Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учет индивидуальных характеристик обучающихся




Четкая постановка задач обучения

Успех обучения находится в прямой зависимости от степени адекватности учебных целей внешним и внутренним условиям функционирования организации и от четкости их постановки. Без четкой постановки целей обучения можно ошибиться как при определении содержания учебной программы, так и при выборе методов обучения.

Во многих организациях работникам сообщают о том, что им предстоит участие в учебе, не конкретизируя целей этого обучения. В результате многие работники начинают обучение, имея низкий уровень мотивации, не понимая толком, что им может дать это обучение, зачем вообще они оказались в этой аудитории, скептически оценивая практическую значимость обучения. В результате преподавателям на первом этапе обучения приходится прикладывать значитель­ные усилия для преодоления внутреннего сопротивления со стороны обучающихся и тратить дополнительное время на то, чтобы обучаемые уяснили, зачем же все-таки их послали учиться.

Критерии, на основании которых определяется эффективность проведенного обучения, всегда определяются на основе того, насколько данное обучение способствует решению целей и задач, стоящих перед организацией и слушателями. Это может быть передача обучающимся необходимых знаний, развитие у них тех или иных рабочих навыков, повышение уровня их рабочих показателей, донесе­ние информации о работе организации и ее целях, и т.п. К сожалению, иногда приходится сталкиваться с ситуациями, когда программы обучения, которые предлагаются некоторыми учебными заведе­ниями, никак не соотносятся с организационными целями. Так, руководитель отдела обучения одного сибирского завода жаловалась, что в программу «Информационные технологии», по которой группа их сотрудников проходила обучение в московском центре, предлагающем обучение для предприятий, было включено изучение астрологии и хиромантии. «Может быть, это и интересно, но зачем это нашему заводу?!»-возмущалась она.

При подготовке учебных программ следует учитывать не только цели и задачи, стоящие перед организацией при проведении обучения, но и более широкий набор факторов, влияющих на содержание обучения, на выбор форм его проведения. Среди этих факторов особое значение имеют индивидуальные характеристики обучающихся. Среди индивидуальных характеристик наиболее важными являются следующие:

> возраст и пол слушателей;

> уровень способностей;

> установки в отношении обучения;

> личные и деловые качества.

Возраст и пол слушателей. Возраст и пол слушателей, безусловно, должны учитываться как при подготовке учебной программы, так и при проведении обучения. Так, вопросы планиро­вания карьеры по-разному оцениваются слушателями в возрасте до 25 лет и теми, кто уже перешагнул рубеж 50 лет. В группе, состоящей преимущественно из женщин, объясняя материал, уместнее приводить аналогии из семейной жизни и воспитания детей, в то время как мужчинам ближе примеры из области тех­ники или спорта.

Уровень способностей. Специалисты, занимающиеся обучением, считают, что основой эффективного обучения работника является правильная оценка его способностей. Невозможно обучать людей, которые не имеют ни способностей, ни желания учиться. Кроме этого, обучающиеся могут существенно различаться по уровню развития у них способностей, необходимых для успешной профессиональной деятельности в определенной области. Взвешенная и обоснованная программа обучения должна учитывать сам факт наличия таких различий. Требования, устанавливаемые преподавателем или организацией, проводящей обучение, должны быть достаточно гибкими, чтобы сглаживать различия между обучающимися. При этом программы обычно ориентируют на средний, а не на самый низкий или самый высокий уровень развития способностей.

Установки в отношении обучения. При комплектовании учебных групп следует также оценивать и учитывать установки слушателей. Установки - это тот настрой, те ожидания, которые отличают слушателей и которые в значительной степени влияют и на мотивацию к обучению, и, как результат, на конечный успех обучения.

Личные и деловые качества. Личные и деловые качества слушателей учитывать при подготовке и проведении занятий труднее всего. Часто слушатели раскрываются полностью лишь к концу учебной программы. Однако для преподавателя крайне важно понимать, как могут быть связаны трудности, возникающие в ходе занятий, с личностными особенностями и деловыми качествами учащихся. Решение этой задачи существенно облегчается, если пре­подаватель обладает необходимыми знаниями в области социаль­ной психологии.

Особого внимания требуют следующие три типа слушателей:

> негативисты;

> лидеры;

> неуверенные в себе слушатели.

Негативисты. Достаточно часто в составе учебной группы встречаются слушатели, изначально настроенные критически в отношении обучения или в отношении преподавателя. Это мо­жет проявляться в противодействии преподавателю, в склонно­сти вести посторонние разговоры с другими обучающимися и в стремлении доказать другим членам группы, что обучение (тема, используемые методы и др.) неэффективно, ненужно или не имеет особенной пользы. Интересно, что если в ходе обучения препо­давателю удается изменить негативный настрой этой категории слушателей на позитивный, то именно от них в последующем уда­ется добиться особенно высокого уровня поддержки и сотрудничества.

Лидеры. Это наиболее авторитетные и активные члены группы. Они первыми стремятся высказать свои суждения и оценки по изучаемым вопросам. Мнение этой категории слушателей особен­но важно для других членов учебной группы, поэтому преподавателю уже с самого начала обучения следует установить с этими слу­шателями эмоциональный контакт и добиться хорошего взаимопонимания.

Неуверенные в себе слушатели. Это слушатели, которые отличаются высоким уровнем тревоги и низкой самооценкой. Они стараются не участвовать в ролевых играх или в групповых обсуждениях, избегают высказывать свое мнение по обсуждаемым воп­росам, так как боятся «сказать какую-нибудь глупость», «сесть в лужу» или проявить себя с худшей стороны, что, по их мнению, сразу же будет замечено всеми членами учебной группы. Преподавателю приходится тратить довольно значительные усилия на то, чтобы своевременно давать таким слушателям необходимую поддержку и по возможности исключать ситуации, способные негативно повлиять на их уверенность в себе. Но для преподавателя нет лучшей награды, когда активность и самостоятельность проявляют именно эти слушатели, когда они включаются в деловые, ролевые игры или в групповые обсуждения, превозмогая свою робость и нерешительность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.