеспечением по кредиту в виде государственных ценных бумаг и др. С точки зрения Банка России предоставление кредитов в рамках системы рефинансирования является доходной операцией, несмотря на то что за период с 4 июня 1998 г. по 4 ноября 2000 г. ставка рефинансирования снизилась со 150 до 25% годовых т.е. в 6 раз. С 7 августа 2002 г. эта ставка установлена на уровне 21% годовых, а в июне 2003 г. снизилась до 16%. Изменяя уровень ставки рефинансирования и других ставок, связанных с ней (учетный процент, ломбардная ставка, ставка по овернайту, внутридневная плата и т.д.), Банк России, во-первых, воздействует на спрос и предложение на кредитном рынке, изменяя цены кредита, во-вторых, регулирует уровень ликвидности и платежеспособности коммерческих банков, их кредитную активность, в-третьих, предоставляет проблемным кредитным организациям финансовую помощь. Основными участниками кредитного рынка являются коммерческие банки и небанковские кредитные организации, их союзы и ассоциации, группы и холдинги.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 1491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |