КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Межбюджетные отношения и бюджетный федерализм 2 страница
Сравнение пропорций распределения расходов и доходов между уровнями бюджетной системы показывает, что между ними имеется несоответствие, т.е. децентрализация расходных полномочий не сопровождается адекватной передачей доходных источников. Традиционно распределение доходов между звеньями бюджетной системы осуществлялось посредством закрепления собственных доходов и использования регулирующих доходов. Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. К собственным доходам бюджетов относятся: • налоговые доходы, законодательно закрепленные за соответ • неналоговые доходы, за исключением доходов от использо • безвозмездные перечисления. При этом финансовая помощь не относится к собственным доходам соответствующего бюджета. Регулирующие доходы бюджетов — федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам доходов. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня. До принятия Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство и бюджетная практика постоянно «размывали» эти два понятия — собственные и регулирующие доходы. Действительно, разделить их достаточно трудно, поскольку в обоих случаях речь могла идти о частях (долях) доходов. Бюджетный кодекс РФ разделяет собственные и регулирующие доходы по периоду их установления: собственные доходы определяются на постоянной основе; регулирующие доходы устанавливаются на год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Отличие собственных и регулирующих доходов бюджетов определяется также видом нормативного документа, который их устанавливает. Так, собственные доходы регламентируются бюджетным и налоговым законодательством в целом, а регулирующие доходы — законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о соответствующем бюджете на очередной год. Например, в 1998 году акцизы на вино-водочные изделия относились к регулирующим доходам, так как параметры их распределения между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации регламентировались Федеральным законом от 26.03.98 г. № 43-ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год»; а налог на прибыль, в части, поступающей в субъекты Федерации, относится к собственным доходам субъектов Федерации, так как распределение ставки налога на прибыль закреплено в Законе РФ от 27.12.91 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с изменениями и дополнениями). Бюджетное регулирование — это процесс, осуществляемый органами власти вышестоящего уровня с целью выравнивания доходов бюджетов нижестоящего территориального уровня и социально-экономического развития территориальных образований путем распределения регулирующих доходов и перераспределения средств из бюджета одного уровня в бюджет другого, при недостатке доходного потенциала на соответствующих территориях. Как правило, использование собственных и регулирующих доходов не позволяет в полной мере решить проблему сбалансированности нижестоящих бюджетов. К межбюджетным отношениям относят и предоставление финансовой помощи (дотации, субвенции и др.), а также взаимные расчеты и бюджетные компенсации. Кратко охарактеризуем каждую форму. Дотации — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвоз- мездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Эта форма финансовой помощи является традиционной. Однако в 1994 году был сделан важный шаг в реформировании межбюджетных отношений, и основной формой оказания финансовой помощи стала нормативно-долевая дотация (трансферт). Нормативно-долевая дотация (трансферт) — сумма, выделяемая без указания конкретной цели на безвозвратной и безвозмездной основе в порядке бюджетного регулирования из фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР) или фонда финансовой поддержки муниципальных образований (ФФПМО), создаваемых соответственно в федеральном бюджете или в бюджетах субъектов Федерации, исходя из утверждаемых законами об этих бюджетах долей (процентов) субъектов Федерации или муниципальных образований в указанных фондах. Методика расчета нормативно-долевой дотации направлена на осуществление горизонтального выравнивания бюджетных доходов территорий на душу населения и оказание им финансовой помощи по единым для всех правилам. Источник выделения нормативно-долевой дотации — целевой бюджетный фонд, который формируется в определенном размере от суммы налоговых поступлений. О роли нормативно-долевой дотации в общем объеме финансовой помощи свидетельствуют данные табл. 4.3.3. Таблица 4.3.3 Финансовая помощь субъектам Федерации в 1996-1998 годы (%)
Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление целевых расходов. Субвенция выдается на определенный срок, в случае неизрасходования ее в установленный срок или расходования не по назначению суммы субвенции подлежат возврату в бюджет, из которого она была получена. Если субвенция выдается с указанием некоторых других условий, то она называется «обусловленной субвенцией». Бюджетный кодекс РФ возвращает такое понятие, как «субсидия». Этот термин практически не использовался в бюджетном процессе 19 90-х годов, однако, в Законе РСФСР от 10.10.91 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в. РСФСР» субсидия упоминается наряду с дотацией и субвенцией как безвозмездная помощь, передаваемая в бюджеты нижестоящих уровней. Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Несмотря на то, что ссуда упоминается почти во всех бюджетных законах, именно Бюджетный кодекс законодательно ограничивает время предоставления ссуды шестью месяцами, хотя традиционно на практике срок ссуды ограничивался финансовым годом. Целевые бюджетные ссуды бюджетам субъектов РФ на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений доходов, могут быть выданы по решению федеральных исполнительных органов власти. При этом цели предоставления ссуд, условия оплаты и возврата целевых бюджетных ссуд субъектам РФ определяются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Взаимные расчеты — метод бюджетного регулирования, который Применяется в ходе исполнения бюджетов в случае возникновения незапланированных вопросов межбюджетных отношений. Если в течение бюджетного года вышестоящие органы власти принимают Какие-либо решения (например, о повышении заработной платы Работникам бюджетной сферы или о снижении ставок налогов), что Не было учтено при формировании бюджетов на этот год, то такие Решения должны быть подкреплены передачей отдельных видов налогов или других платежей (полностью или частично) или путем предоставления бюджетных компенсаций. Бюджетные компенсации — суммы, утверждаемые и передаваемые из бюджета одного уровня в другой для возмещения выпадающих доходов или покрытия дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти другого уровня. В Бюджетном кодексе «компенсационная» норма установлена следующим образом: в течение финансового года органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, представительные органы местного самоуправления не вправе принимать решений, приводящих к увеличению расходов бюджетов либо снижению (выпадению) доходов бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, без внесения изменений и дополнений в соответствующие законы (решения) о бюджетах, компенсирующих увеличение расходов, снижение (выпадение) доходов. Как было отмечено выше, первый этап реформы межбюджетных отношений был осуществлен в 1994 году. Однако к 1997 году стало ясно, что существенных качественных изменений в результате осуществления этого этапа не произошло, наоборот, кризис межбюджетных отношений обострился, что нашло отражение в недовольстве регионов проводимой политикой, в попытках внедрения «одноканальной модели». Суть ее сводится к следующему. Для большинства регионов определяется фиксированная сумма платежей в федеральный бюджет — своеобразный план (оклад) по налоговым поступлениям. Сверхплановые поступления целиком зачисляются в бюджет региона. Регионы, которым недостаточно всей суммы собранных на их территории налогов, получают фиксированный объем финансовой помощи из федерального бюджета, восполняющий дефицит их бюджетов. Однако «одноканальная модель» может привести к дезинтеграции сначала налогово-бюджетного, а затем и экономического пространства, ухудшит инвестиционный и предпринимательский климат и, как результат, усилит сепаратистские тенденции. В 1998 году Правительство РФ одобрило «Концепцию реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999— 2001 годах»1, направленную на решение следующих задач: • разграничение расходных полномочий и ответственности, а • совершенствование механизмов бюджетного выравнивания и Для решения последней задачи предполагается: 1 Постановление Правительства РФ от 30.07.98 г. № 862.
• разделить финансовую поддержку на текущую и инвестици • осуществить поэтапный переход к оценке объективных бюд • использовать в формулах бюджетного выравнивания показа - концентрировать инвестиционные ресурсы, распределяемые между регионами, в Федеральном фонде регионального развития; • усилить целевую направленность финансовой помощи и ее Проводимые реформы направлены на то, чтобы органы власти и управления обладали реальной налогово-бюджетной самостоятельностью и несли полную ответственность за ее использование. Контрольные вопросы: 1. Назовите звенья бюджетной системы РФ. 2. Перечислите и поясните основные принципы построения и функциони 3. В чем заключается принцип самостоятельности, и как он реализуется на 4. Назовите формы межбюджетных взаимоотношений. 5. Определите основные направления реформы межбюджетных взаимоот 4.4. Доходы и расходы бюджетов. Бюджетный дефицит Изучив материалы данного параграфа, Вы сможете: • пояснить способы и назвать конкретные источники образо • классифицировать доходы и расходы бюджета по различным 1 сформулировать принципы бюджетного финансирования; • назвать причины возникновения дефицита бюджета; • перечислить источники покрытия бюджетного дефицита. 4.4.1. Виды доходов и расходов бюджета Доходы бюджета, как было рассмотрено выше, выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет. Бюджетные доходы — понятие более узкое по сравнению с государственными доходами, поскольку последние включают в себя также доходы внебюджетных фондов и доходы государственных предприятий и организаций. По своему материально-вещественному воплощению доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. Основным источником формирования рассматриваемых доходов является национальный доход, причем, в сферу бюджетного перераспределения попадают его конкретные компоненты. Речь идет о доходах хозяйству-ющих субъектов, полученных в результате первичного распределения чистого национального продукта. К ним относятся: • предпринимательская прибыль (промышленности, сельского • заработная плата работников сферы материального и немате • доходы лиц, работающих не по найму; • рента собственников земли; • ссудный процент (прибыль банков и вкладчиков). 1QQ пазом следует характеризовать и эмиссию бумажных денег. К ней государство прибегает при чрезвычайных обстоятельствах, когда получение доходов и займов оказывается затруднительным, а финансирование бюджетных расходов — неотложным. Данный способ пополнения бюджетных ресурсов вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения, что усиливает инфляционные процессы и влечет за собой тяжелые социально-экономические последствия. Соотношение способов образования бюджетного фонда — на основе взимания бюджетных доходов, привлечения займов и бумажно-денежной эмиссии — различается по странам и во времени, зависит от конкретной экономической ситуации, от степени остроты социальных и других противоречий, от состояния самой финансовой системы. Состав бюджетных доходов, их структура органически связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяются финансовой политикой государства. В Российской Федерации доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. К налоговым доходам, формирующим основную часть (около 84%) бюджетного фонда государства, относятся предусмотренные законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Неналоговыми доходами бюджета (на их долю приходится около 10% консолидированного бюджета РФ) являются: • доходы от использования имущества, находящегося в государ • доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имуще • доходы от платных услуг, оказываемых органами государствен При изучении п. 4.4 см. ст. 39—96 Бюджетного кодекса РФ. • средства, полученные в результате применения мер граждан • доходы, в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, получен • иные неналоговые доходы.
Общее представление о роли налогов и неналоговых доходов в формировании бюджетных ресурсов Российской Федерации дают ^XE^^WU1
от 1Т«Г^ТТГМ01УТЗаЧИСЛЯТЬСЯ ^возмездные ^речисления ZmJZTul" Г*^** международных организаций и при-вительств иностранных государств. РФзЙ96-Ш7^^^^ 190 Доходы бюджета классифицируются не только по методам взи~ ания — на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, ^пример: • в зависимости от государственного устройства страны различа • в зависимости от государственного устройства страны разли • взависимости от уровня бюджетной системы, за которым зак • по источникам образования выделяют доходы, поступающие от • в зависимости от гражданства субъектов налогообложения — • по конкретным объектам обложения — взимаемые с имущества или дохода; • по конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на Расходы бюджета, являясь важной составной частью государств 1еНных расходов в целом, выражают экономические отношения, 10зникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда. Формой проявления этих отношений вы-СтУпают конкретные виды бюджетных расходов, причем, их много-°бразие обусловлено действием целого ряда факторов: природой и Функциями государства, уровнем социально-экономического раз-31]гия страны, разветвленностью связей бюджета с национальной >кОномикой, административно-территориальным устройством го-Марства и т.п. Различное сочетание названных факторов порождает * ^ли иную систему расходов конкретного бюджета на определенном ^Пе общественного развития. По своему материально-вещест-"Нному воплощению, бюджетные расходы представляют собой де-
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |