Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Fh ^^г' ~ М. : I оспланиздат, 1узу. — с ы. Финансы СССР за XXx лет. - М. : госфиниздат, 1947. - с. 180. 3 страница




1 Синицын A.M. Всенародная помощь фронту — М.: Воениздат, 197э.

2 Плотников К. И. Очерки истории бюджета Советского государства.
Госфиниздат, 1954. — С. 407.


сироваиии теКущег0 содержания указанных учреждений. лы на оборону страны в бюджете 1950 года составляли 20,1% 32 5% в 1940 году и 50,8% в годы Великой Отечественной i Наряду со средствами государственного бюджета на разви-шродного хозяйства в значительных размерах использовались твенные средства предприятий и хозяйственных организаций. 3 чет средств государственного бюджета финансируются програм-восстановления и дальнейшего развития сельского хозяйства. Рост поступлений в бюджет в виде налога с оборота и отчислений т прибыли восстановленных промышленных предприятий, позво-л несколько снизить поступления от налогов с населения. С1 янва­ря 1946 года был отменен военный налог, с сентября того же года — повышен необлагаемый минимум для рабочих и служащих. В пос­ледующие годы были внесены существенные изменения в сельско­хозяйственный и подоходный налоги. В доходах государственного бюджета 1962 года поступления от населения составили 6,1 млрд руб., или 7,2% всех доходов бюджета1.

Расширяются бюджетные права союзных республик. С 1955 года доходы и расходы республик в соответствии с Законом «О Госу­дарственном бюджете СССР» стали предусматриваться только в об­щих объемах. Распределение их между республиканским и местными бюджетами осуществлялось самой республикой. Союзным респуб­ликам было предоставлено право распоряжаться дополнительно вы­явленными и полученными в течение года доходами для финанси­рования потребностей сверх общих ассигнований. С введением в 1957 году централизованного порядка взимания отчислений от прибыли значительно выросли закрепленные доходы бюджетов республик, юисходит совершенствование структуры государственного бюдже-• Темпы роста отчислений от прибыли значительно превысили тем-1 поступлений от налога с оборота, хотя на протяжении всего рас-риваемого периода он оставался основным регулирующим до-СОДОм Республиканских бюджетов.

Особое внимание уделяется совершенствованию экономических

одов управления народным хозяйством. Наиболее значимая по-

■а усовершенствовать хозяйственный механизм была предпри -

1во второй половине 1960-х годов. Хозяйственная реформа 1965

1 Ьыла направлена на усиление стимулирующего воздействия при-

и на развитие производства. Для решения этой проблемы вво~

новый порядок распределения прибыли. Он предусматривал

Нанг., а^хЛин Г-Л- Очерки истории налогов с населения СССР. — М.: Фи-"-Ч 1964. —с. 249


организацию новой системы экономического стимулирования nv тем образования на каждом предприятии за счет прибыли трех ф0|Г дов: фонда материального поощрения (ФМП), фонда социально" культурных мероприятий и жилищного строительства (ФСКМ 1 ЖС) и фонда развития производства (ФРП); превращение прибыли в основной источник финансирования капитальных вложений и прироста оборотных средств и других плановых затрат; существенную перестройку системы взаимоотношений предприятия с бюджетом по отчислениям от прибыли путем введения новых видов платежей (пла. ты за производственные фонды, фиксированных платежей, а также взносов свободного остатка прибыли в бюджет).

Вместе с преобразованием системы мобилизации доходов в бюд­жет изменился подход к предоставлению бюджетных ассигнований с учетом наличия собственных средств. На передовых предприятиях наблюдались высокие темпы роста объемов производства. Но ресур­сы предприятий постепенно истощались, интенсивное их использо­вание не подкреплялось накоплением, и результатом этого стало крайне тяжелое положение таких предприятий. Стимулирование деятельности предприятий по их развитию путем реализации фи­нансовых ресурсов через фонд развития производства натолкнулось на дефицит материальных ресурсов. Преобладал административный путь решения данной проблемы. В итоге даже ограниченные права предприятий были изъяты.

Проведение реформы предусматривало два этапа, однако пред­принятые государством попытки совершенствования финансовых отношений в целом не были доведены до конца и не дали ожидаемых результатов. Это произошло потому, что реформирование хозяйствен­ных отношений не поднялось выше первичного звена, не затронуло основ сложившейся системы управления и сущностных взаимосвя­зей предприятий и государства в процессе воспроизводства. Не были созданы стабильные экономические отношения в хозяйстве в рамках пятилетнего плана. Вся система показателей, нормативов, стимулов, фондов базировалась на показателях годового плана, что подрывало хозрасчетные интересы коллектива. Реформа 1965 года предусматри­вала более широкую реализацию всей совокупности товарно-стоимост­ных форм, но на практике сфера использования товарных отноше­ний была сведена к минимуму. Первый этап реформы затянулся, пос­ледовательность осуществления в определенных временных границах намеченных преобразований была нарушена. Длительное сосущество­вание старых и новых форм и методов хозяйствования отрицатель^ сказалось на первоначальном плане проведения реформы. Ко второ му этапу ее проведения так и не перешли.


. оаЗВцтии Государственного бюджета СССР в 1970-е годы отра-ь нараставшее общее расстройство финансового хозяйства стра-Л°Материальные затраты в народном хозяйстве росли быстрее, чем альный д0ХОд. Заметно снизились темпы роста промышлен-и сельского хозяйства, одновременно существенно возросли - емы незавершенного строительства. Все это свидетельствовало о, что большая часть средств производства идет на «самовоспро-зводство», а не на достижение конечных результатов. Доля госу-пственного бюджета в финансовых ресурсах страны заметно сни­зилась. В восьмой пятилетке (1966-1970 годы) в бюджет аккумули-ровалось71,3% всех финансовых ресурсов страны, в девятой (1971-1975 годы) — 65%, аза десятую пятилетку (1976-1980 годы) — 65,9%]. Главной причиной этого явилось изменение состава финансовых ресурсов. В них несколько снизилась доля средств, частично или пол­ностью поступающих в бюджет (прибыль, налог с оборота, отчисле­ния на социальное страхование), возрос удельный вес ресурсов, не связанных прямо с бюджетом (прежде всего амортизации). Рост доли амортизационных отчислений в составе финансовых ресурсов объяс­нялся не только быстрым ростом основных фондов народного хо­зяйства, их переоценкой, изменением норм амортизационных от­числений, но и негативными факторами — уменьшением фондоот­дачи и снижением уровня рентабельности в народном хозяйстве.

Чтобы изменить сложившееся в экономике страны положение, в конце 1970-х годов была разработана экономическая модель от-1слевого хозрасчета и самоокупаемости, В соответствии с Поста­новлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 'ода «Об улучшении планирования и усилении воздействия хо­зяйственного механизма на повышение эффективности произвол-■ва и качества работы» вводился нормативный метод распре-яения прибыли. При этом методе министерствам на основе ут-■жденных в пятилетнем финансовом плане заданий устанавли-1сь стабильные, дифференцированные по годам нормативы от-•слений от балансовой прибыли, поступающие в их распоряже-При этом нормативы определялись с таким расчетом, чтобы ^спечить финансирование капитальных вложений, погашение <овских кредитов и уплату процентов за них, прирост оборот-•редств, образование единого фонда развития науки и техни-фондов экономического стимулирования, а также других пла-

М ■ сьиИнансовь1е ресурсы народного хозяйства / Под ред. В.К. Сенчагова. — ■Финансы и статистика, 1982.-С. 121.


                       
   
     
 
       
       
 
 
 
     
 
 
     
 

 

Бюджеты У------------------------------ 1970 г. -- ■-------- —.---------- ™ 1----- 1975 г. 1976 г. 1----- 1977 г. 1978 г. 1 1980 г. 1
Союзный ! 52 1 ' s i i -----------   г—И----
Союзных республик 1 1 л., 1 47,9 | 48,9 1 52,8 47,2 I 1 52,0 48,0 j !50,9 53,6 49,1 46,4
в том числе: j          
республиканские i j АССР и местные j ----------------- —----------------- L 29,2 18,7 1— ■—L 31,0 17,9 —'■ — L 29,7 17,5 —-- г----- . ----- _J_ 30,5 17,5 ---. —_---- _L 32,0 30,3 17,1 16,1

стабилизировалосГ ° 5Ю№™ " бЮДЖетов сою™ Рублик
нейГе пазв„™Р пя' ' °ТДельные r™" бьши отклонения. Дал*-
лось ПриРн?™иРп НЫХ ЗВ6НЬеВ бю«е™ой системы определя­
ете?™ Разграничения доходов и расходов между видами

войВполоВине°19Я^НСТВ°ВаНИЯ хозяйс™»ного механизма в пер- у д фиятиях новых методов хозяйствования, несколь-

Ъ$Ё*$£8^ В. К. Сенчагов, -


 

ко

же стали внедрять полный хозрасчет и самофинансирование. *"*П<' водственные объединения (предприятия) вносили в бюджет ° v за производственные фонды с широкой дифференциацией I делали отчисления от прибыли или дохода, за трудовые и * олные ресурсы на основе стабильных долговременных норма-П^ r Принцип самофинансирования предполагал также ограни-илИ полный отказ от бюджетных ассигновании. На практике 4 всегда удавалось учесть одновременно как интересы предприя-я так и государства. Большое количество предприятий сознатель-о занижали плановые обязательства. Все эти явления отразились государственном бюджете. Высокая степень бюджетного пере­распределения ресурсов ослабляла хозрасчетные стимулы повыше­ния эффективности производства, порождала стремление жить за государственный счет, подрывала стабильность и сбалансирован­ность бюджета.

Мероприятия по реформированию хозяйственных отношений в промышленности, многие меры в сельском хозяйстве и других отраслях, сопровождавшиеся значительным увеличением затрат из общегосударственного денежного фонда, не привели к соответст­вующему росту финансовых ресурсов страны. Темпы роста расхо­дов превышали темпы роста доходов, появился дефицит госу­дарственного бюджета. В покрытие затрат вовлекались средства, не являющиеся по своей сущности доходами (часть ресурсов Сберега­тельного банка, резервы Госстраха и др.). Бюджетный дефицит не­гативно воздействовал на экономику, подрывал устойчивость [енежного обращения, порождал инфляционные процессы. С та-;ими результатами бюджетная система подошла к началу 1990-х годов.

Контрольные вопросы:

Охарактеризуйте бюджетное устройство СССР. назовите основные этапы развития бюджетной системы СССР. Перечислите основные виды расходов, которые финансировались из бюд­жета.

к изменялась структура доходов государственного бюджета? еречислите меры, которые предпринимались для аккумуляции доходов ^ >°ДЖета в период Великой Отечественной войны.

ювите основные причины проведения хозяйственной реформы 1965 ^Да.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.