Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование голоса




В общественной жизни голосовой аппарат довольно легко справляется с нагрузкой, предлагаемой возникающими обстоятельствами. Но когда приходится говорить перед аудиторией, говорить активно, убеждая десятки людей, говорить длительное время, то бытовых навыков речи уже не хватает. Публичная речь ставит перед голосовым аппаратом сложные задачи, неумелое пользование им в условиях повышенной нагрузки часто приводит к возникновению различных функциональных заболеваний.

Хорошо поставленный голос лектора дает возможность передать слушателем в звучащем слове мельчайшие смысловые оттенки, создает определенный эмоциональный настрой. Наоборот, тусклый, монотонный, неразвитый голос быстро утомляет слушающих, мешает им вникнуть в существо дела.

Произносительный аппарат

1 -- альвеолы (бугорки у корней верхних зубов);
2, 3 -- передняя и задняя части твёрдого нёба;
4 -- мягкое нёбо;
5 -- язычок (увула);
6 -- кончик языка (лат. apex);
7, 8, 9 -- передняя, средняя, задняя части спинки языка (спинка -- лат. dorsum);
10 -- корень языка;
11 -- надгортанник;
12 -- полость гортани;
13 -- голосовые связки.

Образование голоса происходит в гортани. Главной частью гортани являются голосовые связки -- тонкие эластичные мышцы. Выходящий из легких воздух размыкает связки, давит на них, колеблет, проникает сквозь щель, образуемую вибрирующими связками. Так образуется голос. Возникающие в резонаторах (полостях) колебания содействуют появлению дополнительных звуков (обертонов), которые усиливают основной звук и придают ему особую окраску -- тембр. К верхним резонаторам относятся носоглотка, рот, нос. Умелым направлением верхними резонаторами определяют качества голоса, которые необходимо развивать учителю: звонкость (металличность), собранность, свобода, полетность, устойчивость, подвижность, широта диапазона, выносливость, адаптивность, суггестивность.

Звонкость (металличность) -- это чистое звучание в противоположность глухому, тусклому. Звук должен отражаться в передней части ротовой полости, у твердого неба и зубов. При тусклом, глухом голосе звук как бы загнан вглубь, он формируется у заднего мягкого нёба.

Собранность звука -- это концентрация звука у зуб, не допускающая расползания звука, что вредит внятности и четкости звучания.

Свобода звука требует устранения напряжения во всем теле. Нужно следить, чтобы не было мускульных зажимов. В ротовой полости необходимо свободное размыкание, достаточный раствор рта.

Звонкость, собранность и свобода звука улучшают слышимость. Важным условием слышимости является полетность голоса, т.е. его способность распространятся как можно дальше. Полетность -- это результат собранности звука. Звук, сконцентрированный у губ, при посылке вдаль становиться полетным. Здесь важен и волевой момент -- стремление как можно дальше направить звук.

Устойчивость голоса -- это его способность звучать ровно, не колебаться, не качаться.

Подвижность -- свойство голоса точно передавать мысли и чувства, менять силу звука, высоту и тембр.

Диапазон -- высотный объем голоса. Обычно в нормальный диапазон входят полторы, вредких случаях -- две октавы. Но в быту человек говорит на трех -- четырех нотах. Предельного повышения или понижения тона можно добиться специальными упражнениями.

Выносливость -- высокая работоспособность, стойкость голоса. Работоспособность голоса обеспечивается мерами по гигиене голоса.

Адаптивность -- способность голоса приспособиться к акустическим условиям (изменение динамики, тембра и мелодики).

Суггестивность -- способность голоса внушать эмоции и влиять на поведение адресата речи независимо от смысла произносимых слов.

Как выработать для себя необходимые голосовые качества?

1 этап работы над голосом -- освобождение дыхательных путей, создание наилучших условий для свободного звучания. Для этого необходимо снять излишнее мышечное напряжение в области гортани, где расположены голосовые связки, и плечевого пояса.

2 этап -- поиски естественного свободного природного голоса, такого звучания, которое является для каждого из нас максимально ограниченным, возникает легко, без всяких мышечных усилий.

Предварительные условия речевых упражнений: нельзя держать голову опущенной или поднятой вверх, подбородок должен составлять прямой угол с шеей, недопустимы мускульные зажимы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.