Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Небанковские кредитные организации




Особую категорию в структуре кредитного рынка представляет группа небанковских кредитных организаций, к которой относятся почтово-сберегательные организации, кредитные союзы й другие объ­единения.

Почтово-сберегательные кредитные организации, включая и одно­именные банки, относятся к типу сберегательных учреждений и рас­пространены во многих странах. Их отличительная особенность — объединение банка с почтовой системой, что позволяет обеспечить обслуживание клиентов даже в тех районах, в которых отсутствуют коммерческие банки. Почтово-сберегательные кредитные организа­ции обычно тесно связаны с государством; как правило, большая часть собственных средств таких банков принадлежит государству, го­сударством гарантируются и их обязательства. Они аккумулируют вклады населения через почтовые отделения, причем пополнить счет и снять с него деньги можно через любое из многочисленных отделе­ний почтовых организаций, что создает значительные удобства для клиентов. В активных операциях традиционно преобладают вложения в государственные ценные бумаги, хотя они могут также заниматься кредитованием населения, предприятий и государственных органов, проводить оплату чеков, осуществлять переводы и выполнять другие операции.


Кредитные союзы по типу работы представляют собой сберега-

iHbie институты, организуемые на кооперативной основе проф­союзами или группой частных лиц, объединенных одной сферой де~ С° льности. Они появились во второй половине XIX столетия в сврОпе, затем в США. Ресурсы таких союзов формируются из пае-взносов их членов, к тому же они могут открывать чековые чета аналогичные чековым депозитам в банках. Активные опера­ции включают выдачу потребительских и индивидуальных ссуд чле­нам союза, а также ссуд под залог недвижимости, которые, правда, выдаются крайне редко ввиду отсутствия необходимых для этого средств. В последнее время кредитные союзы расширили свою дея­тельность за счет выпуска кредитных карточек, оказания брокерских услуг, открытия индивидуальных пенсионных счетов, использова­ния банковских автоматов. Однако кредитные союзы уступают ком­мерческим банкам как по объему проводимых операций, так и по месту, занимаемому в кредитной системе. Так, например, доля их активов в совокупных активах кредитно-финансовых институтов США в начале 1990-х гг. составляла менее 2%.

Кредитный рынок развивается за счет появления новых участни­ков. К ним, в частности, можно отнести инвестиционные компании.

Инвестиционные компании создаются как акционерные общества, деятельность которых направлена на аккумулирование денежных средств частных инвесторов путем выпуска и продажи ими собствен­ных ценных бумаг и размещения мобилизованных средств в акции и облигации юридических лиц. Таким образом, инвестиционные ком­пании выступают посредниками между заемщиком (юридическим лицом) и индивидуальным инвестором, интересы которого они при­званы выражать. Мелкие и средние инвесторы за счет небольшой ве­личины собственных средств не имеют возможности самостоятельно диверсифицировать портфель ценных бумаг. Именно эту услугу и предоставляют им инвестиционные компании.

Инвестиционные компании покупают, держат и продают ценные бумаги с целью получения прибыли на вложенный капитал. Они не контролируют деятельность тех корпораций, ценные бумаги которых приобретены ими, так как законодательство ограничивает количество Ценных бумаг, принадлежащих одной фирме в портфеле инвестици­онной компании. Существует зависимость между курсом ценных бумаг, составляющих портфель инвестиционной компании, и теку­щей балансовой стоимостью ее активов, а следовательно, и рыночной Ценой ее собственных акций, т.е. чем выше биржевая стоимость фон-Дов компании, тем большую цену на рынке имеют ее собственные акции.




-


 


Инвестиционные компании разрабатывают программы своей ин­вестиционной деятельности, в которых конкретизируется их специ­ализация по видам ценных бумаг, типам доходности, отраслевой направленности и диверсифицированное™ активов. Такие програм­мы официально регистрируются уполномоченными органами госу­дарства. Государственный контроль распространяется и на всю деятельность этих компаний, например, они обязаны регулярно публиковать данные о составе портфеля ценных бумаг, также кон­тролируются масштабы взаимного участия инвестиционных компа­ний и т.д.

К числу участников кредитного рынка можно отнести и финансо­вые компании. Они начали появляться во второй половине XIX в. в связи с возникающими трудностями в реализации товаров, поэтому традиционно они специализируются на кредитовании отдельных от­раслей экономики или предоставлении определенных видов кредита (потребительского, инвестиционного) и проведении других финансо­вых операций.

Можно выделить три вида финансовых компаний по основным направлениям деятельности:

• компании, занимающиеся кредитованием продаж потребитель­
ских товаров длительного пользования в рассрочку. В отличие от бан­
ков, также предоставляющих потребительские кредиты, финансовые
компании выдают ссуды не непосредственным потребителям, а поку­
пают их обязательства у торговых фирм со скидкой 7—10%. Покупа­
тель оплачивает первоначальный взнос за приобретаемый товар сразу
при покупке (10—12% цены товара), а оставшуюся часть задолженнос­
ти погашает регулярными взносами (обычно ежемесячно), и эти взно­
сы поступают в финансовую компанию;

• финансовые компании, выступающие посредниками при ком­
мерческом кредитовании промышленными предприятиями друг
друга, при этом финансовая компания авансирует фирму, отгрузив­
шую товар, получая право требования к должнику;

■ финансовые компании, специализирующиеся на предоставле­нии мелких ссуд индивидуальным заемщикам, как правило, под до­вольно высокие проценты.

Обычно финансовые компании занимались освоением тех сфер кредитного рынка, где банки не хотели или не могли по законода­тельству работать. Однако успешность деятельности финансовых компаний по предоставлению отдельных видов кредитных услуг по­зволила им составить конкуренцию другим кредитным организаци­ям на этом рынке. Поэтому многие коммерческие банки, чувствуя прибыльность таких операций, с одной стороны, и рост конкурен-


цИИ _ с другой, не только постепенно стали их осваивать, но и брали под контроль или сами создавали как дочерние фирмы фи­нансовые компании. В последнее время финансовые компании рас­ширяют сферу деятельности за счет освоения все новых видов услуг _ лизинга, факторинга и т.д.

Развитие современной кредитной системы России в период пере­хода к рыночным методам управления экономикой характеризовалось более интенсивным развитием банковской системы по сравнению с другими видами организации.

Большинство перечисленных выше разнообразных институтов, формирующих кредитную систему страны, осуществляют свою дея­тельность на коммерческой основе. Кроме главного банка страны — Центрального, все остальные кредитные организации ставят перед собой цель получения прибыли.

Кроме отдельных самостоятельных кредитных организаций Зако­ном «О банках и банковской деятельности в РФ» предусмотрена также возможность создания их различных объединений, как нацеленных на получение прибыли, так и на некоммерческой основе. С целью полу­чения прибыли кредитные организации могут заключать между собой договоры по проведению совместных банковских операций. При этом они включаются в группы или образуют холдинги, в которых одна или несколько кредитных организаций, в соответствии с заключенным до­говором, либо обладая большей долей в уставном капитале, имеют возможность диктовать принимаемые холдингом решения. С другой стороны, кредитные организации могут создавать союзы и ассоциа­ции для решения совместных задач. Например, для защиты и пред­ставления интересов своих членов, координации деятельности, разви­тия межрегиональных связей, осуществления научных исследований, выработки общей линии в банковской деятельности. По закону таким союзам и ассоциациям не разрешается проведение банковских опера­ций, так как эти объединения не нацелены на получение прибыли. ■

3. Кредитные ресурсы ■

В силу специфики банков как финансовых посредников ос­новная часть их кредитных ресурсов формируется именно за счет средств клиентов банка — юридических и физических лиц. У дей­ствующих банков обычно собственный, капитал в количествен­ном отношении находится на втором месте после привлеченных средств.



Особенности привлеченных средств

Привлеченные средства представляют собой денежные средства фи­зических, юридических лиц, коммерческих банков, временно пере­данные данному банку, выступающему в роли заемщика. В процессе операции по привлечению средств возникают различные финансово-экономические отношения, в частности между:

■ банком и юридическими и физическими лицами по поводу раз­мещения их денежных средств на определенных условиях (возврат­ность, платность, срочность или бессрочное вложение) в банке;

• банком и его клиентами по активным операциям по эффектив­
ному и доходному размещению банковских ресурсов;

• коммерческими банками по организации межбанковских

займов;

• банком и иностранными банками, инвесторами по вложению

средств на счет в российских банках;

• банком и его клиентами по пассивным операциям по формиро­
ванию процентной политики по расчетам и прочим счетам, депозитам
и срочным вкладам в процессе реализации принципа платности ре­
сурсов;

• коммерческим банком и Центральным банком РФ по регулиро­
ванию операций по привлечению средств;

• а также внутри банка по организации операций по привлече­
нию средств, подготовке банковского персонала, повышению его ква­
лификации и финансированию возникающих при этом расходов.

Можно выделить ряд направлений регулирования данных операций:

• создание обязательных резервов, защищающих интересы лиц,
депонировавших в банке средства. Обязательные резервы (отчисле­
ния) формируются на специальном счете банка в Центральном банке
РФ в зависимости от установленного последним норматива и объема
привлеченных средств;

• регламентирование объемов отдельных видов привлеченных
средств через обязательное соблюдение банками экономических нор­
мативов деятельности, утвержденных Центральным банком РФ (на­
пример, максимальный размер привлеченных денежных вкладов

населения);

• регулирование порядка проведения операций по привлечению
средств с помощью нормативных документов Банка России, инструк­
ций и положений, разработанных внутри коммерческого банка.

Указанные финансово-экономические отношения воздействуют не только на процесс привлечения ресурсов для деятельности банка,


но и на круг его клиентов, привлекательность банка для партнеров, положение на кредитном рынке и эффективность операций в целом.

Оценка привлеченных средств в качестве кредитных ресурсов ком­мерческого банка на основе их классификации — это начальный этап их анализа не только со стороны работников банка, но и с позиций его клиентов и инвесторов. Для этого, как правило, используется следую­щая классификация (рис. 13.1).

Следует отметить, что выделение тех или иных депозитов и других

ресурсов при анализе привлеченных средств позволяет решить ряд задач:

выявить структуру привлеченных средств банка и тенденции ее

изменения;

определить клиентскую базу по депонированным в банке сред­ствам, соотношение «выгодных» и «невыгодных» клиентов с точки зрения банка;

наметить мероприятия по оптимизации клиентской базы; определить стоимость банковских ресурсов и направления ее

-нения в целях формирования цены на услуги по активным опера­циям;



Глава 13. Кредитный рынок


3. Кредитные ресурсы



 


оценить роль банка на различных сегментах рынка банковских
ресурсов и возможности дальнейшего привлечения средств;

• оценить качество организации в банке операций по привлече­
нию средств, их трудоемкость и результативность;

• разработать процентную политику по пассивным и активным
операциям в целях повышения эффективности деятельности банка.

Основой привлеченных ресурсов коммерческого банка, как прави­ло, служат депозиты, т.е. денежные средства юридических и физичес­ких лиц, поступившие или внесенные на счета на определенный срок или до востребования. При оценке депозитов в их составе можно вы­делить денежные средства юридических лиц.

Депозиты юридических лиц

Среди средств, поступающих от юридических лиц, на первом месте по значению находятся депозиты до востребования, которые могут быть изъяты с банковских счетов по первому требованию клиентов. В связи с этим банк в любой момент должен быть готов выполнить поручение клиента и перечислить средства со счета или выдать наличные деньги. Депозит до востребования включает сред­ства:

• на расчетных, текущих счетах предприятий, коммерческих ор­
ганизаций, бюджетных структур. Данные средства предназначаются
для финансирования текущей деятельности хозяйственных структур;

• в расчетах;

• на корреспондентских счетах, открытых в данном банке. За счет
них банки более быстро осуществляют расчеты, в том числе и по кли­
ентским поручениям;

• для предоставления клиентам ограниченной суммы кредита при
недостатке средств, депонированных на их счете;

• других кредиторов, временно находящиеся в распоряжении банка.
В целом по коммерческим банкам России на 1 января 2003 г. из

общей суммы привлеченных средств в рублях, равной 855,0 млрд руб., депозиты до востребования юридических лиц (кроме коммерческих банков) составляли 4,1 млрд руб., или 0,5%. Такой низкий удельный вес связан с высокой скоростью движения денежных средств по сче­там юридических лиц и наличием проблемы неплатежей в российской

экономике.

Роль депозитов до востребования в формировании кредитных ре­сурсов банка определяется рядом факторов:

• составом клиентской базы (преобладание среди клиентов пред­
приятий, организаций положительно влияет на работу банка);


 

• видом предлагаемых банком услуг (широкое развитие и разно­
образие операций по расчетно-кассовому обслуживанию в банке при­
влекает новых клиентов);

• качеством и быстротой осуществления расчетов {юридические
лица переходят на обслуживание в тот банк, который гарантирует им
выполнение указанных критериев);

• уровнем развития операций с пластиковыми карточками.

С точки зрения формирования кредитных ресурсов банка привле­кательность депозитов до востребования состоит в том, что они рас­ширяют круг операций клиентов банка и тем самым возможности получения дохода, а также в том, что данный источник средств отно­сится к числу наиболее дешевых для банка или даже бесплатных. Не­достатком, депозитов до востребования является трудность их исполь­зования в срочных банковских операциях, в частности при кредитова­нии.

Срочные депозиты — это денежные средства предприятий, органи­заций, коммерческих банков, депонированные на определенный срок. Можно выделить основные-особенности срочных депозитов:

• они оформляются договором на конкретный срок, в течение ко­
торого банк может достаточно свободно использовать эти средства в
активных операциях;

• по срочным депозитам банк выплачивает, как правило, фик­
сированный процент. Однако в некоторых случаях банк в условиях
нестабильной экономической конъюнктуры оставляет за собой
право в одностороннем порядке менять процентную ставку в те­
чение срока договора (например, по договорам Сберегательного
банка РФ);

• срочные депозиты не могут быть использованы для проведения
расчетных*Ъпераций до истечения срока договора;

• досрочное изъятие средств со срочного депозита обычно нужда­
ется в предварительном уведомлении за несколько дней;

' уровень процентных ставок по срочным депозитам зависит от!родолжительности договора (при прочих равных условиях). В случае Досрочного изъятия депозита клиент может потерять процентный доход или часть его.

Депозитные сертификаты — это ценные бумаги, свидетельствую-е о депонировании денежных средств в банке и праве держателя сертификата на возврат суммы и получение фиксированного дохода о истечении срока действия сертификата.

Можно выделить ряд особенностей депозитного сертификата как Разновидности привлечения средств:




 


■■■*• депозитный сертификат выпускается для юридических лиц, за­регистрированных на территории РФ или другого государства, ис­пользующего рубль в качестве официальной денежной единицы;

• цель приобретения депозитного сертификата заключается в раз­
мещении свободных денежных ресурсов и получении дополнительно­
го дохода;

• депозитный сертификат не может служить средством платежа за

проданные товары и оказанные услуги;

• сертификаты выпускаются в разовом порядке или сериями;

• каждый выпуск депозитных сертификатов подлежит государст­
венной регистрации в обязательном порядке;

• сертификаты могут изготовляться как именные, так и на предъ­
явителя. За владельцем сертификата остается право их передачи, даре­
ния другому лицу или обмена;

• депозитные сертификаты выдаются на конкретный срок до трех
лет. Банк-эмитент может предусмотреть возможность досрочного
предъявления сертификата его владельцем к оплате с некоторой поте­
рей процентного дохода. Если срок обращения сертификата закон­
чился, то данная ценная бумага приобретает характер до востребова­
ния и банк обязан оплатить свои обязательства по первому требова­
нию держателя сертификата.

Коммерческие банки России недостаточно активно обращаются к указанному источнику привлеченных средств. В частности, номи­нальная стоимость депозитных сертификатов, находившихся в обра­щении в начале 1998 г., составила 6,0 млрд руб., а к концу 2003 г. она повысилась до 59,5 млрд руб., преобладающий срок — от 31 до

180 дней.,

Банковские векселя — одна из форм привлечения ресурсов. Век-сель — это разновидность письменного долгового обязательства вексе­ледателя выплатить в определенном месте сумму денег, указанную в векселе, векселедержателю при наступлении срока платежа или по его предъявлении.

Банковским векселям присущи определенные характерные черты.

Векселя:

• свидетельствуют о депонировании в банке денежной суммы и
возникновении обязательств банка по возврату суммы по векселю в
установленном порядке;

• выпускаются для юридических и физических лиц;

• предназначаются для осуществления расчетов юридических лиц
за поставленные товары и оказанные услуги. Могут служить средства­
ми увеличения дохода векселедержателя (физического или юридичес­
кого лица);


 

• составляют основу для организации других операций, в част­
ности: кредитование под залог векселей, учет векселей, акцепт или
аваль1 векселей и др., что в целом повышает эффективность операций
с векселями;

• чаще выпускаются на конкретный срок, по окончании которого
они предъявляются в банк для оплаты. Однако банк может предусмот­
реть возможность досрочного погашения векселей по желанию вексе­
ледержателя, что повышает их ликвидность и привлекательность.

Коммерческие банки России уделяют много внимания выпуску и размещению векселей среди физических и юридических лиц. Так, в 1998 г. банки привлекли в рублевые векселя 17,5 млрд руб., в ва­лютные — 15,5 млрд руб. со сроками погашения от нескольких дней до периода свыше трех лет, а в начале 2003 г. объемы привлечения средств через векселя составили соответственно свыше 257,6 млрд и 114,8 млрд руб.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.375 сек.