КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса 1 страница
Классификация звеньев финансовой системы Наличие разных общественных потребностей у субъектов хозяйствования и государства приводит к возникновению разнообразных видов финансовых связей. Отличаясь друг от друга, они одновременно характеризуются и некоторыми общими чертами, позволяющими объединить финансовые отношения в отдельные, относительно обособленные группы. Группировку финансовых отношений можно осуществлять по-разному, но научно обоснованной признается лишь та, которая строится в соответствии с объективными критериями. I. Финансовые отношения в звеньях финансовой системы характеризуются
II. Состав финансовой системы РФ характеризуется такими элементами, структура которых ярко выражает государственное устройство и экономические основы хозяйственной деятельности. Основные формы организации - это общегосударственные финансы и финансы хозяйствующих субъектов,которые в свою очередь включают структурные элементы, характеризующие обособление финансовых ресурсов в соответствии с их специфической сущностью и организационно-правовой основой формирования. Воспроизводственным процессам государства способствуют также финансы домашних хозяйств, которые играют все более заметную роль в финансово- экономической системе России.
Структура финансовой системы РФ по основным формам организации
III. В зависимости о т poли субъекта в общественном производстве вы- деляются три крупные сферы: 1) финансы организаций различных форм собственности; 2) страхование; 3) государственные финансы. Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характерадеятельности субъекта,оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов организаций такие звенья, как: а) финансы организаций, функционирующих на коммерческих началах; б) финансы организации, осуществляющих некоммерческую деятельность; в) финансы общественных организаций. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: а) социальное страхование, б) имущественное и личное страхование, в) страхование ответственности, г) страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов- соответственно, 1. бюджетная система, 2. внебюджетные фонды, 3. государственный кредит. Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему (рисунок 3). Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направлепности могут быть выделены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных организаций и т.д., а в зависимости от формы собственности — 1) финансы государственных организаций, 2) кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования. В сфере страховых отношений, каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъекты федерации, местный).
Рисунок 3 Финансовая система
4. Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы в современной экономической литературе Вопрос о сферах и звеньях системы финансов является также спорным. Наличие общих признаков в сущности всех финансовых отношений не исключает различных форм организации и внешнего их проявления.
В современныхусловияхсуществует две сферы финансов: сфера государственных финансов и сфера хозяйствующих субъектов (организаций) и населения.И если с выделением звеньев первой сферы финансов страны дискуссий нет и быть не может, то вторая сфера часто вызывает возражения, например, в части финансов населения, или финансов домашних хозяйств. Хотя, согласно Европейской системе интегрированных экономических счетов, к домашним хозяйствам относятся не только отдельные семьи, но и тюрьма, дома инвалидов, армия и т.д. Последние заняты производством товаров и нефинансовых рыночных услуг, принципиальными ресурсами которых является выручка от продажи их продукции.
Итак, система финансов любой современной страны с позиции международных стандартов по СНС может быть представлена следующей структурой.
1. (1-я сфера) Государственные (публичные) финансы. 1.1 Бюджетная система (в России кроме трех видов бюджетов включает и бюджеты внебюджетных фондов), 1.2 Государственный кредит. 2. (2-я сфера) Финансы хозяйствующих субъектов и населения. Нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия 2.2 Финансовые учреждения. 2.2.1 Центральные банковские учреждения. 2.2.2 Другие финансовые институты. 2.2.3 Другие кредитные институты. 2.3 Страховые предприятия. 2.4 Частные некоммерческие общественные организации, обслуживающие домашние хозяйства 2.5 Домашние хозяйства
Такая структура системы финансов страны, на наш взгляд, позволяет наиболее полно представить и проследить движение денежных потоков и финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики. Существует еще понятие финансовой системы как инфраструктуры различных финансовых институтов, являющихся субъектами управления финансами.
Лекция № 4 Тема №3 Использование финансов в общественном воспроизводстве 5. Объективные предпосылки и возможности использования финансов в общественном воспроизводстве 6. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса 7. Финансовый рынок, его роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов 8. Использование финансов для регулирования экономики 9. Финансы как инструмент экономического стимулирования 1 Объективные предпосылки и возможности использования финансов в общественном воспроизводстве Финансы - объективная категория. Но в практике они могут сознательно использоваться обществом для воздействия на процессы общественного развития. (Объективные предпосылки целенаправленного использования финансов в общественном воспроизводстве кроются в функциях этой категории. Первая позволяет формировать финансовые ресурсы и целевые денежные фонды в соответствии с потребностями развития общественного производства в целом и отдельных его структурных подразделений. Вторая отражает использование финансовых ресурсов. Реализация объективных предпосылок использования финансов в общественном воспроизводстве зависит от того, в каких конкретных организационно - правовых формах происходит функционирование финансовых отношений. Именно благодаря организационным формам потенциальная возможность активного использования финансов превращается в реальную действительность. В практике важна не сама по себе категория финансов, а конкретные формы проявления финансовых отношений, многообразные виды которых устанавливаются государством.
Благодаря организационным формам становится возможным использовать финансы в качестве экономического рычага, активного инструмента управления экономикой. Этот инструмент несет два начала: с одной стороны, он детерминирован объективно существующими финансовыми отношениями, а с другой - выступает орудием реализации целенаправленной финансовой политики государства. Экономическая природа финансов, их общественное назначение обусловливают и те границы, в которых финансы принимаются в качестве инструмента воздействия на общественное производство. Как экономический инструмент хозяйствования финансы способны количественно и качественно влиять на общественное производство. Количественное влияние характеризуется пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов, качественное - воздействие финансов на материальные интересы участников воспроизводственного процесса через формы организации финансовых отношений. Возможности количественного воздействия на общественное производство определяются объемом мобилизуемых и распределенных финансовых ресурсов. Изменяя размеры финансовых ресурсов, оставляемых в распоряжении субъектов хозяйствования, устанавливая направления наиболее эффективного вложения средств, добиваясь распределения финансовых ресурсов в соответствии с объявленными приоритетами, общество может воздействовать на развитие производства в желаемом направлении. Качественное воздействие финансов зависит от тех возможностей влияния на материальные интересы участников воспроизводственного процесса, которыми обладает та или иная конкретная форма финансовых отношений. При качественном воздействии важна не сама по себе величина финансовых ресурсов, а то, каким образом они формируются, в каких формах и на каких условиях происходит их движение и использование. Качественное воздействие связано с превращением финансов в стимул развития экономики. Такое превращение происходит в том случае, если порядок формирования финансовых ресурсов, условия, принципы и методы образования денежных фондов, направления их использования удается органически увязать с экономическими интересами разных субъектов хозяйствования. До недавнего времени возможности как количественного, так и качественного воздействия финансов на общественное производство использовались недостаточно полно. В условиях административно - командной системы управления хозяйством финансовые ресурсы изымались и перераспределялись в соответствии с государственным планом экономического и социального развития, в заданиях которого не учитывалась эффективность хозяйствования на конкретных предприятиях. Форма финансовых отношений во всех сферах и звеньях финансовой системы не подвергалась принципиальным изменениям в течении многих десятилетий. Так, платежи в бюджет носили в основном фискальный характер, система распределения прибыли и формирование фондов экономического стимулирования почти не влияла на заинтересованность в достижении лучших результатов хозяйствования, бюджетное финансирование культивировало иждивенчество и безответственность в использовании финансовых ресурсов. Возникла задача перестройки всей системы финансовых отношений в экономике. Радикальные преобразования призваны обеспечить переход на такие формы финансовых взаимосвязей, которые отвечают функционированию экономики на принципах социально - ориентированного рыночного хозяйства, способствуют эффективному использованию финансовых ресурсов, создают основу для их роста. Успех в проведении финансовых преобразований во многом будет зависеть от того, удастся ли обеспечить экономический простор воздействию финансов на общественное производство. Потенциально финансы обладают большими возможностями влияния на экономику. Связано это с двумя обстоятельствами. Во-первых, финансы обслуживают воспроизводственный процесс в целом; сфера их влияния не исчерпывается только областью стоимостного распределения, распространяется и на другие стадии воспроизводства. Во - вторых, финансы обладают потенциальным свойством катализатора экономических процессов, вытекающим из распределительной их природы. В рамках использования финансов в общественном воспроизводстве можно выделить три главных направления финансового воздействия на процессы общественного развития:1.финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства; 2. финансовое регулирование экономических и социальных процессов; 3. финансовое стимулирование лучших результатов деятельности. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса - это покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых субъектами хозяйствования и государством. Финансовые ресурсы это денежные средства, формирующихся в распоряжение государства, субъектов федерации, муниципалитета, хозяйствующих субъектов и населения, образуемые в процессе распределения и перераспределения части стоимости внп. Формирование финансовых ресурсов, их рациональное использование имеют огромное значение, поскольку финансовые ресурсы являются важнейшим денежным источником расширения производства. Снижение объема финансовых ресурсов может ограничить возможности целенаправленного воздействия финансов на развитие экономики, решение актуальных экономических и социальных задач. Оно ведет к сокращению масштабов инвестиций в производственную и социальную сферы, уменьшению фонда потребления в составе используемого национального дохода. Нехватка финансовых ресурсов приводит к несбалансированности натурально - вещественной и стоимостной структуры общественного производства, различного рода диспропорциям и «расстыковкам». Объем и структура финансовых ресурсов непосредственно связаны с уровнем развития производства, его эффективностью. Чем крупнее масштабы производства и выше его эффективность, тем больше при прочих равных условиях размеры мобилизуемых и используемых финансовых средств. - В свою очередь величина финансовых ресурсов, инвестируемая в производство, создает предпосылки для его роста и совершенствования. В зависимости от того, куда и в каких объемах направляются финансовые ресурсы, формируются возможности обеспечения производства дополнительными мощностями. А это приводит к повышению технического уровня производства, созданию предпосылок для роста производительности труда в соответствующих отраслях экономики. В формировании финансовых ресурсов участвуют все элементы стоимости валового общественного продукта, но основным источником является национальный доход, причем главным образом та его часть, которая представлена чистым доходом. Именно рост чистого дохода и основной его финансовой формы - прибыли обусловливает высокие или низкие темпы роста финансовых ресурсов. Кроме стоимости валового внутреннего продукта важным источником финансовых ресурсов могут быть доходы от внешнеэкономической деятельности, при условии достаточно эффективной ее организации. Финансовые ресурсы формируются также за счет части национального богатства, вовлекаемой в хозяйственный оборот (переходящие остатки бюджетных средств, обращаемые на покрытие расходов текущего года; резервные фонды страховых организаций; средства от продажи золотого запаса страны; выручка от реализации излишнего имущества и др.). Для формирования финансовых ресурсов могут использоваться заемные и привлеченные средства (кредиты банка; кредиторская задолженность; средства, полученные от выпуска акций и облигаций и др.). Разнообразие финансовых отношений, возникающих в процессе стоимостного распределения, обуславливает наличие разных видов финансовых ресурсов. Основными среди них являются: прибыль, различные вида налогов и сборов, страховые платежи, амортизационные отчисления. Возможности их роста определяется не только общими размерами валового внутреннего продукта, но и его структурой, динамикой составляющих его элементов. Финансовые ресурсы необходимы, прежде всего, субъектам хозяйствования. У них формируются децентрализованные финансовые ресурсы, используемые на затраты по расширению производства (оказанию услуг) и удовлетворению социально - культурных запросов работающих. Образуемые за счет децентрализованных финансовых ресурсов целевые денежные фонды направляются на содержание и приобретение основных и оборотных средств, оплату труда, выплату налогов и сборов, амортизационных отчислений, финансирование научно - технических достижений, проведение природоохранительных мероприятий, обеспечение потребностей социального характера, благотворительные нужды; возврат долгов и выплату процентов по ним, образование резервов и т.п. Осуществление названных затрат за счет использования финансовых ресурсов позволяет обеспечивать денежными средствами воспроизводственный процесс на микроуровне. Потребности общественного производства на макроуровне обеспечиваются за счет централизованных финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, средства которых направляются на развитие экономики, финансирование социально - культурных мероприятий, обеспечение нужд обороны и управления. В последние годы состояние финансовых ресурсов страны характеризовалось не только высокой степенью их централизации, но и острой нехваткой как на макро-, так и микроуровне. В связи с этим необычайную остроту приобрела проблема изыскания реальных резервов роста финансовых ресурсов. Систематически возраставшие потребности предприятий (организаций) и государства требовали все большей их величины, между тем их мобилизация становилась все более проблематичной из - за нараставших кризисных явлений в экономике, низкой эффективности производства, ухудшения финансовых результатов внешнеэкономической деятельности и других причин. Для обеспечения бесперебойного финансирования воспроизводственных затрат большое значение имеют финансовые резервы. Финансовые резервы способны обеспечивать непрерывный кругооборот средств в общественном воспроизводстве даже при возникновении огромных потерь или наступлении непредвиденных событий. Финансовые резервы могут создаваться самими субъектами хозяйствования за счет собственных финансовых ресурсов (самострахования), их управленческими структурами (на основе нормативных отчислений), специализированными страховыми организациями (методом страхования) и государством (резервные фонды в бюджетах разных уровней). Формирование крупных финансовых резервов в руках субъектов хозяйствования малоэффективно с экономической точки зрения. Более целесообразным является формирование резервов бюджетным методом и методом страхования, так как здесь достигается более высокая оборачиваемость резервируемых средств. 3 Финансовый рынок, его роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов Бесперебойное формирование финансовых ресурсов, их наиболее эффективное инвестирование и целенаправленное использование обеспечивается с помощью финансового рынка. Он представляет собой особую форму организации движения денежных средств экономики и функционирует как в виде рынка ценных бумаг, так и рынка ссудных капиталов. Объективной предпосылкой функционирования финансового рынка является несовпадение потребности в финансовых ресурсах у того или иного субъекта с наличием источников удовлетворения этой потребности. Для аккумулирования временно свободных денежных средств и эффективного их использования и предназначен финансовый рынок, функциональное назначение которого состоит в посредничестве движению денежных средств от их владельцев (сберегателей) к пользователям (инвесторам). Сберегателями выступают юридические и физические лица, накапливающие у себя денежные средства. Основными сберегателями в большинстве стран с развитой рыночной экономикой являются частные лица (население), которые осуществляют инвестирование своих сбережений либо непосредственно (индивидуальным образом), либо через пенсионные фонды, страховые организации и другие финансово - кредитные институты аккумулирования индивидуальных сбережений. Пользователи (инвесторы) - это субъекты хозяйствования и органы государственной власти, вкладывающие денежные средства в какое - либо предприятие, дело (расширение производства и оказание услуг, покрытие государственных расходов и т.п.). Аккумуляция временно свободных денежных средств и их инвестирование в затраты осуществляется посредством обращения на финансовом рынке ценных бумаг. Ценной бумагой признается документ, осуществляющий имущественное право владельца бумаги при ее предъявлении. Ценные бумаги должны обязательно содержать предусмотренные законом реквизиты: номинальную цену, срок обращения на рынке, способ погашения, фискальный режим и т.д. Используемые на финансовом рынке ценные бумаги по характеру подразделяются на две группы: долговые и долевые. Долговые ценные бумаги отличаются обычно твердо фиксированной процентной ставкой и обязательством выплатить капитальную сумму долга на определенную дату в будущем. Классическим видом этой ценной бумаги являются облигация. Долевые ценные бумаги представляют непосредственную долю владельца (держателя) в реальной собственности. Примером является акция, удостоверяющая право ее владельца (акционера) на получение части прибыли предприятия в виде дивидендов и на часть имущества, остающегося после ликвидации предприятия. На основе двух названных типов ценных бумаг может быть образовано значительное число производных или так называемых «гибридных» финансовых документов. Наряду с акциями и облигациями к ценным бумагам относятся также казначейские обязательства, векселя, сберегательные сертификаты и другие документы. Они могут быть предъявительскими и именными. Порядок и условия выпуска обращения ценных бумаг определяется законодательством страны. Организации, ответственные за практическое выполнение этих законодательных актов, как правило, подотчетны парламенту страны. Финансовые рынки можно подразделить на первичные, связанные с выпуском новых ценных бумаг, и вторичные, осуществляющие перепродажу ценных бумаг. Возможность перепродажи основана на том, что первоначальный инвестор свободен в своем праве владеть и распоряжаться ценными бумагами и может перепродать их другому инвеститору. Субъектами первичных финансовых рынков наряду со сберегательными и инвесторами являются эмитенты. К ним относятся, с одной стороны, юридические лица, являющиеся субъектами хозяйствования и стремящиеся получить дополнительные финансовые ресурсы для инвестирования их в затраты по расширению производства, обновлению его материально - технической базы, а, с другой - органы государственной власти различного уровня, выпускающие займы для покрытия части государственных расходов. Посреднические функции между эмитентами и инвесторами выполняют специальные торговые конторы - дилерские и брокерские фирмы. Таким образом, состав участников первичных и вторичных финансовых рынков очень широк и разнообразен. В операциях с ценными бумагами участвуют: эмитенты ценных бумаг; сберегатели - индивидуальные вкладчики; население, владеющие титулами собственности на активы разнообразных компаний (предприятий, фирм, корпораций); институциональные инвесторы (пенсионный фонд, заемно-сберегательные фонды, страховые компании и т.д.); различные брокерские и дилерские фирмы. Целью первичных финансовых рынков является привлечение дополнительных финансовых ресурсов, необходимых для инвестирования в производство и другие виды затрат. Если вкладчики оптимистично оценивают будущее эмитента, то они быстро раскупят выпущенные ценные бумаги. Это позволит предприятию мобилизовать дополнительный капитал для различных целей, включая научные исследования и разработки, развитие новых производств и реконструкцию старых и т.д. Вторичные финансовые рынки предназначены не для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, а для перераспределения имеющихся между субъектами хозяйствования в соответствии с потребностями расширенного воспроизводства и другими нуждами общества. Благодаря финансовым рынкам осуществляется перелив капиталов между предприятиями и отраслями, обеспечивается финансирование приоритетных производственных, научно - технических и социальных программ. Первичные и вторичные финансовые рынки тесно взаимосвязаны между собой. Сравнение финансового рынка с методами финансового обеспечения воспроизводственного процесса, характерными для административно - командной системы управления экономикой, позволяет увидеть две важные особенности, выгодно отличающие финансовый рынок. Во-первых, в условиях функционирования финансового рынка требуется гораздо меньше времени для удовлетворения финансовых потребностей субъектов хозяйствования и других пользователей, испытывающих потребность в привлечении дополнительных финансовых ресурсов. И, во - вторых, посредством обращения ценных бумаг обеспечивается высокая степень и качество удовлетворения потребностей предприятий, организаций и других пользователей в финансовых ресурсах. Формирование финансового рынка - очень сложный процесс. Обязательной предпосылкой реального функционирования финансового рынка является многообразие форм собственности, твердая денежная единица, свободные цены и другие компоненты полноценной рыночной экономики. Организационные структуры финансового рынка включают различные финансовые институты (финансово-банковские учреждения, страховые компании и др.), но ключевыми среди них являются фондовые биржи, постоян ное функционирование которых оказывает существенное влияние не только на сферу финансово - кредитных отношений и денежного обращения, но и в целом на экономическое и социальное развитие страны. Несмотря на то, что биржи значительно уступают по объему совершаемых сделок внебиржевому обороту ценных бумаг (на долю бирж приходится примерно 1 /3 всего оборота), они, тем не менее, играют огромную роль в перераспределении финансовых ресурсов и эффективном их использовании. Существуют, три вида бирж: 1.замкнутая биржа, в торгах на которой могут принимать участие лишь члены биржи: 2.биржа со свободным доступом посетителей, сделки на ней осуществляют только маклеры (т.е. посредники);
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1892; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |