КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Не уважать группу
Ошибка № 39. Требуй многого от себя, а от других не ожидай многого! Это убережет тебя от гнева. Конфуций Даже из камней, валяющихся у дороги, можно построить что-нибудь прекрасное. Иоганн Вольфганг фон Гете Относиться к группе с неуважением — это то, на что нас нередко провоцирует сам клиент. Помните — «К нам идут только те, кого никуда не взяли». Одна эта фраза позволяет нам диагностировать наличие проблем в организации и сделать предположение о противостоянии руководства и линейного персонала, потому что, не уважая подчиненных, невозможно снискать их любовь и лояльность. С другой стороны, предположение может оказаться беспочвенным — ведь взяли именно их и обучают именно их, поэтому, может быть, проблемы и нет, а мы просто что-то не так услышали, восприняли, поняли. Но нас пригласили — а здесь идет речь именно об этом — как тренеров, а не как консультантов, и мы, услышав подобное высказывание, легко можем попасть в ловушку подстройки к клиенту и, подстроившись, выйти к группе с установкой «Эх, убогонькие вы, недотепистые!». Что, как мы уже говорили, совсем не так или хотя бы не совсем так, поскольку именно эти люди работают именно на этого клиента, приносят ему прибыль, и он с ними расставаться не собирается. И они с ним тоже. И спасать никого не надо и руками всплескивать, нужно лишь акцентировать внимание участников на их сильных сторонах, подобрать компенсацию слабым — в общем, помочь им усилить свои позиции в деле, которым они занимаются. Но это не единственная засада, которая нас ждет, точнее, не единственная причина, в силу которой мы можем проявить неуважение. Группы бывают действительно очень слабые. Или тренер может их так воспринять, слишком велика разница в образовании, поведении, жизненных принципах. Одна из моих приятельниц, так же как и я, довольно долго проработавшая в автомобильном бизнесе, однажды сказала: «Ты не поверишь, ведь одни мужчины в группах, за год их несколько сотен передо мной прошло, и ни за кого, слышишь, ни за одного не захотелось выйти замуж!» Согласитесь, сильное высказывание для молодой женщины в поисках спутника жизни. Ей один из наших коллег хорошо ответил: «Не печалься за них, — сказал он, — поверь, есть масса женщин, созданных именно для этих мужчин, которые на работников умственного труда смотрят примерно с таким же выражением лица, как ты сейчас». Мне это очень хорошо в Индии удалось прочувствовать. Там же с иностранцами типа на английском общаются. Как могут. И когда мы только приехали, я все пыталась с ними отношения устанавливать. Подойду, на своем шикарном классическом английском, взращенном на Диккенсе, Моэме, Голсуорси, подробно объясню, что мне нужно. Они — им меня легко понять — головами покивают, и давай в том же темпе и объеме отвечать. Как им кажется, тоже на английском. Только я почему-то только изредка могла выловить из потока непонятных звуков слово «and». Потом я вообще поймала себя на том, что отключаюсь где-то на пятом слове их высказывания и только головой в такт словам покачиваю, как китайский болванчик, даже не пытаясь вникать, что мне рассказывают. И в чем тогда смысл коммуникации? В какой-то момент я не выдержала и решила понаблюдать, как другие решают эту проблему. Смотрю, мой ребенок десяти лет от роду с твердой тройкой по языку чисто за посещение уроков, нимало не смущаясь отсутствием устойчивых навыков говорения и знания грамматических правил, подходит к открытому кафе, где готовят пищу. Показывает на картофельную котлету, говорит «yes», поднимает три пальца, говорит «three», показывает на приправы (очень острые), перекрещивает руки, говорит «по», отчаянно мотая головой. Задумывается, берет солонку, тычет себе в грудь, говорит «I, сам». Причем все это делает с паузами, внимательно наблюдая, чтобы индус-продавец кивнул ему в ответ головой. После чего отходит с тремя картофельными котлетами в тарелочке из сухих пальмовых листьев, без острых приправ, положив соль по своему вкусу. Контакт прошел на «отлично». Да, я говорю на английском хорошо, даже очень хорошо, могу синхронный перевод делать, без проблем. Но с точки зрения индусов английский моего сына превосходит мой по всем параметрам — предельно понятен, с четким произношением, максимально по делу. Точно так же и те, кто приходит на наши тренинги. Они могут мычать и запинаться, говорить «лОжит» и «звОнит», не уметь выразить свою мысль так, чтобы нам было понятно, — они ведь тоже стараются, чтобы нам попроще было, только получается не всегда. А если задуматься, а какой он — их покупатель? На кого он больше похож: на нас или на них? И так ли уж ему нужна наша вылощенная грамотная речь вкупе со сложноподчиненными предложениями, насыщенными причастными и деепричастными оборотами, осложненными однородными членами и неизвестно когда заканчивающимися? Мы все разные, и каждый занимает в этой жизни свое место, свою нишу. Попытка обтесать участников тренинга под свой образ и подобие, а к этому очень часто стремится начинающий тренер, неизбежно приводит к разочарованию — человек является таким, какой он есть, и нашим двойником он не станет никогда. А если станет, придется ему наше место уступать, мы ведь тоже не просто так это место заняли. И каждого человека есть за что уважать. Грех неуважения — главный, кажется, — называется «гордыня». Как только она поднимает свою голову — опять идти к этим убогим, — тренер кончается, можно идти искать другую работу. Что может помочь в ситуации работы с предельно слабой, ни капли не замотивированной, с трудом отсиживающей положенные часы группой? Которую почти не удается раскачать, завести, пробудить интерес, оживить. А одна группа, никогда ее не забуду, пять дней подряд приходила ко мне на тренинг... мягко говоря, не совсем трезвая. Сидели, за воздух держались, мутными глазами в пространство смотрели. Оказывается, так тоже может быть. Есть такие слова — сострадание и сочувствие. Ведь это все не просто так и не от хорошей насыщенной событиями жизни. Если смотреть на группу сквозь линзы этих эмоций, никогда не допустишь в своем поведении или речи высокомерия или открытого «наезда». Не наставлять, но помогать, раскрывать лучшее, подтягивать менее развитое, менее сильное — концепция нормального уважительного отношения к группе. И здесь еще очень важно не «перегрузить», дать ровно столько, чтобы участники группы не чувствовали себя сильно ограниченными и невежественными. Перебор заставляет руки опускаться, а ощущение того, что где-то немножко вырос, расправляет крылья. Что лучше? У меня был период, когда в конце программы, составленной для клиента, я ставила примечание: «Тренер оставляет за собой право изменять порядок, количество и наполнение упражнений в соответствии с динамикой группы». Это было скорее не для клиента, ему результат нужен, а для меня самой. Как напоминание о возможности и обязанности следить за тем, как складываются отношения с группой, насколько открываются сердца и идет диалог. Если участники «закрыты», процесс обучения невозможен или он будет как в дрессировке обезьян, а в некоторых группах и хищников. А потом этот хищник к людям выйдет. Еще мне хочется вспомнить историю возникновения фразы «Ходить в люди». Это теперь можно услышать трактовку, мол, на работу устраивается после школы, например, или в театр вечером идем. Раньше значение было одно-единственное: богатые люди один раз в месяц собирали продукты, одежду и шли в дома призрения, в больницы, к калекам, к нищим. Чтобы не забыть, что есть и такая жизнь. Чтобы не гневить Бога жалобами на неисполнение еще каких-то своих желаний. Чтобы помочь тем, кому нужна эта помощь. В общем, тренер не должен быть рафинированным. Решив сеять разумное, доброе, вечное — сеем. Какие еще проявления участников группы могут вызвать у Вас недовольство, неуважение? Подумайте, какие методы, приемы и средства могут Вам помочь в подобной ситуации. Какие притчи, случаи из Вашей жизни помогут Вам справиться с похожими чувствами? Образы каких людей являются для Вас ресурсными?
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |