Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы подготовки публичного выступления. Важно все: и содержание, и интонация, и манера изло­жения, и жесты, и мимика..Необходимо помнить, что поч­ти половина информации передается через интонацию




Важно все: и содержание, и интонация, и манера изло­жения, и жесты, и мимика..Необходимо помнить, что поч­ти половина информации передается через интонацию. Одни и те же слова, сказанные по-разному, могут привести к противоположным результатам. Говорить следует достаточно громко, ясно, отчетливо, выразительно и просто, что­бы обеспечить доходчивость, не монотонно, но и не усып­ляющими «волнами» (то выше, то ниже). Эмоциональность выступления должна соответствовать содержанию и учи­тывать ситуацию. Не нужно стремиться к громкости за счет голосовых связок, необходимо научиться использовать ре­зонаторы: полость рта, носоглотку, лобные пазухи, груд­ную клетку.

Необходимо научиться правильно дышать для регулиров­ки дыхания в процессе выступления. Неподготовленный че­ловек страдает от острого кислородного голодания; у него раздуваются вены, краснеет лицо, выступает пот, учаща­ются дыхание и пульс. Чтобы избежать подобного, необхо­димо работать над постановкой голоса и дыхания, научить­ся без ненужных пауз, незаметно между звуками делать вдохи.

Максимальная эффективность достигается при гармонии мысли и слова, обеспечивающей логическую перспективу речи и ясность в сочетании с простотой изложения. Чем суше и абстрактнее изложение, ниже его эмоциональность, тем слабее восприятие выступления. Но эмоциональность не ограничивается внешними проявлениями, важны внут­ренняя сила и убежденность, которые могут быть подкреп­лены только внутренней потребностью высказаться, вы­званной деловой необходимостью. Недопустимы поучения и нравоучения, но нельзя и льстить аудитории.

Вот примерно семь существенных моментов речевой под­готовки:

Постановка проблемы

1. Определение целей речи.

2. Анализ аудитории и ситуации.

3. Отбор и ограничение предмета речи.

4. Сбор материала.

Построение речи

5. Создание плана речи.

6. Подбор слов для речи.

7. Практика произнесения вслух.

 

Говорящий должен принимать во внимание людей, ко­торые будут составлять его аудиторию. Представление об образовании, профессии, возрасте аудитории — это лишь начальные сведения. Они могут помочь сделать из слуша­телей заинтересованных собеседников. Люди любят, ког­да к ним обращаются лично, как к партнерам в разговоре. Непринужденность позы, умение смотреть аудитории в гла­за, гибкость и задушевность интонации, шутка и многое другое помогут создать ощущение равновесия и комфорта, вызовут доверие слушающих. Внимание, несомненно, долж­но поддерживаться на протяжении всей речи, но завоевать его мы обязаны с самого начала. Методы, наиболее часто используемые ораторами для окончания речи:

1. Вызов или обращение.

2. Вывод.

3. Цитата..

4. Иллюстрация.

5. Побуждающий стимул.

6. Личное намерение..

Существует три ступени последовательности информа­тивной речи (табл. 1).

Таблица 1

 

Ступень Функция Реакция аудитории
Первая ступень внимания Привлечение внимания Я хочу слушать
Вторая ступень необходимости Демонстрация необходимости знаний Я хочу получить информацию
Третья ступень удовлетворенности Представление самой информации Представленная информа­ция помогает мне понять предмет лучше

Зрители видят больше, чем слышат, и доверяют глазам больше, чем ушам. Глаза быстрее замечают любую диспро­порцию между позой оратора и тем, что он говорит. Через визуальное восприятие аудитория получает первое впечат­ление об ораторе — его искренности, доброжелательности, энергичности. Многократное незначительное пожатие пле­чами или экспрессивное движение рукой обнаруживают больше, чем сотни слов. Естественность позы поможет ауди­тории уделять больше внимания тому, что оратор говорит, а не тому, как он выглядит. Простое правило: не только имейте, что сказать, но и желайте сказать это. Искренность речевого намерения поможет вам добиться физической вы­разительности, избежать сутулости, застывшей позы или манерных движений.

Внимательно слушающие люди обычно сидят на краеш­ках стульев, пожирая вас глазами. Слушатели, внимание которых не захвачено выступающим, обычно зевают, смот­рят в окна, ерзают на местах. Контролируя поведение слу­шателей, вы можете определить, какая корректировка, ка­кие дополнения и изменения нужно сделать, что следует изъять из текста вашего выступления. В процессе приоб­ретения практического опыта вы сможете с большей пользой для себя использовать информацию, полученную вами в процессе визуального взаимодействия с аудиторией.

А. Монро приводит следующие типы ораторов, чья ре­чевая манера далека от совершенства:

—актерствующий краснобай, говорящий больше для
демонстрации собственной персоны, чем для общения;

—прорицатель (оракул), демонстрирующий, что знает
все, и также больше заботящийся об аплодисментах, чем о
понимании;

—отшельник, игнорирующий аудиторию;

—виноватый оратор, стыдящийся того, что он говорит;

—болтун, подавляющий аудиторию словесным потоком.

Естественность и непринужденность выступления, раз­мышление и выбор, рождение слова «на глазах аудитории» очень важны. Не помеха ли этому столь тщательная подго­товка, о которой говорилось выше? Ответ всегда однозначен: чем основательнее подготовка оратора к выступлению, тем живей и непосредственней будет осуществляться им акт тво­рения речи. Не следует, предупреждают все речеведы в один голос, выучивать заранее текст выступления. Это чаще все­го выливается в неестественное, негибкое изложение. Ора­тор имеет склонность к поспешности, произносит слова, не обдумывая их значения. Кроме того, метод заучивания тек­ста плох тем, что не дает возможности вносить изменения, требующиеся для адаптации речи к реакции аудитории. Метод чтения выступления такой же негибкий, как и ме­тод запоминания, и также создает барьер между говорящим и аудиторией. Поскольку глаза говорящего должны быть прикованы к записям, он не может смотреть на своих слу­шателей, а лишь бросает на них быстрые взгляды. Если он не обладает особыми навыками чтения с листа, то не может использовать и достаточную голосовую гибкость, интонаци­онное богатство, отличающее живую речь. В некоторых спе­цифических ситуациях, однако, не обойтись без записей, поскольку требуется тщательный подбор слов. Взять, напри­мер, послание президента конгрессу или научный доклад. В таких случаях оратору рекомендуется заранее попракти­коваться в чтении, чтобы добиться живости и разнообразия изложения. Но по возможности советуют избегать чтения с листа как неэффективного и формального метода.

Большинство хороших ораторов использует метод им­провизации. Надо подчеркнуть, что при этом речь очень тщательно планируется, но слова никогда не заучиваются на память. Вместо этого оратор откладывает план-конспект и практикуется в громком произнесении речи, меняя сло­ва каждый раз. Тем самым он убьет сразу двух зайцев: речь его будет такой же выверенной и отшлифованной, как за­ученная, и, конечно, более выразительной, жизнерадост­ной, гибкой и спонтанной. Табл. 2 рассчитана на большин­ство коротких выступлений.

Много полезных советов приводит Дейл Карнеги. Выбе­рем из них некоторые, наиболее актуальные для деловых переговоров, бесед или выступлений.

Проявляйте уверенность. Данное положение Д. Карнеги обосновывает ссылкой на психолога У. Джеймса: «Кажет-

Таблица2

 

Дни перед выступлением Задача
7 - Выбор темы, начало поиска материала
  Продолжение сбора материала
  Составление плана выступления
  Работа над выступлением и заключением
  При необходимости поиск дополнительного
  материала
  Первая репетиция
  Вторая репетиция
Условленная дата Выступление

ся, что действие следует за чувством, но на самом деле дей­ствие и чувство сочетаются: управляя действием, которое находится под более непосредственным контролем волн, мы можем косвенно управлять чувством, не находящимся под этим контролем». Важно быть уверенным в себе (для чего необходимо владеть материалом с большим запасом), но не быть самоуверенным.

Старайтесь выглядеть опрятно и изящно. Это повышает самоуважение, укрепляет уверенность в себе и вызывает уважение слушателей. Улыбайтесь и старайтесь вызвать положительную реакцию.

Из рекомендуемых обобщенных планов выступлений для делового общения больше всего подходит следующий:

—изложение фактов (краткое освещение ситуации);

—высказывание соображений, вытекающих из них, или
конкретных предложений по существу;

— приглашение к сотрудничеству или действиям.
Предшествовать этому может привлечение внимания и

возбуждение интереса, а в завершение можно раскрыть мотивы, побуждающие людей к действию.

Начало выступления наиболее трудно. Вступление долж­но быть кратким (одно или два предложения). Можно обой­тись и без него. Не начинайте выступление слишком фор­мально и не показывайте, что вы слишком тщательно его готовили. Свобода, непреднамеренность и естественность тона ведут к успеху.

Концовка речи — самый стратегически важный элемент, который помнится дольше всего. Заканчивая, не говорите о том, что вы заканчиваете, но не оставляйте речь незавер­шенной. Можно предложить такие варианты концовок: призвать к действию, сделать слушателям подходящий комплимент, вызвать смех, процитировать подходящие поэтические строки, создать кульминацию и т. п. Подго­товьте хорошие начало и конец и свяжите их. Возможно краткое резюме высказанных положений.

Важно не только то, что вы говорите, но и как вы говори­те. Если смотреть поверх слушателей или на пол, то беседа или публичное выступление будут «убиты». Хорошее вы­ступление — это разговорный тон и непосредственность. Рекомендуется акцентировать наиболее важное ударением, силой звука, изменением темпа или паузами.

Очень важно и трудно быть ясным; используйте для это­
го ассоциации и сравнения. Избегайте специальных терми­нов, если не все слушатели связаны с вашей профессией.
Используйте зрительное восприятие слушателей как с по
мощью иллюстраций или экспонатов, так и вызывая образ­ность представления. Для этого старайтесь быть более конкретным и определенным. Абстрактные суждения и утвер­ждения сопровождайте примерами. Можно повторять главные мысли, но не следует употреблять дважды одни и те же фразы. Не пытайтесь затронуть слишком много вопросов, особенно если выступление небольшое.
В небольшом выступлении невозможно должным обра­
зом рассмотреть больше одного-двух вопросов. Не употреб­ляйте избитых слов, выражений и сравнений. Создавайте свои собственные сравнения. Будьте своеобразны.

Подведем итог. Публичная (ораторская) речь должна быть публичным мышлением; диалогичной (скрытой формой диалога); ситуативной и реактивной (управляемой обратной связью); спланированной и организованной предваритель­но, но откорректированной и окончательно сформирован­ной в процессе выступления; проблемной; развернутой ме­нее, чем письменная, но больше, чем устная; необратимой во времени (как и устная речь); простой по конструкции фраз; построенной не по нормам и правилам литературно­го языка и грамматики, а по законам устной речи; доход­чивой, образной и эмоциональной..

Важным элементом публичного выступления являются ответы на вопросы. Никогда не уклоняйтесь от ответов; если не знаете, то попросите спрашивающего зайти к вам и под­готовьте ответ.

 

Каждый специалист речевой профессии (учитель, лектор, актер, диктор комментатор, журналист и др.) знает: чтобы воздействие словом было максимально эффективным, необходимо научиться владеть своим голосом, речевым аппаратом.

Голос способен передавать малейшее движение внутренней жизни, просто и красиво выражать наши мысли и чувства. Выступление с лекцией, докладом, выразительное чтение литературного произведения учителем в аудитории, а также речь учителя в процессе его общения с учениками в школе и вне школы должны быть действенным. Речь должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умение пользоваться им в различных условиях. Умение владеть голосом связано с развитием фонационного (звукового), или так называемого речевого, дыхания. Вместе с тем качество звучания речи зависит от яркости, отчетливости произношения -- дикции и от соответствия речи нормам русского литературного произношения. Это дает возможность передавать эстетическое и эмоциональное богатство лекции, речь учителя поможет ему в общении с учениками воздействовать на их чувства, мысли, поведение и поступки.

Овладеть техникой речи -- значит уметь проявлять речевым дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию и орфоэпическое произношение. Разнообразный комплекс упражнений в дыхании, в совершенствовании голоса и дикции и составляет работу над техникой речи.

Еще древние греки и римляне отмечали, что работа над голосом -- дело тонкое, трудное, требующее определенных знаний.

 

Воспитание речевого голоса -- работа очень кропотливая, осторожная, настойчивая, а главное -- повседневная. Воспитанием голоса нельзя заниматься от случая к случаю.

Помимо постоянной тренировки, необходимо следить за своей бытовой речью.

Не говорите при расслабленном дыхании, не напрягайте мышцы шеи. Если в области гортани возникает чрезмерное мышечное напряжение -- зажим, его можно убрать, вызвав сознательно ощущение зевка. Зевок этот следует делать, не открывая рта, по возможности незаметно для окружающих.

Собирайте звук на кончиках губ, не говорите на одной ноте, особенно высокой, добивайтесь ровного, слитного звучания при активном посыле звука, используйте смешанный регистр.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1041; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.