Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Банк России




Банк России оказывает важное влияние на развитие кредитного рынка, которое можно проследить по нескольким направлениям.

16-572




 


1. Формирование и проведение денежно-кредитной политики. В соот­ветствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. Банк России во взаи­модействии с Правительством РФ разрабатывает и реализует единую денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспече­ние устойчивости российского рубля. Для этого ежегодно подготавли­вается проект Основных направлений единой государственной денеж­но-кредитной политики на предстоящий год. Проект утверждается Советом директоров Банка России и передается на рассмотрение в Государственную Думу.

Денежно-кредитная политика — это политика государства, воздей­ствующая на состояние денежного обращения и кредитного рынка с целью обеспечения стабильности уровня цен, полной занятости насе­ления и роста реального производства.

В мировой практике выделяют два основных типа денежно-кре­дитной политики: рестрикционный и экспансионистский. Для каж­дого из них характерны свои условия осуществления, цели,, задачи, используемые инструменты и социально-экономические послед­ствия.

Рестрикционная денежно-кредитная политика (политика «дорогих денег») проводится в целях сокращения циклических колебаний дело­вой активности, сдерживания инфляционных процессов, улучшения состояния платежного баланса страны, ограничения роста денежной массы и кредитных вложений..

Инструментами рестрикционной денежно-кредитной политики являются ограничения денежно-кредитной эмиссии, ужесточение ус­ловий проведения операций и ограничение объемов кредитного рынка, повышение уровня процентных ставок, т.е. удорожание кре­дитных ресурсов. Обычно такая политика сопровождается определен­ными мероприятиями и в бюджетно-налоговой сфере: увеличение ставок налогов, введение их новых видов, расширение налогообра-зующей базы, сокращение государственных расходов и проч. Как пра­вило, политика «дорогих денег» приводит к следующим социально-экономическим последствиям:

• сокращение возможности получения кредитов, необходимых
для развития производства, его модернизации и расширения;

■ ограничение прироста или прямое уменьшение объемов инвес­тиций;

• снижение темпов роста или даже стабилизация производства;

• сокращение денежных сбережений населения;

• уменьшение объемов кредитных ресурсов и деловой активности
на кредитном рынке;


. замедление притока дохода в государственный бюджет и сокра­щение его расходов;

. усиление налогового бремени на юридических и физических

лиц и др. _,

Экспансионистская денежно-кредитная политика (политика «де­шевых денег») направлена на стимулирование деловой активности, пост макроэкономических показателей, сокращение безработицы и повышение благосостояния населения, ускорение развития всех сег­ментов финансового рынка, в том числе и кредитного рынка. Ее ос­новными инструментами служат расширение объемов кредитования, снижение уровня процентных ставок, усиление притока денежных средств в обращение, ослабление контроля со стороны Центрального банка' за состоянием и уровнем банковских ориентиров (экономичес­кие нормативы деятельности, надзор за банковской деятельностью, применяемые санкции и др.), стимулирование развития кредитного рынка. В области бюджетно-налоговой политики может наблюдаться сокращение налоговых ставок и количества взимаемых налогов, сти­мулирование расходов государственного бюджета (увеличение расхо­дов на образование, медицинское обслуживание, повышение пенсий, пособий, рост затрат на науку и проч.).

Банк России осуществляет выбор типа денежно-кредитной поли­тики и применяемых инструментов регулирования кредитного рынка с учетом следующих факторов:

• состояние хозяйственной конъюнктуры;

• фаза экономического цикла;

• причины дестабилизации денежного обращения и кредитного
рынка, их характер (чисто денежный или продиктованный социаль­
но-экономическими и политическими решениями);

• конкретные параметры кредитного рынка и тенденции его из­
менения; ^

• наличие временного лага между возможными мероприятиями и
реакцией на них со стороны кредитного рынка.

В последние годы Банк России применял различные типы денеж­но-кредитной политики. Так, за период с марта 1993 по май 1994 г. в Целях борьбы с развитием инфляционных процессов Банк России по­вышал ставку рефинансирования со 100 до 200% годовых. Такая мера привела к некоторому снижению инфляции, но одновременно спо­собствовала сокращению возможностей привлечения банковских кре­дитов в реальное производство. Для стимулирования объемов креди­тования к августу 1994 г. ставка рефинансирования была понижена до!30% годовых. Однако негативной стороной данного снижения в ус­ловиях низкого развития рынка государственных ценных бумаг и от-

16-




 


сутствия должного контроля за процессом регулирования курса рубля стала его массовая продажа на валютном рынке и резкое падение курса в октябре 1994 г. Все это вызвало переход к ограничительной денежно-кредитной политике, повышение ставки рефинансировании в октябре 1994 г. до 170, а в январе 1995 г. — до 200% годовых, введе­ние валютного коридора и другие меры.

Основными принципами денежно-кредитной политики с 2000 г. являются закрепление сложившихся параметров экономического роста при одновременном снижении темпов инфляции.

Банк России непосредственно влияет на величину денежной массы в хозяйстве, определяя денежную базу. Главные источники его ресурсов — это наличные деньги и обязательные резервы ком­мерческих банков. Вместе они образуют денежную базу в узком оп­ределении. Если к ним добавить средства коммерческих банков на корреспондентских счетах в Банке России, то возникнет денежная база в широком определении. Денежная база в том или ином вари­анте в процессе функционирования всей кредитной системы фор­мирует денежную массу, превышающую денежную базу за счет эф­фекта мультипликатора. Банк России регулирует денежную базу, а через нее и денежную массу, проводя операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке, а также покупая и продавая иностранную валюту. Покупая ценные бумаги и валюту, Банк Рос­сии увеличивает денежную базу, а продавая — уменьшает. Таким образом Банк России воздействует на денежное обращение и на уровень инфляции.

2. Регулирующая функция Банка России по отношению к кредитно­му рынку. Инструменты, которые применяет Банк России в целях ре­гулирования кредитного рынка, контроля за его состоянием, делятся на административные (прямые) и экономические (косвенные) методы воздействия.

К инструментам административного (прямого) влияния относятся следующие:

ограничение числа участников кредитного рынка через регламен­тирование порядка создания кредитных организаций и лицензирова­ние их деятельности. Для того чтобы получить лицензию на проведе­ние тех или иных банковских операций, иметь возможность работать с юридическими и физическими лицами, привлекать и размещать сред­ства в рублях и иностранной валюте или в форме драгоценных метал­лов, банк или небанковская кредитная организация должны удовле­творять ряду требований, в частности иметь уставный капитал не ниже установленной величины, обладать опытом банковской работы не менее двух лет (для лицензии на привлечение средств физических


j руководящий персонал должен отвечать жестким квалификаци­онным и образовательным характеристикам и т.д. Это позволяет не попустить к деятельности на кредитном рынке слабые банки с низ­коквалифицированным персоналом;

осуществление банковского контроля и надзора за выполнением
кредитными организациями нормативных актов, установленных Бан­
ком России правил проведения банковских операций. Целью такой
работы является защита интересов вкладчиков и кредиторов от рисков
и потерь, стабилизация состояния банковской системы и кредитного

рынка;

регулирование процентных ставок по кредитам и депозитам ком­
мерческих банков. На практике оно не используется. Такая мера
могла бы означать принудительное создание одинаковых условий
привлечения кредитных ресурсов и их размещения в экономике, су­
щественное снижение конкурентной борьбы на кредитном рынке,
переход к неценовым методам конкуренции, последующий отлив
средств с кредитного рынка в другие сегменты финансового рынка с
более выгодными условиями получения дохода. В российской практи­
ке прямое ограничение процентных ставок применялось только в на­
чале 1990-х гг., когда ставка по кредитам банка, выдаваемого за счет
полученного централизованного кредита, не могла быть выше ставки
рефинансирования Банка России плюс 3%;

прямое ограничение объема кредитов, выдаваемых кредитными
организациями, применяется для ликвидации излишней кредитной
экспансии коммерческих банков. Данная мера носит дифференциро­
ванный характер и направлена на конкретные банки и виды выдавае­
мых ими кредитов. Однако лимитирование объемов кредитов в адми­
нистративном порядке негативно влияет на деловую активность бан­
ков и противоречит принципам рыночной экономики, поэтому такой
метод регулирования кредитного рынка в развитых рыночных госу­
дарствах используется крайне редко. В соответствии с российским
банковским законодательством Банк России вправе использовать
прямые количественные ограничения в исключительных случаях в
рамках единой государственной денежно-кредитной политики после
консультации с Правительством Российской Федерации (Закон
«О Центральном банке РФ (Банке России)», ст. 42);

' селективная кредитная политика может осуществляться с целью поддержки кредитами определенных отраслей производства или предоставления кредитов по льготным процентным ставкам. Приме­ром этого может быть льготное кредитование агропромышленных предприятий, осуществлявшееся в России в 1998—1999 гг. В некото­рых случаях селективная кредитная политика направлена на отдель-




 


ные банковские учреждения, предоставляющие кредиты определен­ным социально значимым категориям заемщиков. В частности, в середине 1990-х гг. в целях поддержания фермерского движения Сбербанк РФ на основе правительственного решения выдавал креди­ты фермерам из расчета 20% годовой ставки, причем заемщик должен был выплатить только 8% годовых, оставшаяся часть процентной ставки погашалась Министерством финансов РФ.

Кроме административных методов в рамках реализации регули­рующей функции на кредитном рынке Банк России использует кос­венные, т.е. экономические, методы воздействия. К их числу относят­ся различные нормативы, установленные Банком России, в частности нормативы отчислений в фонд обязательных резервов, экономичес­кие нормативы деятельности кредитных организаций, лимиты откры­тых валютных позиций, включая и позиции по драгоценным металлам и т.д. Они призваны ограничить риски по отдельным операциям бан­ков (депозитные, кредитные, валютные риски) в целях обеспечения интересов кредиторов, вкладчиков, укрепления банковской системы России.

Отчисления коммерческих банков в фонд обязательных резервов Банка России являются одним из основных инструментов регулиро­вания кредитного рынка. Воздействие обязательных резервов на со­стояние банковской сферы и кредитного рынка проявляется по не­скольким направлениям:

• аккумулирование определенной части банковских средств в
виде обязательных резервов на счетах Банка России создает мини­
мальный уровень ликвидности, который не может быть использован
коммерческими банками;

• через изменение норматива обязательных резервов регулируют­
ся объемы активных операций, в том числе и кредитных, возможнос­
ти осуществления банками кредитной экспансии. В частности, по­
вышение норматива увеличивает отчисления в фонд Банка России и
тем самым сокращает оставшиеся в распоряжении кредитных органи­
заций активы;

• обязательные резервы направлены на регулирование денежной
массы в обращении. Изменение норматива способствует перемеще­
нию денежных средств со счетов банков на счета Банка России или
наоборот. Так, при необоснованном росте денежной массы в обраще­
нии в рамках рестрикционной денежно-кредитной политики увели­
чиваются нормативы резервных отчислений, в результате чего ресур­
сы кредитного рынка существенно сокращаются;

• изменение нормативов обязательных резервов, в том числе их
дифференциация по видам привлекаемых средств, срокам и валюте


привлечения, значительно меняет структуру депозитной базы, ее срочность и стоимость. Эти обстоятельства в дальнейшем определяют возможность использования депозитных ресурсов в активных опера­циях, их структуру и работоспособность с позиций банка. В настоящее время (с 1 января 2000 г.) действуют следующие нормативы: по счетам юридических лиц в рублях и иностранной валюте, а также по средст­вам физических лиц в иностранной валюте — 10%, по счетам физи­ческих лиц в рублях — 7%;

• увеличение нормативов обязательных резервов негативно воз­действует на платежеспособность и кредитоспособность кредитных организаций, сокращая средства, которыми они могут воспользовать­ся для решения этих проблем;

г обязательные резервы непосредственно влияют на уровень при­быльности банков. Их уменьшение позволяет повысить доходность банков, следовательно, при той же стоимости ресурсов возможно по­лучить дополнительную прибыль.

Основными показателями деятельности кредитных организаций являются экономические нормативы, устанавливаемые согласно ин­струкции Банка России «О порядке регулирования деятельности банков» от 1 октября 1997 г. (Инструкция № 1). Первый из эконо­мических нормативов (норматив достаточности собственного капи­тала) определяется как отношение собственного капитала банка к активам, взвешенным по степени риска операций, за вычетом со­зданных резервов по потерям (например, резерв под обесценение ценных бумаг, на возможные потери по ссудам и др.) и с учетом дополнительного риска по срочным валютным операциям банка. Значение данного экономического норматива постоянно меняется Банком России, исходя из экономической ситуации, задач денежно-кредитной политики, положения в банковской сфере. Так, для бан­ков, имеющих собственный капитал, равный или превышающий эквивалент 5 гйлн евро, значение норматива с I февраля 1999 г. со­ставляло 8, а с 1 октября 2000 г. — 10%. Однако для банков с мень­шими значениями капитала был установлен более жесткий уровень норматива: 9 и 11% соответственно. Наблюдаемый в России рост показателя достаточности собственного капитала связан с курсом на укрепление и стабилизацию банковской системы, снижение рисков кредитного рынка.

3. Работая на кредитном рынке, Банк России вступает с коммер-ескими банками в экономические партнерские отношения по поводу шмного кредитования: Банк России и коммерческие банки выступают на кредитном рынке и в роли кредитора, и в роли заем­щика.


 



Прежде всего Банк России привлекает депозиты от банков-рези­дентов. Целями проведения подобных операций являются следую­щие:

• временное изъятие излишних денежных средств, которые с уче­
том спроса и предложения на кредитном рынке не могут быть доста­
точно эффективно размещены;

• предоставление возможности коммерческим банкам получить
некоторый доход от размещения достаточно крупных средств при
практически полном отсутствии риска вложений;

• регулирование ликвидности коммерческих банков и улучшение
качества наиболее ликвидных активов. Размещение банковских депо­
зитов в Банке России позволяет поддерживать достаточно высокий
уровень ликвидности и одновременно получать доход, что далеко не
всегда удается по наиболее ликвидным активам: значительная их часть
не приносит дохода банку (средства в кассе, на корреспондентском
счете, в фонде обязательных резервов в Банке России и др.);

• проведение депозитных операций позволяет также пополнить
ресурсную базу самого Банка России, особенно в моменты наивысше­
го напряжения на кредитном рынке и в банковской сфере в целом.
Так, в период банковского кризиса августа — сентября 1998 г. ставки
по депозитам Банка России поднимались до уровня около 35% годо­
вых. Правда, среди источников деятельности Банка России депозит­
ные операции не относятся к первостепенным.

Депозитные операции, проводимые Банком России, делятся на следующие виды:

1) депозитные аукционы, в которых участвуют банки — резиденты РФ. Решение о проведении аукциона печатается в «Вестнике Банка России», в его условиях оговариваются минимальный размер привле­каемого депозита в рублях, максимальная начальная процентная став­ка (в процентах годовых), суммарный объем привлечения депозитов, способы проведения аукциона. Обычно аукционы проводятся одним из способов:

• по американскому способу заявки на размещение депозитов от
коммерческих банков удовлетворяются по ставкам не выше «ставки
отсечения», значение которой определяется в тот момент, когда ис­
черпан весь суммарный объем привлекаемых депозитов, установлен­
ный Банком России. В этом случае депозиты банков принимаются по
тем ставкам, которые были зафиксированы ими для участия в заявках
на депозитный аукцион;

• по голландскому способу все депозиты, суммарно не превы­
шающие лимиты Банка России, принимаются по единой ставке отсе­
чения независимо от ставок, указанных в заявках;


 

2) проведение депозитных операций на основе единой фиксироеан-
ой ставки.
При этом банки, желающие разместить депозиты по объ­
явленной Банком России ставке, направляют свои заявки в уполно­
моченное учреждение Банка России;

3) депозитные операции, осуществляемые через систему «Рейтерс-
Лтинг»,
строятся на основе генерального соглашения между Банком
России и коммерческим банком. В генеральном соглашении не огова­
риваются сроки проведения операции, поэтому в его рамках банки
могут неоднократно размещать депозиты в Банке России. По системе
«Рейтере» ежедневно передаются условия, на которых принимаются
депозиты, в том числе минимальная сумма депозита и процентные
ставки, которые дифференцируются по срокам привлечения: «овер­
найт», «томнекст», «1 неделя», «2 недели», «1 месяц», «3 месяца» и др.
Наиболее популярными являются депозиты «овернайт»: их удельный
вес в общем объеме привлеченных депозитов составляет примерно

половину.

Банки, изъявившие желание разместить депозиты, направляют по системе «Рейтере» соответствующее сообщение и перечисляют со своего корреспондентского счета средства в депозит Банка России, который документарно подтверждает проведение операции.

Партнерские соглашения на кредитном рынке связывают Банк России и коммерческие банки в процессе предоставления централи­зованных кредитов {рефинансирования). Основными целями рефинан­сирования являются:

• восполнение ликвидных активов банка при недостатке средств
на корреспондентском счете для проведения расчетов и платежей;

• предоставление дополнительных ресурсов банкам, испытываю­
щим временные финансовые затруднения;

• финансовая помощь для проведения мероприятий по санации
(финансовомуоздоровлению) проблемных кредитных организаций.

Среди активных операций Банка России кредиты, предоставляе­мые банкам-резидентам, занимают достаточно скромные позиции. Так, из общей суммы активов в 2205,1 млрд руб. на I февраля 2003 г. выданные кредиты составляли 3,7 млрд руб., или 0,17%.

С точки зрения обеспечения кредиты Банка России делятся на Учетные (переучетные) и ломбардные.

Учетные (переучетные) кредиты предоставляются Банком России в Форме учета векселей с дисконтом. Они проводились в 1999 г. на базе векселей, возникающих по экспортным контрактам, однако в после­дующем Банк России временно отказался от этих операций по следу­ющим причинам:

' неразвитость российского вексел ьного обращения;




 


наличие на рынке достаточного числа фальшивых векселей;

• высокие требования, предъявляемые в соответствии с вексель­
ным законодательством (в том числе и международным) к предпри­
ятиям-векселедателям, и др.

Ломбардные кредиты предоставляются под залог государственных ценных бумаг, включенных в Ломбардный список Банка России. В за­висимости от срока они выдаются в следующих формах:

овернайт — предоставляется через оплату платежных докумен­
тов коммерческого банка при отсутствии или недостатке средств на
корреспондентском счете банка. Данный кредит предназначен для
поддержания платежеспособности банка в рамках установленного в
договоре лимита задолженности. Срок кредита овернайт определяется
от даты выделения кредита (оплаты платежных документов) до даты
погашения кредита и начисленных процентов. Как правило, оно осу­
ществляется по мере поступления средств на корреспондентский счет
банка от его партнеров;

внутридневные кредиты предназначены для оплаты неиспол­
ненных платежных документов, предъявленных к корреспондентско­
му счету коммерческого банка в течение операционного дня. Сумма
внутридневного кредита не должна превышать установленный Бан­
ком России лимит задолженности и сумму обеспечения;

ломбардный кредит от 3 до 30 дней предоставляется для разре­
шения временных финансовых трудностей под залог государствен­
ных ценных бумаг. Обеспечение ценными бумагами должно быть
достаточным для того, чтобы погасить задолженность по основному
долгу и процентам, а также расходы Банка России на реализацию
заложенных ценных бумаг в условиях меняющегося фондового
рынка.

Данный вид ломбардного кредита может предоставляться в двух основных формах:

1) по заявкам на основании фиксированной процентной ставки,
утвержденной Банком России. Однако с июля 1998 г. выдача таких
кредитов временно приостановлена;

2) в виде ломбардного аукциона по голландскому или американ­
скому способу в рамках установленного Банком России лимита, раз­
мер которого определяется в соответствии с ориентирами денежно-
кредитной политики.

Механизм проведения аукционов аналогичен депозитным аукцио­нам Банка России. Для получения кредита коммерческий банк дол­жен соответствовать ряду требований:

• в полном объеме и своевременно формировать обязательные
резервные отчисления;


•■ - не иметь перед Банком России просроченной задолженности по выданным кредитам, включая проценты по ним, а также по другим денежным обязательствам перед Банком России в течение последних

90 дней;

. иметь устойчивое положение в соответствии с критериями, ут­вержденными Банком России;

• обладать достаточным обеспечением по кредиту в виде государ­ственных ценных бумаг и др.

С точки зрения Банка России предоставление кредитов в рамках системы рефинансирования является доходной операцией, несмотря на то что за период с 4 июня 1998 г. по 4 ноября 2000 г. ставка ре­финансирования снизилась со 150 до 25% годовых т.е. в 6 раз. С 7 августа 2002 г. эта ставка установлена на уровне 21% годовых, а в июне 2003 г. снизилась до 16%. Изменяя уровень ставки рефи­нансирования и других ставок, связанных с ней (учетный процент, ломбардная ставка, ставка по овернайту, внутридневная плата и т.д.), Банк России, во-первых, воздействует на спрос и предложе­ние на кредитном рынке, изменяя цены кредита, во-вторых, регу­лирует уровень ликвидности и платежеспособности коммерческих банков, их кредитную активность, в-третьих, предоставляет про­блемным кредитным организациям финансовую помощь.

Основными участниками кредитного рынка являются коммерчес­кие банки и небанковские кредитные организации, их союзы и ассо­циации, группы и холдинги.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 1491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.