Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика звеньев финансовой системы




 

Функционирование всех звеньев финансовой системы подчинено об­щей цели - мобилизации финансовых ресурсов и их дальнейшему распределению, перераспределению. В то же время имеются различия в задачах каждого звена, а также методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, что обуславливает разграничение финансовой системы на отдельные звенья.

Финансовая система РФ состоит из бюджетной системы; внебюд­жетных доходов; фондов страхования; финансов организаций различных форм собственности.

Бюджетная система - центральное звено системы финансов. Через бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства и происходит перераспределение средств межд: а) отраслями хозяй­ства,б) эномическими регионами,в) отдельными социальными группами насе­ления, г) реализуются процессы потребления и накопления.

Все звенья финансовой системы тесно связаны с бюджетом. Так, в до­ходной части бюджета находят отражение все доходы бюджета, включая и доходы по государственному кредиту, доходы от внебюджетных фондов, и доходы от деятельности организаций.

 

Бюджет представляет собой систему денежных отношений, в про­цессе которых образуется и используется централизованный денежный фонд, для финансирования широкого круга общественных потребностей (отраслей хозяйства, специальных нужд, управления, обороны и т.д.).

Бюджетная система РФ претерпела коренные изменения в 1991 году. Государственный бюджет СССР состоял из союзного бюджета, государст­венных бюджетов 15 союзных республик и бюджета государственного соци­ального страхования. В союзном бюджете концентрировалось до 48-50% все­го объема ресурсов государственного бюджета. Соответственно, на бюджеты союзных республик приходилось 52-50%, в том числе около 35% сосредотачивалась в республиканских бюджетах республик и около 15% - в местных бюджетах.

В соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года и рядом других законов и постановлений правительства РФ государственная бюджетная сис­тема России была коренным образом перестроена и в настоящее время она включает три звена:

1. республиканский (федеральный) бюджет РФ;

2. бюджеты национально - государственных и административно - тер­риториальных образований (республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты, окружные бюджеты автономных округов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга);

3. бюджетные муниципальные образований (местные бюджеты).

Все эти бюджеты функционируют автономно.

Таким образом, структура бюджетной системы РФ приближена Iк структуре бюджетных систем западных стран.

Внебюджетные фонды создаются в различных государствах на определенный срок или действуют постоянно.

Задачей создания внебюджетных фондов ставилась «разгрузить» бюд­жет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большим напряжением. Одновременно с социальными были созданы экономические внебюджетные фонды. Обособление этих фон­дов вызвано политическими, социальными и экономическими задачами. В каждом конкретном случае используются самостоятельные методы формирования и использования этих фондов. Именно по этой причине внебюджет­ные социальные и часть экономических фондов выделены в самостоятельное звено финансов.

Специфика внебюджетных фондов- четкое закрепление за ними доходных источников, имеющих строгое целевое использование.

Часть государственных внебюджетных фондов консолидировалась в федеральном бюджете РФ трансформируясь в целевые внебюджетные фон­ды. Это касалось внебюджетных доходов, доходы которых формировались за счет обязательных платежей организаций. В федеральный бюджет на 2013г. включаются средства целевого бюджетного фонда Министерства РФ по атомной энергии. Консолидация не распространяется на государственные це­левые внебюджетные фронды социального назначения: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования.

Государственный кредит представляет собой особую форму денеж­ных отношений между государством, юридическими, физическими лицами. При этом государство выступает, главным образом, в качестве заемщика средств, а также кредитора и гаранта.

По государственному кредиту методы формирования доходов и рас­ходов в значительной степени выходят за пределы бюджета. Внутренние займы, межгосударственные заимствования, казначейские обязательства, го­сударственная вексельная система — все это требует выделения госкредита в самостоятельное звено финансов.

В качестве звена финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджетного фонда и внебюджетных фондов всех уровней. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заём­щика средств. Тем не менее, в последнее время, финансирование из бюджета на условиях возвратности и платности получило широкое развитие в России. Необходимость государственного кредита связана с опережающим темпом роста государственных расходов над возможностями расширения собствен­ной доходной базы, что позволяет обеспечить покрытие запланированных расходов бюджета.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. Сущность страхования заключается в системе перераспредели­тельных отношений, включающих замкнутое распределение ущерба между участниками страховых отношений и возмещение его из специальных целе­вых фондов, сформулированных за счет взносов страхователей, при наступ­лении страховых случаев.

В условиях административно-командной системы действовала госу­дарственная монополия на страховое дело. Страхование осуществлялось Гос­страхом СССР, и страховые органы союзных республик находились в двой­ном подчинении - Правлению Госстраха и Министерству финансов союзной республики. Деятельность страховой системы была подчинена интересам го­сударственного бюджета - средства изымались для покрытия бюджетного дефицита.

С 1991г. наряду с государственными страховыми органами страхование осуществляют акционерные страховые компании, получившие лицензию на проведение страховых операций. Ведущую роль на страховом рынке занима­ет государственная страховая компания Росгосстрах. Работают также акцио­нерные страховые общества, как «АСКО», «Ингосстрах», «Росно», «Макс», «Россия» и др. страховые компании.

 

Финансы организаций — исходное звено системы финансов. Оно явля­ется таковыми в силу того, что финансы этого звена обслуживают про­цесс создания и распределения общественного продукта и национального до­хода.

Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От со­стояния финансов организаций во многом зависит общее финансовое поло­жение страны.

В то же время существенная часть бюджетных (финансовых) средств в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, гарантий го­сударства направляются на финансирование как текущей, там и инвестици­онной деятельностью организаций.

 

В наиболее общем виде финансы организаций представляют собой систему денежных отношений, выражающих формирование и использование децентрализованных денежных фондов в процессе их индивидуального кругооборота.

Звенья финансов как составная часть общей категории должны отве­чать тем же трем признакам, что и финансы. Но каждое из звеньев должно иметь и собственные признаки, отличающие одно звено от другого. Эти от­личительные признаки могут совпадать с признаками других категорий. Но никакая другая экономическая категория не имеет всех трех признаков вме­сте, кроме финансов и ее системы. Так, государственный кредит имеет до­полнительные признаки возвратности и платности, как и банковский кредит. Но, у последнего нет признаков финансов.

 

Отличительной особенностью системы финансов является и обособленная система управления каждым звеном.

Общее управление финансами осуществляют высшие законодательные органы власти: Федеральное Собрание - Парламент Российской Федерации и его две палаты: Го­сударственная Дума и Совет Федерации. Конкретные проработки в области финансового законодательства, рассмотрения и утверждения федерального бюджета осуществления Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам (с теоретических позиций название яв­но неудачное, так как бюджет, налоги - все это относится к финансам). Принимаемые Фе­деральным Собранием законы (утверждение федерального бюджета, налогового законо­дательства, хозяйственное законодательство) создают нормативную основу функциониро­вания всей системы финансов. Для контроля над выполнением финансового законода­тельства со стороны представительных органов власти организован специальный кон­трольный орган - Счетная палата РФ, председатель которой назначается Государственной Думой на шесть лет. Сфера деятельности Счетной палаты - контроль над федеральной собственностью и федеральными финансовыми средствами. Счетная палата независима от Правительства РФ и подотчетна Федеральному Собранию РФ.

Наряду с Федеральным Собранием регламентация деятельности финансовой сис­темы осуществляется непосредственно Президентом - в форме указов, многие из которых имеют важное значение в регулировании финансовых отношений, особенно в сфере нало­гов. Правительство также издает постановления и распоряжения, создающие норматив­ную базу управления финансами. Таким образом, на основе законов, указов Президента и постановлений Правительства реализуется финансовая политика и создается нормативная база финансовой системы. Центральным органом, проводящим финансовую политику и управление финансами, является Министерство финансов РФ. Оно функционирует в со­ответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержден­ным Постановлением Правительства РФ от 06.03.98г. № 273.

Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной вла­сти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой, бюджетной, на­логовой и валютной политики в РФ и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В целях усиления координации деятельности с Министерством по налогам и сборам РФ и Государственным таможенным комите­том РФ их руководители входят в состав коллегии Министерства финансов. Российской Федерации. Право создавать департаменты в центральном аппарате министерства предос­тавлено Министру финансов РФ.

Важнейшими структурными подразделениями министерства финансов РФ являют­ся департаменты:

-налоговой политики;

-межбюджетных отношений;

-оборонного комплекса и правоохранительных органов;

 

- макроэкономической политики и банковской деятельности;

-управления государственным внутренним долгом;

- управления государственным внешним долгом;

-международных финансовых организаций;

-отраслевого финансирования и ряд других.

Министерство по налогам и сборам Российской Федерации и Федеральная служба налоговой полиции осуществляют контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех налогов и обязательных платежей.

Министерство государственного имущества РФ также имеет непосредственное от­ношение к сфере финансов. Оно призвано, эффективного управляя государственным имуществом, обеспечивать значительную часть доходов бюджета. Осуществляя програм­му приватизации, министерство способствует также экономии государственных расходов на дотации неэффективным государственным предприятиям. Кроме того, реализация час­ти национального богатства на открытых аукционах является дополнительным источни­ком поступления средств в бюджет.

Федеральная комиссия по ценным бумагам регулирует финансовый рынок, дея­тельность фондовых бирж и профессиональных участников фондового рынка, способст­вует переливу капитала в более эффективные секторы экономики и тем самым развитию доходной базы бюджета.

Система Центрального банка РФ является важнейшим органом реализации денеж­но-кредитной и финансовой политики. Одновременно она выполняет регулирующие и контролирующие функции по отношению ко всем коммерческим банкам и кредитным ор­ганизациям.

Непосредственное управление финансами в коммерческих и некоммерческих орга­низациях осуществляют финансовые (бухгалтерские) службы этих предприятий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1068; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.