Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поддержание высокой мотивации к обучению




Важной задачей любого преподавателя является формирование у слушателей высокой мотивации к обучению. Мотивация слушателей к обучению, проявляющаяся в степени их заинтересованности в конечных результатах обучения, в отношении к учебе и к самому участию в процессе обучения, может существенно различаться. Важнейшим фактором, влияющим на интерес слушателей к обучению, явля­ется степень востребованности получаемых знаний и навыков в реальной работе. На уверенность слушателей в востребованности полученных знаний, умений и навыков оказывает влияние степень доверия работников, принимающих участие в обучении, к руководству организации, их вера в то, что организация готова по достоинству оценить тот новый уровень профессиональных знаний и навыков, который они будут иметь по завершении обучения.

Среди факторов, влияющих на мотивацию к обучению, можно выделить следующие:

> Интерес слушателей к изучаемой тематике. Способность преподавателя вызвать у слушателей интерес к изучаемому предмету повышает их мотивацию к обучению: интересный, живой, полезный, сточки зрения обучаемых, материал способствует более высокой мотивации к обучению.

> Степень включенности слушателей в процесс обучения. Мотивация обучающихся зависит от степени их включенности в учебный процесс. Эта задача решается тем лучше, чем большую активность слушателей предполагают используемые формы обучения. Активные методы обучения (семинары, деловые игры, тренинги, групповые обсуждения, анализ конкретных ситуаций и т.п.) в высшей степени эффективно решают задачу повышения включенности слушателей в процесс обучения и повышения уровня их заинтересованности в достижении учебных целей. Использование этих методов усиливает включенность слушателей в процесс обучения за счет таких дополнительных факторов, как соревновательность, обращение к личному опыту, работа в группе. Это повышает самоуважение участников, уверенность в себе, дает им ощущение защищенности и поддержки со стороны других членов группы.

> Доброжелательная обстановка во время занятий. Мотивация к обучению повышается, если обучение протекает в доброжелательной обстановке. Доброжелательная обстановка снижает угрозы самоуважению слушателей и поощряет их к активному участию в учебных процедурах.

> Личность преподавателя: симпатия и уровень доверия к преподавателю со стороны слушателей, его авторитет помогают повысить их мотивацию к обучению. Этому способствует высокий профессионализм, владение материалом, умение найти общий язык со слушателями, эмоциональность и увлеченность преподавателя излагаемым материалом, его умение зажечь и воодушевить слушателей.

> Успешность усвоения учебного материала. От успешности усвоения учебного материала или освоения требуемых навыков зависит и мотивация слушателей к обучению. К примеру, школьник, получающий по математике одну двойку за другой, имеет значительно более низкий уровень мотивации к изучению этого предмета, чем отличник. Обучающийся должен иметь возможность оценивать свой успех и сравнивать его с установленными стандартами и успехами, достигнутыми другими обучающимися; успехи слушателей должны быть замечены и одобрены (своевременная обратная связь).

> Возможность применения изучаемого материала или освоенных навыков на практике. Бесполезный, сточки зрения слушателей, материал, никак не связанный с их работой, может вызвать у них скуку и раздражение. Однако следует иметь в виду, что слушатели могут ошибаться относительно практической полезности изучаемого материала, поэтому важной задачей преподавателя является разъяснение и демонстрация того, как именно изучаемый материал может быть использован на прак­тике, в решении каких важных для слушателей проблем он может быть полезен.

> Значимость результатов обучения для слушателей. Чем большее значение имеют результаты обучения для слушателей, тем выше степень их заинтересованности в овладении данными знаниями и навыками. Результатом обучения может быть сохранение занимаемой должности, получение более высокого разряда, повышение в должности, повышение уровня оплаты труда, получение более интересной или перспективной работы и др.

> Условия обучения. Если хорошие условия обучения (температура в аудитории, освещенность и др.) и наличие современной материально-технической базы (средства оргтехники, проекционная аппаратура, современные станки и оборудование и др.) повышают мотивацию слушателей к овладению предлагаемыми учебной программой знаниями и навыками, то плохие условия (теснота, духота или холод, действие отвлекающих факторов), напротив, отбивают у них всякое желание учиться.

> Цели и задачи, которые ставятся перед слушателями в ходе обучения, должны быть четкими и достижимыми. Процесс обучения имеет дело как с внутренними, так и с внешними стимулами. Например, возможность выполнения новой, более сложной или более ответственной задачи может сама по себе приносить удовлетворение обучающемуся, повышая уровень его самоуважения и мотивируя к обучению. С другой стороны, у него может быть и внешняя мотивация к обучению, если прохож­дение обучения, получение тех или иных знаний или навыков обещает ему, например, повышение в должности или работу в лучших условиях.

Повышение у слушателей уровня мотивации к обучению является важной задачей, которую преподавателям приходится решать уже в ходе учебы. Чтобы сгладить различия в уровне мотивации к обучению, следует еще до начала обучения стимулировать стремление работников к получению новых знаний и к развитию профессиональных навыков.

Как показывает опыт, наиболее успешно справиться с задачей повышения мотивации к обучению позволяет широкое использование в рамках учебной программы активных методов обучения - деловых игр, ситуационного и ролевого моделирования, групповых дискуссий и др. Активные методы обучения не только создают благоприятную эмоциональную обстановку, в которой проходят занятия, повышают личную включенность участников в процесс обучения, способствуя эффективному усвоению изучаемого материала.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1914; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.