Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перенос приобретенных знаний и навыков в рабочие условия




Ключевым вопросом при подготовке любой программы обучения и при использовании любого метода обучения является вопрос о том, смогут ли обучающиеся использовать приобретенные знания и навыки в работе. Если знания и навыки, полученные в одной ситуации, можно успешно использовать и в другой ситуации (при выполнении другой работы), то говорят, что имеет место позитивный перенос. Возможен также негативный и нейтральный перенос. Нейтральный перенос имеет место тогда, когда то, что было изучено и освоено в одной ситуации, не применимо в другой ситуации. При негативном переносе освоенное поведение, навыки или изученный материал оказывают отрицательное воздействие на результаты деятельности в другой ситуации. Например, велосипедист может пытаться затормозить велосипед с ручным тормозом, поворачивая педали против хода, потому что так он тормозил раньше на велосипеде, на котором в свое время учился ездить.

Создание условий для позитивного переноса - это один из наиболее важных аспектов при подготовке и проведении любого обучения. Для лучшего переноса знаний и навыков, освоенных обучающимися в процессе обучения, на рабочие ситуации следует обеспечить следующие условия:

> Сходство между содержанием обучения и содержанием профессиональной деятельности, что позволяет уже в ходе занятий теснее увязывать изучаемый материал с опытом, установками и ценностями слушателей.

Избыточность обучения, то есть знания и навыки, освоенные в ходе обучения, несколько шире того, что потребуется в реальной рабочей ситуации. Избыточное обучение или избыточное освоение новых знаний и навыков необходимо, если знания являются очень важными, но применяются редко. Например, человек, обучающийся навыкам закрытого массажа сердца при остановке сердца, должен осваивать эти навыки избыточно, с запасом. Шансы столкнуться в реальной жизни с сердечным приступом довольно низки, но если такая ситуация возникает, то для спасения человека использование верных процедур и приемов реанимации имеет жизненно важное значение. Другая ситуация, в которой избыточное обучение оказывается полезным, - это переобучение или обучение новым навыкам, которые будут использоваться в хорошо освоенной деятельности. Например, обучение вождению в стране с левосторонним движением после длительного опыта вождения в стране с правосторонним движением, когда в стрессовой ситуации или в ситуации опасности водитель может среагировать привычным образом, по-старому, что сделает ситуацию еще более опасной или вызовет аварию. Избыточное обучение помогает избежать таких проблем.

Разнообразие знаний и навыков, полученных в результате обучения, повышает вероятность их использования даже при изменении рабочих условий.

Выделение ключевых элементов учебного материала или осваиваемого поведения, четкая расстановка приоритетов помогают слушателям принимать верные решения в процессе практического использования полученных знаний и на­выков.

Акцент на изучении общих принципов позволяет не только понять, как решается та или иная задача, но и дает возможность ответить на вопросы «зачем?», «с какой целью?».

Обеспечение обратной связи о результатах освоения учебного материала повышает уверенность слушателей в своих силах и усиливает их мотивацию к использованию новых знаний и навыков на практике.

> Подкрепление позитивного переноса нового материала и нового поведения в рабочую ситуацию - это, с одной стороны, демонстрация в ходе обучения выгод и преимуществ, которые дает использование на практике новых знаний и навыков, а с другой стороны - это создание после завершения учебы на рабочем месте условий, способствующих максимально полному использованию результатов обучения. Новые знания или навыки, полученные в результате прохождения курса обучения, должны быть каким-то образом «укоренены» в рабочей ситуации. Но часто бывает так, что новый опыт не востребован организацией, и новые знания, установки и навыки в таких условиях быстро утрачиваются. Все новое должно подкрепляться - иначе оно быстро забывается. Мало создать такие условия, которые не будут мешать использовать новые подходы к работе. Недостаточно также дать работникам, вернувшимся на свои рабочие места после прохождения курса обучения, право, полномочия, разрешение на их применение. Необходимо создать такие условия, которые будут стимулировать к использованию новых знаний и навыков или поставят работников перед необходимостью их использования.

Надо отдавать себе отчет, что обеспечение высокого уровня востребованности результатов обучения - это сложная задача, требующая ломки старых стереотипов работы руководителей и, возможно, перестройки всей системы управления. Но если этого не делать, то новые умения, новые установки, новые навыки, приобретенные в результате обучения, через некоторое время утратятся за неупотреблением, за ненадобностью, и старое состояние устойчивого равновесия с необходимостью восстановится, как, покачавшись, возвращается в исходное положение маятник, как бы сильно его ни раскачали.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.