КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Fh ^^г' ~ М. : I оспланиздат, 1узу. — с ы. Финансы СССР за XXx лет. - М. : госфиниздат, 1947. - с. 180. 3 страница
1 Синицын A.M. Всенародная помощь фронту — М.: Воениздат, 197э. 2 Плотников К. И. Очерки истории бюджета Советского государства. сироваиии теКущег0 содержания указанных учреждений. лы на оборону страны в бюджете 1950 года составляли 20,1% 32 5% в 1940 году и 50,8% в годы Великой Отечественной i Наряду со средствами государственного бюджета на разви-шродного хозяйства в значительных размерах использовались твенные средства предприятий и хозяйственных организаций. 3 чет средств государственного бюджета финансируются програм-восстановления и дальнейшего развития сельского хозяйства. Рост поступлений в бюджет в виде налога с оборота и отчислений т прибыли восстановленных промышленных предприятий, позво-л несколько снизить поступления от налогов с населения. С1 января 1946 года был отменен военный налог, с сентября того же года — повышен необлагаемый минимум для рабочих и служащих. В последующие годы были внесены существенные изменения в сельскохозяйственный и подоходный налоги. В доходах государственного бюджета 1962 года поступления от населения составили 6,1 млрд руб., или 7,2% всех доходов бюджета1. Расширяются бюджетные права союзных республик. С 1955 года доходы и расходы республик в соответствии с Законом «О Государственном бюджете СССР» стали предусматриваться только в общих объемах. Распределение их между республиканским и местными бюджетами осуществлялось самой республикой. Союзным республикам было предоставлено право распоряжаться дополнительно выявленными и полученными в течение года доходами для финансирования потребностей сверх общих ассигнований. С введением в 1957 году централизованного порядка взимания отчислений от прибыли значительно выросли закрепленные доходы бюджетов республик, юисходит совершенствование структуры государственного бюдже-• Темпы роста отчислений от прибыли значительно превысили тем-1 поступлений от налога с оборота, хотя на протяжении всего рас-риваемого периода он оставался основным регулирующим до-СОДОм Республиканских бюджетов. Особое внимание уделяется совершенствованию экономических одов управления народным хозяйством. Наиболее значимая по- ■а усовершенствовать хозяйственный механизм была предпри - 1во второй половине 1960-х годов. Хозяйственная реформа 1965 1 Ьыла направлена на усиление стимулирующего воздействия при- и на развитие производства. Для решения этой проблемы вво~ новый порядок распределения прибыли. Он предусматривал Нанг., а^хЛин Г-Л- Очерки истории налогов с населения СССР. — М.: Фи-"-Ч 1964. —с. 249 организацию новой системы экономического стимулирования nv тем образования на каждом предприятии за счет прибыли трех ф0|Г дов: фонда материального поощрения (ФМП), фонда социально" культурных мероприятий и жилищного строительства (ФСКМ 1 ЖС) и фонда развития производства (ФРП); превращение прибыли в основной источник финансирования капитальных вложений и прироста оборотных средств и других плановых затрат; существенную перестройку системы взаимоотношений предприятия с бюджетом по отчислениям от прибыли путем введения новых видов платежей (пла. ты за производственные фонды, фиксированных платежей, а также взносов свободного остатка прибыли в бюджет). Вместе с преобразованием системы мобилизации доходов в бюджет изменился подход к предоставлению бюджетных ассигнований с учетом наличия собственных средств. На передовых предприятиях наблюдались высокие темпы роста объемов производства. Но ресурсы предприятий постепенно истощались, интенсивное их использование не подкреплялось накоплением, и результатом этого стало крайне тяжелое положение таких предприятий. Стимулирование деятельности предприятий по их развитию путем реализации финансовых ресурсов через фонд развития производства натолкнулось на дефицит материальных ресурсов. Преобладал административный путь решения данной проблемы. В итоге даже ограниченные права предприятий были изъяты. Проведение реформы предусматривало два этапа, однако предпринятые государством попытки совершенствования финансовых отношений в целом не были доведены до конца и не дали ожидаемых результатов. Это произошло потому, что реформирование хозяйственных отношений не поднялось выше первичного звена, не затронуло основ сложившейся системы управления и сущностных взаимосвязей предприятий и государства в процессе воспроизводства. Не были созданы стабильные экономические отношения в хозяйстве в рамках пятилетнего плана. Вся система показателей, нормативов, стимулов, фондов базировалась на показателях годового плана, что подрывало хозрасчетные интересы коллектива. Реформа 1965 года предусматривала более широкую реализацию всей совокупности товарно-стоимостных форм, но на практике сфера использования товарных отношений была сведена к минимуму. Первый этап реформы затянулся, последовательность осуществления в определенных временных границах намеченных преобразований была нарушена. Длительное сосуществование старых и новых форм и методов хозяйствования отрицатель^ сказалось на первоначальном плане проведения реформы. Ко второ му этапу ее проведения так и не перешли. . оаЗВцтии Государственного бюджета СССР в 1970-е годы отра-ь нараставшее общее расстройство финансового хозяйства стра-Л°Материальные затраты в народном хозяйстве росли быстрее, чем альный д0ХОд. Заметно снизились темпы роста промышлен-и сельского хозяйства, одновременно существенно возросли - емы незавершенного строительства. Все это свидетельствовало о, что большая часть средств производства идет на «самовоспро-зводство», а не на достижение конечных результатов. Доля госу-пственного бюджета в финансовых ресурсах страны заметно снизилась. В восьмой пятилетке (1966-1970 годы) в бюджет аккумули-ровалось71,3% всех финансовых ресурсов страны, в девятой (1971-1975 годы) — 65%, аза десятую пятилетку (1976-1980 годы) — 65,9%]. Главной причиной этого явилось изменение состава финансовых ресурсов. В них несколько снизилась доля средств, частично или полностью поступающих в бюджет (прибыль, налог с оборота, отчисления на социальное страхование), возрос удельный вес ресурсов, не связанных прямо с бюджетом (прежде всего амортизации). Рост доли амортизационных отчислений в составе финансовых ресурсов объяснялся не только быстрым ростом основных фондов народного хозяйства, их переоценкой, изменением норм амортизационных отчислений, но и негативными факторами — уменьшением фондоотдачи и снижением уровня рентабельности в народном хозяйстве. Чтобы изменить сложившееся в экономике страны положение, в конце 1970-х годов была разработана экономическая модель от-1слевого хозрасчета и самоокупаемости, В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 'ода «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности произвол-■ва и качества работы» вводился нормативный метод распре-яения прибыли. При этом методе министерствам на основе ут-■жденных в пятилетнем финансовом плане заданий устанавли-1сь стабильные, дифференцированные по годам нормативы от-•слений от балансовой прибыли, поступающие в их распоряже-При этом нормативы определялись с таким расчетом, чтобы ^спечить финансирование капитальных вложений, погашение <овских кредитов и уплату процентов за них, прирост оборот-•редств, образование единого фонда развития науки и техни-фондов экономического стимулирования, а также других пла- М ■ сьиИнансовь1е ресурсы народного хозяйства / Под ред. В.К. Сенчагова. — ■Финансы и статистика, 1982.-С. 121.
стабилизировалосГ ° 5Ю№™ " бЮДЖетов сою™ Рублик войВполоВине°19Я^НСТВ°ВаНИЯ хозяйс™»ного механизма в пер- у д фиятиях новых методов хозяйствования, несколь- Ъ$Ё*$£8^ В. К. Сенчагов, -
же стали внедрять полный хозрасчет и самофинансирование. *"*П<' водственные объединения (предприятия) вносили в бюджет ° v за производственные фонды с широкой дифференциацией I делали отчисления от прибыли или дохода, за трудовые и * олные ресурсы на основе стабильных долговременных норма-П^ r Принцип самофинансирования предполагал также ограни-илИ полный отказ от бюджетных ассигновании. На практике 4 всегда удавалось учесть одновременно как интересы предприя-я так и государства. Большое количество предприятий сознатель-о занижали плановые обязательства. Все эти явления отразились государственном бюджете. Высокая степень бюджетного перераспределения ресурсов ослабляла хозрасчетные стимулы повышения эффективности производства, порождала стремление жить за государственный счет, подрывала стабильность и сбалансированность бюджета. Мероприятия по реформированию хозяйственных отношений в промышленности, многие меры в сельском хозяйстве и других отраслях, сопровождавшиеся значительным увеличением затрат из общегосударственного денежного фонда, не привели к соответствующему росту финансовых ресурсов страны. Темпы роста расходов превышали темпы роста доходов, появился дефицит государственного бюджета. В покрытие затрат вовлекались средства, не являющиеся по своей сущности доходами (часть ресурсов Сберегательного банка, резервы Госстраха и др.). Бюджетный дефицит негативно воздействовал на экономику, подрывал устойчивость [енежного обращения, порождал инфляционные процессы. С та-;ими результатами бюджетная система подошла к началу 1990-х годов. Контрольные вопросы: Охарактеризуйте бюджетное устройство СССР. назовите основные этапы развития бюджетной системы СССР. Перечислите основные виды расходов, которые финансировались из бюджета. к изменялась структура доходов государственного бюджета? еречислите меры, которые предпринимались для аккумуляции доходов ^ >°ДЖета в период Великой Отечественной войны. ювите основные причины проведения хозяйственной реформы 1965 ^Да.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |