Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель коммуникационного процесса Г. Лассуэлла




Модель Аристотеля

Модели коммуникационного процесса

Вероятно, самая первая модель коммуникации была предложена Аристотелем, который выделял три компонента коммуникации: ОРАТОР-РЕЧЬ-АУДИТОРИЯ. Следует отметить, что эта триада, правда в несколько ином звучании, - "коммуникатор – сообщение – коммуникант" – присутствует во всех последующих моделях коммуникации, составляя ядро всех моделей.

Г. Лассуэллом выделил пять наиболее значимых компонентов процесса коммуникации:

Кто говорит? – Что сообщает? – Кому? - По какому каналу? – С каким эффектом?

Отвечая на каждый из этих вопросов, можно составить представление о конкретном коммуникационном процессе.

Изучая вопрос "кто?", то есть коммуникатора, рассматривают факторы, которые открывают и направляют сам акт коммуникации и это называют анализом управления.

Специалисты, которые фокусируют своё внимание на вопросе "что сообщается?", занимаются анализом содержания.

Те, кто рассматривает по преимуществу радио, прессу, кинофильмы и другие каналы коммуникации, осуществляют анализ "средств".

Когда главное внимание проявляется к личностям, на которые оказывает влияние данное средство, можно говорить об анализе аудитории.

Если вопрос состоит во влиянии на аудиторию, то проблемой является анализ "эффекта" коммуникации.

 

Модель коммуникационного процесса Ю. Воронцова

Практика массовой коммуникации показывает, что при разработке коммуникационных моделей имеет смысл вводить такой значимый компонент, как помехи.

В исследованиях, проведённых под руководством Б. Грушина в Таганроге, неожиданно выявилось, что публицистический текст, взятый из общеполитических газет, понимают адекватно лишь три человека из десяти. В данном случае можно говорить о "помехах" лингвистического характера. Очевидно, что существуют и другие виды помех, снижающие результативность коммуникации. И в этом плане существенный интерес представляет модель коммуникационного процесса, разработанная Ю. Воронцовым. В качестве компонентов Воронцов выделяет:

1. Источник информации

2. Коммуникатор

3. Сообщение

4. Коммуникант

5. Коммуникационный канал

6. Экстралингвистический параметр сообщения

7. Источник механических помех

8. Источник семантических помех

9. Классовые и социальные фильтры

10. Личностные индивидуальные фильтры

11. Семантические поля

12. Поля коммуникационной обстановки

13. Потери информации

14. Обратная связь "коммуникант – коммуникатор"

15. Обратная связь "коммуникант – источник информации"

 

Модель Воронцова побуждает исследователя рассматривать коммуникацию не по типу "коммуникатор – коммуникант", а изучать её, как бы помещая под объектив микроскопа, т.е. на микроуровне. Такой подход к анализу коммуникации значительно углубляет понимание процесса и делает его более управляемым, а, следовательно, и более эффективным.

 

Модель ИСКП

Эта модель и её компоненты предложены и исследованы специалистами научно – исследовательского центра Стенфордского университета в США.

1.Источник - это создатель сообщения. Им могут быть индивид или группа совместно работающих индивидов. Источником может быть и общественный институт или организация, хотя и в этом случае источниками в конечном оказываются индивиды, даже если они действуют в своей организационной роли. Основная обязанность по подготовке сообщения лежит на индивиде.

2. Сообщение - это стимул, который источник передает получателю. Именно ради этого и осуществляется акт коммуникации, и в этом акте передается определенная идея. Большинство сообщений передаётся в вербальной, т.е. в словесной форме. Однако, сообщение может быть и невербальным (жесты, мимика или графические изображения).

 

 

Источник Сообщение Получатель

Канал

Обратная связь

Рис. 1. Модель ИСКП с обратной связью

 

Сообщение может быть закодировано, т.е. преобразовано в систему знаков, импульсов. В этом случае, для приёма его получателем, оно должно быть декодировано, преобразовано в приемлемую для получателя форму.

3.Канал - это средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю, путь физической передачи сообщения.

Каналы можно разделить на средства массовой коммуникации и межличностные каналы.

Каналы средств массовой коммуникации - это технические средства распространения информации (газеты, журналы, кинофильмы, радио и телевидение, системы корпоративного использования информации (например, Lotus Notes), видеоконференции и совещания), которые позволяют источнику доставить информацию многим получателям.

Межличностные каналы - это такие каналы, которые используются при непосредственном обмене сообщениями между одним источником и одним получателем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.