Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности обучения руководителей




Европейская модель

Европейская модель подчеркивает приоритет постоянного, непрерывного (всю жизнь) обучения в отличие от американцев, которые опираются на единичное обучающее воздействие. Европейцы рассматривают послевузовское обучение как основную, а не второстепенную деятельность. Отсюда поощряется повышение квалификации и передача опыта, вечернее обучение, программы модульного обучения, подготовка проектов и обучение конкретным навыкам.

Основной упор делается на развитие навыков:

· лидерства;

· межличностной коммуникации;

· стратегического мышления;

· способности управлять изменениями.

А не на академические дисциплины. Содержание обучения все более тесно увязывается с потребностями и целями конкретных организаций. Обучение направлено как на развитие отдельных работников, так и на развитие управленческой команды.

Цели и содержание обучения руководителей

Специфика обучения руководителей определяется структурой и содержанием их профессиональной деятельности. Среди важнейших целей, которые призвано преследовать обучение руководителей, можно выделить следующие:

1. Дать руководителям знания, необходимые для успешного реше­ния стоящих перед ними задач (экономика, финансы, маркетинг, управление людьми и др.).

2. Обучение навыкам и умениям, необходимым для эффективного руководства (работа в группе, разрешение конфликтов, принятие решений и др.).

3. Развитие у руководителей установок, способствующих успешному достижению целей организации (настрой на более полное использование потенциала работников; поддержка инноваций).

4. Помочь руководителям лучше понять и систематизировать уже имеющийся опыт. Ревизия уже имеющегося опыта, выделение в нем «работающих» и «вредных» элементов, достижение нового уровня понимания рабочих задач.

5. Дать возможность творчески переосмыслить свою повседневную работу и стимулировать потребность в ее улучшении. Достижение этих целей требует максимально полного учета тех особенностей, с которыми связано обучение руководителей.

Обучение руководителей должно учитывать три важнейших характеристики этой категории слушателей:

> Рассматривая проблему обучения руководителей, в первую очередь необходимо учитывать, что речь идет об обучении взрослых людей, которые уже получили образование (как правило, техническое или экономическое) и которые имеют большой опыт работы, в том числе в руководящей должности.

> Это лидеры, то есть люди, имеющие высокий уровень ответственности, склонные к принятию самостоятельных решений.

> Это практики. В этой связи их отличает ориентация на конкретные результаты, а не на общие принципы, теории»и т.п. На сегодня уже сложились основные принципы, позволяющие добиться высокой эффективности при обучении руководителей.

Среди них основными являются следующие:

1. Активность. Минимизация использования в ходе обучения лекционной подачи материала и максимально широкое использование методов активного обучения, требующих высокой степени активности и личной включенности обучающихся в учебный процесс (анализ практических ситуаций, деловые игры, тренинговые упражнения).

2. Ориентация на практическое использование полученных знаний, тесная связь содержания занятий с каждодневной управленческой практикой. Этой цели служат групповые обсуждения и задания, которые руководители в ходе обучения прорабатывают в малых группах.

3. Командная работа. Основная задача руководителя состоит в организации работы других людей, поэтому овладение навыками командной работы имеет особое значение для руководителей и лиц, состоящих в резерве на руководящие должности.

4. Проектная работа, выполняемая обучающимися в составе проектной группы в 4 - 6 человек, как форма закрепления полученных знаний и навыков командной работы. Группа получает определенную проблему, выявленную на основании проведенного анализа, которую слушатели должны проработать и дать предложения по ее решению.

Проектная работа входит в число основных принципов обучения руководителей, так как:

> Проектная работа решает одну из важнейших задач обучения - применения приобретенных знаний и навыков на практике.

> Проектная форма работы дает отличную возможность оценить эффективность проведенного обучения. По сути дела, это наиболее простой и, пожалуй, самый «показательный» метод оценки того, чему научились за период обучения слушатели.

Конечно, есть и другие способы оценить эффективность проведенного обучения.

Можно спросить мнение слушателей. Но даже если слушателям и понравилась программа и даже если они считают ее полезной, где гарантия того, что обучение может принести какую-то реальную пользу для организации? Не всегда интересное оказывается полезным, и не всегда то, что кажется полезным, используется на практике.

Можно устроить слушателям экзамен или зачет. Но и тут опять перед нами встает та же проблема: а смогут ли и будут ли слушатели использовать на практике то, что после курса обучения им кажется понятным и полезным?

Наш опыт показывает, что проектная работа дает очень хорошую возможность подготовить слушателей к применению полученных знаний и навыков на практике. При подготовке и защите проектных работ закрепляются следующие навыки, важные для работы руководителя:

• навыки командной работы (в том числе умение слушать и убеждать);

• навыки анализа проблем и подготовки решений;

• умение эффективно (и эффектно!) доложить результаты проделанной работы.

> Решение актуальных проблем предприятия. Хотя подготовка и защита проекта и является учебным заданием, тем не менее эту задачу слушатели решают не «понарошку», а вполне серьезно. В качестве тем проектных работ слушателям предлагаются наиболее острые и актуальные проблемы предприятия, и одним из требований при подготовке проекта является максимальная конкретность, отсутствие общих слов, нацеленность на реальные действия и конкретные предложения.

Среди тем проектных работ слушатели чаще других выбирают следующие:

• формирование стратегии развития предприятия;

• развитие системы маркетинга;

• совершенствование орг. структуры;

• повышение эффективности использования человеческих ресурсов предприятия и др.

Пример из практики компаний-лидеров




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.