![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Fh ^^г' ~ М. : I оспланиздат, 1узу. — с ы. Финансы СССР за XXx лет. - М. : госфиниздат, 1947. - с. 180. 2 страница
Целенаправленное функционирование бюджета как экономической категории организует государство на базе разработки и проведения соответствующих мероприятий, являющихся частью его финансовой политики. Последнюю можно рассматривать в качестве организующего начала общественного развития. Содержанием ее бюджетной компоненты является выработка основных направлений использования бюджетных отношений, исходя из необходимости решения задач, стоящих перед обществом на данном этапе его развития. Сущность государственной политики в области бюджета раскрывает анализ взаимодействия экономического базиса и надстройки, который позволяет характеризовать ее как результат сознательной (субъективной) деятельности людей по использованию объек-вно существующих бюджетных отношений. Причем, в этой поли-ке, с учетом значимости основного общегосударственного фонда ежных средств, отражаются практически все формы регулирую-& деятельности государства — социальная, хозяйственная, национальная, региональная, внешнеполитическая, военная идр. _аким образом, политика в области бюджета относится к числу олее важных инструментов государственного регулирования ально-экономическими процессами, а бюджет является важней-элементом системы финансового регулирования экономики и Циальной сферы. Его устойчивость служит главным и опреде-вит ^"ъ среди критериев равновесного и пропорционального раз-Размеры и порядок образования основного централ и зован-.; ^ нда в совокупности с направлениями и методами использо-1 Этих средств обеспечивают материальную базу существования
Накопление средств в любых фондах и их расходование должно регулироваться как по объему, так и по времени. Именно в ходе регулирования бюджетного фонда, который также не образуется и не используется автоматически, создаются условия для решения наиболее важных задач государственного воздействия на экономику, выбираются конкретные способы регулирования. Кроме того, сложная внутренняя структура бюджетных отношений, объективно необходимое разнообразие конкретных форм их проявления, воздействие на многочисленные интересы субъектов воспроизводства, несовпадение меж-ду.желаемыми и реальными результатами действия бюджетных регуляторов, в свою очередь, предопределяют обязательное наличие регулирующего воздействия на рассматриваемую совокулностьденежных отношений. Необходимость обеспечения согласованного функционирования всех элементов системы бюджетного воздействия и важность своевременного решения имеющихся общественных проблем приводят к тому, что количественные и качественные параметры бюджетного фонда нуждаются в управлении, а сам бюджет выступает в качестве объекта государственного воздействия. В условиях повышения регулирующей роли бюджета требуются серьезные преобразования всего процесса управления общегосударственным фондом денежных средств. Основные направления кардинальной его перестройки должны базироваться, прежде всего, на исследовании системы противоречий и действии экономических законов на данном этапе, отражать новые возможности реализации функций бюджетных отношений. При их разработке необходимо учитывать реальные перемены, происходящие в России, в ее государственном устройстве. Кроме того, совершенствование процедур по управлению бюджетом невозможно без осознания сути социально-экономических тенденций развития зарубежных стран, без учета высокой динамики межхозяйственных связей и изменений в условиях производственной деятельности людей, способах и формах ее общественной организации. Контрольные вопросы: 1. Охарактеризуйте сущность бюджета как экономической категории. 2. Перечислите функции бюджета. 3. Дайте определение бюджета. 4. Каким образом через бюджет может оказываться регулирующее воздеИ 158: 4.2. Развитие бюджетной системы в 1930—1990 годы
- дать характеристику структуры и принципов построения бюджетной системы СССР; . назвать основные этапы развития бюджетной системы СССР; . обосновать изменения структуры доходов и расходов государственного бюджета СССР; . указать причины проведения хозяйственной реформы ]965года, последующих мер по совершенствованию хозяйственного механизма в 70—80-х годах XX века.
Генные по бюджетам союзных республик.
• доходы от недр, 50% доходов от прибылей предприятий об ■ 50% доходов от концессий общесоюзного значения; • доходы от реализации всех государственных фондов, как об • доходы от возврата всех ссуд, в том числе выданных предприя Такое распределение доходных источников повысило заинтересованность республик в поступлении общесоюзных доходов и спо- ■ собствовало росту их собственных доходов. Союзные республики имели право устанавливать минимальный перечень доходов и расходов, включаемых в местные бюджеты, а также порядок их составления, рассмотрения и утверждения. Основными доходными источниками государственного бюджета этого периода были поступления от обобществленного хозяйства и привлеченные средства населения, которые поступали через систему налогообложения и покупку займов. По итогам выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства Союза ССР 74,9% всех доходов единого финансового плана составили средства обобществленного хозяйства, привлеченные средства населения — 17,9% и прочие доходы — 7,2% ■ Понятие «единый финансовый план», в отличие от государственного бюджета, охватывало все денежные накопления общественного хозяйства (прибыль, налог с оборота, начисления на зарплату, амортизация), привлеченные средства населения (налоги, займы, паи, вклады в сберкассы и т.д.) и все расходы на капитальные вложенй прирост оборотных средств в производстве и обращении, все расхс ды на культуру и управление.
новными статьями расходов бюджета становятся расходы на °ное хозяйство и социально-культурные мероприятия. Эта тения в развитии расходов бюджета сохранилась и в дальнейшем, за первую пятилетку через бюджетную систему СССР было билизовано и перераспределено 82,8 млрд руб., или 69% всех ре-•ов единого финансового плана1. Остальная часть ресурсов час-чно перераспределена через кредитную систему, но в основной е непосредственно распределялась отдельными отраслями народного хозяйства. Крупным мероприятием в перестройке финансовой работы явись налоговая реформа 1930 года, которая привела к изменению системы платежей предприятий в бюджет и введению двухканальной системы изъятия: отчислений от прибыли и налога с оборота, в котором были объединены множество налогов и сборов. Но некоторые прежние платежи сохранились. Платежи, объединенные в налог с оборота, давали бюджету к 1930 году 61,6% всех доходов, в том числе акцизы — 29,0% и промысловый налог — 21,5%. Поступления от налога с оборота стали самым крупным доходным источником государственного бюджета. Одновременно с налоговой проводились кредитная реформа и перестройка управления промышленностью, которые сопровождались максимальной концентрацией прибыли в бюджете. В 1930 году норма отчислений прибыли в бюджет была определена в 81%. В связи с обострением проблемы устойчивости доходов государ-гвенного бюджета, в 1931 году было принято положение о ежеме-чном перечислении в бюджет установленной доли плановой прибыли вместо практиковавшегося до тех пор ежеквартального переселения доли от реально полученной (а не плановой) прибыли. Эта «тема перечислений в бюджет сохранилась в основном до конца -х годов. В1932 году общие нормы распределения прибыли были >бще устранены: вся плановая прибыль могла быть изъята в бюд-'за предприятием закреплялась лишь часть сверхплановой при-Материальное поощрение работников стало возможным за счет омии расходов и не могло превышать 1% фонда заработной пла-Фибыль в «основной своей массе перестала быть источником эиального стимулирования, социального и технического разви-^Редприятия. Для характеристики структуры доходов госбюд-Ja пеРИод с 1933 по 1937 год приведем следующие данные (см. таол. 4.2.1) 3чйсткя'о!^Ь1П0Лнения первого пятилетнего плана развития народного хо-d ссср- - М: Госплан СССР, 1933. - С. 207.
б Б-<
В годы третьей пятилетки в действующую систему взимания налога с оборота был внесен ряд упрощений и изменений: сокращено количество ставок налога с оборота, отменены бюджетные наценки и бюджетные разницы по некоторым промышленным товарам. Но, несмотря на это, поступления от налога с оборота на долгие годы оставались основным доходным источником государственного бюджета. Значительная доля государственных расходов этого периода приходилась на союзный бюджет, второе место занимали расходы местного бюджета, третье — расходы республиканских бюджетов. Была произведена перегруппировка доходов между государственным и местными бюджетами с целью обеспечения более равномерного распределения поступающих доходов местных бюджетов, полностью передан в местные бюджеты культжилсбор наееле, до 50% повышены отчисления в местные бюджеты от государственных займов, реализуемых среди колхозных и единоличных хозяйств. Постановление СНК от 04.01.36 г. «О расширении доходных источников сельских бюджетов» полностью закрепило за сельскими бюджетами ряя доходных источников, установило минимальные обязательные проценты отчислений в сельские бюджеты от государственных дохода и налогов, а также ввело ряд новых источников доходов, связанны? Финансы СССРзаХХХлет. - М.: Госфиниздат, 1947. ой экономикой. Это позволило увеличить расходы местных бликанских бюджетов на народное хозяйство, однако боль-сть средств на финансирование крупной промышленности в ' х республиках направлялась из союзного бюджета. ирование бюджетной системы Союза ССР завершилось в году когда местные бюджеты и бюджет социального страхова- были официально включены в состав единого государственного м,ртя Расширение функций местных Советов и их бюджетных б1ОДЖ-С1а- г в сопровождалось неуклонным ростом расходов. Государственные сходы, т.е. расходы по союзному, республиканским и местным бюджетам на просвещение, здравоохранение, физкультуру и соци- льное обеспечение, а также расходы по государственному социаль- ому страхованию увеличились за вторую пятилетку в 3,7 раза с 8,3 млрд РУб- в 1932 г. до 30,8 млрд руб. в 1937 г.1. Основная доля расходной части государственного бюджета направлялась на финансирование народного хозяйства, главным образом на капитальные вложения в новые основные фонды, финансовую помощь колхозам, социально-культурные мероприятия, оборону. Доля расходов на управление несколько сократилась, а расходы на военные нужды устойчиво росли и составили в 1940 году 56,8 млрд руб., или 32,6% всех расходов госбюджета СССР2. Через государственный бюджет перераспределялось свыше 60% всех финансовых ресурсов государства. Правительство последовательно проводило политику централизованного управления и планирования народного хозяйства, что отрицательно сказалось на формировании хозяйственного механизма и развитии товарно-денежных отношений. Ряд негативных черт финансовой системы, сложившей-я в 1930-х годах, сохранились до начала 1990-х годов, мешая раз-итию самостоятельности и инициативы предприятий, несмотря неоднократные попытки усовершенствовать хозяйственный механизм. В годы Великой Отечественной войны в финансовой системе и фи- 'совых органах принципиальных изменений не было. Но отдельные 'нения в финансовую политику были внесены, что было неиз- 0 в связи со стоящими перед финансовой системой СССР задачами: максимальной мобилизации финансовых ресурсов страны для полного и бесперебойного финансирования потребностей 3«ЙстцТ(г^и ВЬ1П°лнения второго пятилетнего плана развития народного хо-21ва СССР. - М: Госпланиздат, 1939. - С. 62.
• обеспечения бесперебойного финансирования нужд тыла, свя • одновременного обеспечения потребностей социально-куль- • осуществления строгого, жесткого контроля над производст Решение вышеперечисленных задач вызвало усиление централизации финансовых ресурсов государства. Через финансово-кредитную систему производилось перераспределение национального дохода в пользу военных расходов. На нужды войны были мобилизованы свободные финансовые ресурсы промышленности, торговли, банков, долгосрочные вложения. В результате временной потери ряда важнейших промышленных районов сократилась или полностью приостановилась хозяйственная деятельность на больших территориях, что неизбежно отразилось на структуре государственных доходов. Резко понизились доходы от налога с оборота и отчислений от прибыли. Поступления от налога с оборота уменьшились с 105,9 млрд руб. в 1940 году до 66,4 млрд руб. в 1942 году; отчисления от прибыли—с 21,7 млрд руб. в 1940 году до 15,3 млрд руб. в 1942 году1. В дальнейшем по мере восстановления и развития производствадохо-'; ды бюджета от народного хозяйства стали постепенно возрастать, и в 1945 году поступления налога с оборота и отчислений от прибыли составили почти половину всех доходов государственного бюджета. Часть средств для ведения войны была получена в виде налогов, добровольных взносов населения, государственных внутренних займов, доходов от денежно-вещевых лотерей. За годы войны эти поступления составили около одной четвертой всех бюджетных ресурсов. Во время войны были введены новые налоги, пересмотрены и изменены существующие. Если до войны налоги с населения составляли в доходах бюджета примерно 5%, то в военные годы они возросли до 13%. Рост налоговых поступлений вначале войны был обеспечен за счет введенной в 1941 году 100%-ной надбавки к сельскохозяйственному и подоходному налогам. С введением в 1942 году военного налога эта надбавка была отменена. В основу построения военного налога был положен принцип подушного обложения. Это позволило увеличить контингент плательщиков за счет лнц, ранее
шихся плательщиками налогов. За 1942—1945 годы поступ- иеЯВЛ!военного налога в бюджет составили свыше 72 млрд руб.1, леНИЯ гоало важную роль в финансировании военных расходов и в и денежной массы из обращения. В этот период был также налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. i4xannr введенный в конце 1941 года, был предназначен для ЭТОТ HaJ'wl ' 1ытия государственных расходов на оказание помощи одино-и многодетным матерям, а также на содержание и воспитание з еИ родители которых погибли во время войны. С 1944 года этот 'стали удерживать с граждан, имевших одного или двух детей. Были внесены серьезные изменения в действующие налоги: пересмотрены ставки сельскохозяйственного налога; усилена дифференциация ставок подоходного налога, изменен порядок его взимания; отменен культжилсбор. Для увеличения доходов местных бюджетов в качестве обязательных платежей были введены: налог со строений, земельная рента, разовый сбор на колхозных рынках. Местным советам на своей территории в городах разрешалось вводить сбор с владельцев скота. С первых дней войны создается Фонд обороны страны, в котором концентрировались добровольные денежные и материальные взносы населения для нужд фронта. За полгода войны граждане страны внесли в Фонд обороны из своих личных сбережений и своего заработка более 142 млн руб. наличными деньгами, на которые можно было приобрести 1400 самолетов или 750 танков2. На 1 мая 1945 года в Фонд обороны СССР поступило от населения: платины — 13,03 кг; золота — 130,7 кг; серебра — 9519,1 кг; Драгоценных вещей — на сумму 1776,5 млн руб.; иностранной валю-- на 15,85 млн руб.; вкладов в сберегательные кассы — 522,2 i руб.; облигаций — на 4547,7 млн руб.3. Существенным доход-i источником государственного бюджета были поступления от -УДарственных займов и денежно-вещевых лотерей. В течение ны состоялось 123 тиража выигрышей по государственным зай~ н проведено четыре денежно-вещевых лотереи. Только на сред-| полученные от реализации государственных займов и денеж-1еЩевых лотерей, страна могла вести войну примерно в течение нанг.., а^х.ин ГЛ- Очерки истории налогов с населения в СССР, — М.: Фи- адсы, 1964.-С. 207. *-■ 132"поВД А'^' всенародная помощь фронту. — М.: Воениздат, 1975. — /т ^z<\\u^mnuKoe КН- Очерки истории бюджета Советского государства, — М.: ч'иниздат, 1954.— С. 314.
Таблица4?т Расходы государственного бюджета СССР за 1940-1950 годы* (млрд руб.)
В послевоенные годы государственный бюджет был подчинен решению важнейшей задачи — ликвидации последствий войны и восстановлению разрушенного хозяйства страны. Наибольшая доля государственных расходов направлялась на капитальные вложения в промышленность, жилой фонд и увеличение оборотных средств предприятий. Кроме того, средства шли на дальнейшее укрепление оборонной мощи страны, увеличение государственных резервов и запасов, социально-культурные мероприятия. Расходы государственного бюджета за 1950 год увеличились в 2,4 раза по сравнению с 1940 годом, в том числе на народное хозяйство — боле» чем в два раза. Почти в три раза возросли в 1950 году по сравнению с 1940 годом расходы на социально-культурные мероприятия, но оН; в полной мере не могли удовлетворить потребности в восстановлени
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |