КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Fh ^^г' ~ М. : I оспланиздат, 1узу. — с ы. Финансы СССР за XXx лет. - М. : госфиниздат, 1947. - с. 180. 1 страница
У ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ РОССИИ Законы и нормативные акты 1 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Принят Госу 2 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Принят Госу
3. Закон РСФСР от 13.11.92 г. № 3877-1 «О государственном внутреннем 4. Закон РФ от 22.04.96 г. «О рынке ценных бумаг». 5. Распоряжение Правительства РФ от 12.12.98 г. № 1787-р «О новации по Литература 1. Амирханова Ф. Внешний долг: непривычные решения // Экономика и 2. Брю С.Л., Макконелл К.Р. Экономикс. Т. 1. — М.: Республика, 1992. 3. Большая Советская Энциклопедия. Т. 19. — М. 1979. 4. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов. / Под ред. Гензель П.П. Налоги Союза ССР. — М.: Финансы, 1926. >. Данные Министерства финансов РФ //Деньги и кредит. 1998. № 12. Захаров В. Сколько стоят деньги // Известия. 1991. 28 мая. Лященко В.И. Фондовые индексы и рейтинги. — Д.: Сталкер, 1998. Материалы сервера http//www,cbr.ru/markets/hd.asp. 10. Материалы сервера http//www, minfin.ru. ^•МатовниковМ.Ю., Михайлова Л.В., Сычева Л.И., Тимофеев Е.В. Российские банки: 10 лет спустя. — М.:МакЦентр, 1998. Народное хозяйство СССР в 1990 г. — М.: Финансы и статистика, 1991. ■ Основные направления единой государственной денежно-кредитной по-литики на 1999 год//Деньги и кредит. 1998. № 12. Ногосов И. Долги СССР в отличие от имущества никто делить не спешит // is Известия. 1992. 24 января. *°гребинский А.П. Государственные финансы царской России в эпоху 1б ^мпериализма.-М;,:1968.: Инансово-кредитный словарь. -—М.: Финансы и статистика, 1984. инансы: Учеб. пособие / Под ред! A.M. Ковалевой. Изд. 3-е, перераб. и Доп. — м.: Финансы й статистика. 1998.— 384 с.
18. Фииаисы:Учеб1ШКДлявузов/Подред.Л.А.Дробозиной. — М.:Финан 19. Финансы: Учебник доя вузов /Под ред. В. М. Родионовой. — М.: Финан 20. Хайхадаева О.Д. Внутренний государственный долг России и роль цец» 21. Хеифец Б.Л. Внешний долг России//Финансы. 1999. №2. 22. Global Credit Analysis. Voody'd Investors Servise. L.: IFR Publishing Ltd БЮДЖЕТ КАК ОСНОВНОЕ ЗВЕНО СИСТЕМЫ ФИНАНСОВ ГЛАВА 4 БЮДЖЕТ КАК ОСНОВНОЕ ЗВЕНО СИСТЕМЫ ФИНАНСОВ 4.1. Бюджет в макроэкономическом регулировании
ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ ТАМОЖЕННЫЕ ДОХОДЫ 8 ФИНАНСЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТРАХОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВ Изучив материалы данного параграфа, Вы сможете: • раскрыть сущность бюджета как экономической категории; • назвать функции бюджетных отношений; • дать определение бюджета; • пояснить роль бюджета в макроэкономическом регулирова- нии1 Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов. При этом объективно существующая необходимость удовлетворения растущих потребностей в общественных товарах и услугах, с одной стороны, и ограничения, которые рынок накладывает на формы и методы государственного регулирования, с другой, приводят к тому, что существенная перераспределительная нагрузка в обществе ложится на бюджет2. Наличие бюджетной сферы стоимостного перераспределения, как составной органической части финансов, обусловлено потребностями развития производства и социальной сферы. Ведь для организации беспере-'Ойного кругооборота фондов в масштабе всей экономики и обеспе-'ения социальной поддержки населения необходима централизация снежных ресурсов, выходящая за рамки отдельных хозяйств и отелей. Эту функцию в обществе, как известно, выполняет государ-С его возникновением и развитием органически связано суще-^вание и развитие бюджета. Кроме того, централизация общего- 2 пГлаве ^ цели изучения материала приводятся в каждом параграфе. i -|-|. ■ Ч*"11 "-JJ 1V1 I 41Л LVJtL I VLSJrltUil* 11 W Г kU V^/Д, /У»<_//* IJ l\U/i^V/[V] 1 lLIIJC.il L/UUTV. ■Ри Р^ссмотрении этимологии термина «бюджет», чаще всего упомина-щ0 аНГЛИиское происхождение этого слова, означающего «чемодан», «ме-_с Деньгами». Имеется также версия, что термин «бедже» (кожаный ме-РебитрК°Т°Р°М хранилась казна дожей), трансформировавшийся в общеупот- ?~- \ел*£!Ь1й сегодня «бюджет», впервые стал употребляться в Венеции. (Пе- 19Q0 „. Государство и экономика: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУ, "°- ~~ С. 64.) сударственных денежных средств создает материальную базу для функционирования самих государственных структур. Изложенные ранее основы финансового регулирования экономики и социальной сферы позволяют характеризовать бюджет как важную предпосылку и средство осуществления воспроизводственного процесса. С его помощью создаются условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности окружающей среды, стимулирования научно-технического прогресса, решения структурных проблем, поддержания обороноспособности, выполнения иных государственных функций. Соответственно, и нормальное функционирование хозяйственного механизма невозможно без совершенствования бюджетных отношений, без последовательного проведения научно разработанной бюджетной политики, без наличия эффективной системы управления бюджетным процессом. Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений. Здесь необходимо отметить, что исследо- I ванию сущности бюджета и его роли в макроэкономическом регулировании представителями финансовой науки уделяется недостаточ- } ное внимание. Об этом свидетельствует отсутствие единых подходов к определению понятия «бюджет», разнообразие мнений по поводу характерных его черт и функций, фрагментарность анализа новых явлений и тенденций, возникающих в области бюджетного перераспределения. Сложность выяснения сущности бюджета, прежде всего, связана с тем, что данный термин используется для обозначения различ-; ных по своей природе явлений. Одно из них выражает совокупность особой сферы финансовых отношений, обусловленной существованием основного централизованного денежного фонда страны. Со-, ответственно, это явление выступает составной частью экономи-ческого базиса общества. Другое же связано с формой практического использования бюджетных отношений, с законодательным оформлением соответствующего финансового документа, а потому относится к надстроечным отношениям. Обоснование данного утверждения требует дополнительной аргументации. Рассматривать бюджет в качестве финансовой, а соответственно, и экономической категории товарного хозяйствования позволяют следующие обстоятельства. Отношения, возникающие в экономическом базисе на стадии стоимостного перераспределения, реальны. Следовательно, бюджет как составная часть перераспределительных процессов, обусловленных необходимостью обеспечения непрерывное- воспроизводства, как один из способов функционирования финансов - объективен. Бюджетные отношения возникают между государством и други- субъектами воспроизводства (юридическими и физическими ли-1ми) в процессе мобилизации и использования денежных средств, которые необходимы для выполнения подавляющей части государственных функций — экономических, социальных, управленческих, внешнеполитических. Поэтому качественная определенность бюджетных отношений характеризуется обособленной сферой стоимостного перераспределения, выполняющей специфическое общественное назначение — удовлетворение наиболее важных общественных потребностей. Их внутреннюю количественную определенность выражает бюджетный фонд. Он выступает как форма материализации и проявления общественного характера бюджетных отношений, как форма выражения их денежной природы. Совокупность денежных отношений государства с предприятиями, учреждениями, населением, а также между органами государственной власти, связанных с образованием и использованием на общественные потребности основного централизованного фонда, формирует внутреннюю струюуру этого фонда или, что равнозначно, экономическое содержание бюджетных отношений. Как экономической категории, как категории финансовой науки бюджету присущи следующие признаки. Прежде всего, финансовый характер стоящих за этим понятием отношений, что подразумевает их денежную природу, выделяет внутри экономического базиса в качестве перераспределительных отношений, необходимых для удовлетворения потребностей в общественных товарах и услугах, подчеркивает императивную форму их проявлен ия. Однако это свойственно сем понятиям, которые объединяет более общая категория — финансы. Поэтому бюджетные отношения должны обладать специфически- и чертами, позволяющими выделить их из системы финансовых егорий. Ими, в своей совокупности, являются характеристика ъъекта бюджетного перераспределения, специфика общественного пред-значения бюджета и степень проявления у бюджетных отношений признака императивности. бюджетными выступают отношения по поводу перераспределения, главным образом, национального дохода. При этом не ис- >чена возможность перераспределения через бюджет и части фонда 1ещения, а иногда и национального богатства: Финансовые от- ения, связанные с формированием и использованием фондов жных средств государственных предприятий и организаций, тельно распространяются на фонд возмещения. Бюджетные отношения складываются в процессе образования и использования основного централизованного государственного фонда денежных средств, необходимого для удовлетворения наиболее важных сово^ купных потребностей общественного воспроизводства — развития ключевых сфер экономики, образования, науки, культуры, осуще„ ствления социальной политики, обеспечения обороны страны и управления обществом. Следовательно, пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем в других сферах финансовых отношений, определяются потребностями воспроизводства и общества в целом. Наконец, бюджет, в отличие от других финансовых категорий, выражает целостную систему императивных денежных отношений. И менно в бюджете признак императивности находит свое наибольшее проявление. Подтверждением этого служит относительная самостоятельность государственных предприятий и уч-! реждений в формировании и использовании своих фондов денежных средств, а также возможность установления определенной степени добровольности участия субъектов воспроизводства в формировании децентрализованных внебюджетных фондов. Бюджет как экономическая категория выражает систему императивных денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта (главным образом, национального дохода) в процессе образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства. В более лаконичном виде экономическую категорию «бюджет» можно определить как систему опосредствуемых государством денежных отношений по поводу образования и использования бюджетного фонда. Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в его функциях. Общественное предназначение бюджетных отношений заключается: • в образовании основного общегосударственного фонда денежных • использовании средств основного общегосударственного денеж • осуществлении контроля за движением бюджетных ресурсов> % 152" кнешняя форма существования бюджетных отношений находит проявление в обособлении у органов власти и местного самоуп-аениячасти стоимости созданного общественного продукта. Она 1 ажает субъективную сторону бюджета как явления общественной изни за которой скрывается его сущность. При этом системати-кое'использование государСТВОМ различных форм и методов движения средств бюджетного фонда, потребность в конкретизации его бъемов и структуры порождают объективную необходимость наличия в обществе соответствующего финансового документа, в котором отражаются перераспределяемые через бюджет денежные ресурсы. Терминологически его также называют бюджетом. Причем, наиболее часто это понятие используется именно для обозначения финансового плана государства, росписи его доходов и расходов, имеющей законодательный характер. В этом случае под бюджетом понимается форма использования объективно существующих бюджетных отношений. Ведь как специфический финансовый план бюджет представляет собой юридически оформленный документ, в котором в количественном выражении отражается процесс получения ираспределе~ ния государством денежных ресурсов, необходимых для выполнения его основных функций. Составление и контроль над исполнением бюджета как финансового документа государства находится в сфере исключительной компетенции политической надстройки. Соответственно, в данном контексте бюджетными могут быть названы процессуальные отношения, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета как основного финансового плана государства. Важное значение бюджета в макроэкономическом регулировании объективно предопределено. Поскольку возникновение бюджетных отношений и изменения в них происходят вследствие развития экономики, эна является предпосылкой и одновременно объектом их воздействия. ;обходимые для воспроизводства ресурсы ограничены по величине, да и не все они могут быть предоставлены рынком. Это порожда-гзвестные противоречия между различными субъектами распре-Штелъного процесса, в основе которых лежит несовпадение инте-Сов отДельных его участников. Однако требования нормального Циально-экономического развития общества предполагают посто-Ное возобновление процесса производства материальных благ и -имальное удовлетворение всего комплекса имеющихся в обще-^вепотребностей. лея еРераспРеДелении стоимости между сферами общественной ^ -льности, территориями, отдельными группами граждан имен- q Удовлетворения таких общественно необходимых потреб- ностей, которые иным путем не могут быть реализованы, и за ключается основная регулирующая роль бюджета. Данная экономическая категория объединяет в себе формы отношений между участ-никами общественной системы, позволяющие централизованно ре, гулировать социально-экономическое развитие. Бюджет выступает своеобразным, выработанным по ходу человеческой истории способом воздействия на экономический базис и на общественные отношения в целом, если учитывать его теснейшую связь со всем воспроизводственным процессом. Возможности использования бюджета в макроэкономическом регулировании связаны с условиями и результатами производства уровнем развития экономических отношений, характером потребления. Отсюда следует, что закономерности и особенности функционирования механизма бюджетного воздействия должны определяться в соответствии с требованиями экономических законов. Формирование пропорций стоимостного бюджетного перераспределения должно исходить, прежде всего, из требований основного экономического закона, закона возвышения человеческих потребностей и закона пропорционального развития экономики. Свою практическую реализацию это находит в целенаправленном воздействии бюджетных отношений на формирование соответствующих пропорций распределения национального дохода, позволяющих обеспечить социальные гарантии, более полное удовлетворение потребностей в общественных товарах и услугах, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение бюджетных ресурсов. Действие таких экономических законов, как закон накопления, закон экономического роста на интенсивной основе и закон ограниченности ресурсов предполагает концентрацию средств бюджета на важнейших направлениях социально-экономического развития. В их числе обязательными являются мероприятия по ускорению научно-технического прогресса. Стихийность в течении рыночных процессов и действии природных сил предопределяет объективную потребность в централизации бюджетных ресурсов для ликвидации их последствий. Концентрация денежных средств в бюджете необходима также для покрытия общих, не относящихся непосредственно к производству издержек управления. Бюджетное воздействие оказывается посредством особых экономических форм, отражающих отдельные этапы бюджетного перераспределения стоимости. Ими выступают объективные по своей сути, предопределенные внутренней структурой бюджета его доходы и расходы. Факт их присутствия в обществе не обусловлен ни политикой, ни любой другой областью государственной деятельности. ОН
с развитием материального производства, самого человека и 'Я\омических отношений, систематически воспроизводящих необходимость их регулирования. Походы бюджета отражают экономические отношения, возникшие у государства с предприятиями, организациями и гражданами поцессе формирования бюджетного фонда. Расходы бюджета пред-тавляют экономические отношения, которые возникают между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями и гражданами, с другой, в процессе распределения и использования по различным направлениям средств бюджетного фонда. Оказывая воздействие на формирование стоимостных пропорций в целях удовлетворения общегосударственных потребностей, названные экономические категории различны по своим функциональным характеристикам. В этом находит отражение специфика их общественного назначения. С помощью доходов осуществляется процесс формирования бюджетных ресурсов, тогда как расходы опосредствуют процесс их использования. Изъятие части стоимости в бюджет ведет к уменьшению материальных возможностей субъектов хозяйствования и населения для удовлетворения своих потребностей. Бюджетные расходы, напротив, на базе общегосударственных ресурсов увеличивают эти возможности, а в отдельных случаях даже полностью удовлетворяют некоторые из них. Обе рассматриваемые формы механизма бюджетного воздействия связаны как между собой, так и с экономикой в целом, что проявляется в их тесном взаимовлиянии друг на друга. Объем расходов бюджета, в конечном счете, ограничен рамками поступающих бюджетных доходов, в свою очередь, зависящих от количественных показа-лей развития экономики. С другой стороны, через бюджетные расходы оказывается обратное воздействие на экономические возмож-эсти производства на базе содействия росту его эффективности и жорению научно-технического прогресса, что, конечно, влияет на ъемы доходов самого основного централизованного фонда денежных средств. Одну и ту же сумму денег можно изъять в бюджет и использовать большим или меньшим результатом для развития производитель-сил, содействуя тем самым их прогрессу либо задерживая темпы Развития. Поэтому доходы бюджета формируют не только мате-^ьную основу существования самого государства, базу покрытия ^ебностей в средствах для выполнения основной части возложен-з на ГосУДарство функций. Они выступают средством перераспре-г ^ енежиыхресурсов в масштабах общества в пользу тех или иных п населения, отраслей и территорий, являются одним из важней- ших элементов системы финансового и, в целом, государственного ве, гулирования хода воспроизводства, которое стимулирует либо дести-мулирует течение тех или иных социально-экономических процессов. Доходы бюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление через воздействие на уровень доходности социальных групп и видов деятельности. Кроме того, взимание бюджетных доходов позволяет оказывать определенное воздействие на выбор направлений использования накоплений образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объемы выпускаемой продукции и техническое оснащение производства, на равновесие цен и состояние их эластичности, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций. В результате они обеспечивают возможность смягчения циклических колебаний в экономическом развитии, регулирования стоимостных макроэкономических пропорций, корректировки темпов социально-экономического развития. ■"■> Регулирующие возможности бюджетных доходов, однако, имеют определенные пределы. Высокий уровень изъятия денежных средств у предприятий и населения ведет к падению хозяйственной активности, уменьшению потребительских расходов, снижению со- ■, вокупного спроса на рынке, что, соответственно, способствует па-] дению объемов выпускаемой продукции, повышению цен, умень- ' шению реально произведенного ВНП, а впоследствии — и потенциальных доходов самого государства. Установление же низко- ; го уровня изъятия одномоментно сокращает бюджетные доходы, сужая тем самым масштабы возможного государственного регулирования. Поэтому в обществе всегда стоит проблема определения разумных границ бюджетного перераспределения применительно к конкретным условиям. Посредством другой формы функционирования бюджета — бюджетных расходов — образуются доходы нетрудоспособных, и оказывается поддержка другим социально незащищенным гражданам. Само же воздействие на величину указанных выплат регулирует меру потребления данных групп населения в соответствии с экономическими возможностями общества. Бюджетные расходы способны оказывать активное влияние на формирование нового качества экономического роста. Приоритетное финансирование научных исследований, развитие прогрессивных отраслей, оптимизация структура материального производства, сглаживание региональных диспропор ций — в этом также находит свое проявление регулирующая роль ов бюджета. Помимо этого, они являются еще и основой су- ования рыночной инфраструктуры общего назначения. В итоге етного воздействия в целом становится возможным процесс ? лирования финансовой базы самого государства и денежных ре- ~ов оставляемых в распоряжении других субъектов воспроизводи процесс корректировки объемов фондов потребления и накоп- шя а также влияние на формирование и использование средств (Ьонда'возмещения. На социально-экономические процессы оказывают влияние конфетные форМы, принципы и методы мобилизации и расходования юджетных средств. Их регулирующие возможности определяются, с одной стороны, соответствием отдельных элементов системы бюджетного воздействия условиям хозяйствования, реальным экономическим отношениям и сущности бюджета, а с другой— зависимостью этих элементов от проводимой в данный момент государственной политики.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |