Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные сферы потребительского рынка




 

Как отмечалось выше, основными сферами потребительского рынка на территории муниципального образования являются торговля, общественное питание и бытовое обслуживание населения. Муниципальное регулирование каждой из них имеет свою специфику.

Социально-экономическими предпосылками развития сети торговли являются ориентация на рыночные отношения и прогнозируемый рост благосостояния населения, следствие которого - повышение платежеспособного спроса. Торговые предприятия классифицируются по различным группам (рис. 4.6.1).

 

┌───────────────────────────────────────────┐

┌───┤Торговая сеть (кроме общественного питания)├──┐

│ └────────────────────┬──────────────────────┘ │

┌─────────┴───────────┐ ┌─────────┴───────────┐ ┌──────────┴──────────┐

│ Стационарная сеть │ │ Рынки │ │ Мелкорозничная сеть │

└───┬───────────┬─────┘ └────┬─────┬──────┬───┘ └───┬──────────────┬──┘

┌───┴─────┐ ┌───┴─────┐ ┌────┴──┐ │ ┌───┴───┐ ┌───┴──────┐┌──────┴──┐

│Непродо- │ │ Продо- │ │Специа-│ │ │Продо- │ │Павильоны,││Машины, │

│вольстве-│ │вольстве-│ │лизиро-│ │ │вольст-│ │ палатки, ││тележки, │

│ ная │ │ ная │ │ванные │ │ │венные │ │ киоски ││ лотки, │

└─────────┘ └───┬─────┘ └───────┘ │ └───────┘ │ ││корзины │

│ ┌────┴──────┐ └──────────┘└─────────┘

┌─────┴───────┐ │ Вещевые │

│ │ └───────────┘

┌─────────┴──────┐ ┌────┴─────┐

│Оптовая торговля│ │ Магазины │

└────────────────┘ └──────────┘

 

Рис. 4.6.1. Структура торговой сети

 

Общественное питание в 90-е годы прошлого века утратило свою популярность. Это видно по сокращению доли отрасли в расходах населения, числа предприятий и мест в них в расчете на 1000 жителей, числа занятых работников и другим показателям. Особенно это касается предприятий общественного питания, обслуживающих массовые слои населения по месту работы и учебы.

Основная задача общественного питания в городах и сельских поселениях на ближайшие годы - восстановление его места в организации питания населения. Для решения этой задачи необходимо, во-первых, полнее, интенсивнее использовать мощности имеющихся предприятий, во-вторых, существенно увеличить число самих предприятий, повысить плотность сети, равномернее распределять предприятия по территории муниципального образования, сделать их доступными для всех жителей. В ближайшие годы необходимо направить основные усилия на создание условий для более интенсивного использования имеющейся сети, особенно предприятий закрытого типа и малозагруженных предприятий открытого типа (рестораны в низкоразрядных гостиницах, отдельные кафе, столовые и т.п.).

Особое внимание должно уделяться организации рабочего, школьного, студенческого питания, питания в сфере туризма (в том числе международного), а также на обеспечение общественным питанием малообеспеченных слоев населения, развитие сети предприятий питания в местах отдыха и проведения досуга, в том числе во время спортивных мероприятий, массовых гуляний и т.д.

Типы предприятий общественного питания представлены на рис. 4.6.2.

 

┌──────────────────────┐

│ Общественное питание │

└───────────┬──────────┘

для граждан с высокими доходами

┌───────────────────┬─────┼────────────┬────────────────┐

┌──────────┴──────────────┐ ┌──┴───┐ │ ┌─────┴─────┐ ┌─────┴────┐

│Рестораны высокого класса│ │ Бары │ │ │ Казино │ │ Клубы │

└─────────────────────────┘ └──────┘ │ └───────────┘ └──────────┘

сеть массового│обслуживания

┌───────┬────────┬──────────────┴─────────────┬───────────────┐

┌────┴────┐ │ ┌───┴┐ ┌──────────┴─────┐ ┌───┴────┐

│Рестораны│ │ │Кафе│ │ Предприятия │ │Столовые│

│ │ │ │ │ │быстрого питания│ │ │

└─────────┘ │ └────┘ └───────┬────────┘ └────────┘

┌────────┼─────┬───────────┬────────────────┼────────────────┐

▼ │ ▼ ▼ ▼ ▼

┌────────┐ │ ┌────────┐┌───────────┐┌──────────────┐┌─────────────────┐

│Рюмочные│ │ │Кофейни,││Макдональдс││Русское бистро││Закусочные разных│

│ │ │ │чайные ││ ││ ││ типов │

└────────┘ │ └────────┘└───────────┘└──────────────┘└─────────────────┘

│ ведомственные предприятия

┌────┴────────────────┬─────────────────────────────┐

│ │ │

┌───────┴──────────┐ ┌────────┴──────────┐ ┌────────────────┴───────────┐

│Рабочие: столовые,│ │ Школьные: буфеты, │ │ Институтские: буфеты, кафе,│

│ буфеты │ │ столовые │ │ бары, столовые │

└──────────────────┘ └───────────────────┘ └────────────────────────────┘

 

Рис. 4.6.2. Типы предприятий общественного питания

 

Бытовое обслуживание населения включает различные предприятия, способные предоставлять около 700 различных видов бытовых услуг. Сфера бытового обслуживания населения зависит от особенностей регионов и ценовой доступности услуг. Обеспеченность предприятиями бытового обслуживания в целом по России составляет около 20%, однако, по данным социологического исследования, спрос населения на бытовые услуги удовлетворяется на 70-80%. Такое распределение обусловлено тем, что более 1/3 населения не имеет экономической возможности пользоваться бытовыми услугами. Главным препятствием для потребителей являются высокие цены, которые устанавливают предприятия бытового обслуживания, несоответствие объема и качества выполняемых работ и несвоевременность выполнения работ.

Перечень основных видов бытовых услуг приводится на рис. 4.6.3.

 

┌────────────────┐

│ Бытовые услуги │

└───────┬────────┘

┌───────────────┴─────────────────┐

┌─────────────────┐ │ ┌─────────────────────────────┐ │ ┌───────────────┐

│ Парикмахерские ├─┼─┤Ремонт и пошив одежды и обуви├─┼─┤ Ремонт часов │

└─────────────────┘ │ └─────────────────────────────┘ │ └───────────────┘

┌─────────────────┐ │ ┌─────────────────────────────┐ │ ┌───────────────┐

│ Ремонт квартир ├─┼─┤ Химчистка ├─┼─┤ Фотография │

└─────────────────┘ │ └─────────────────────────────┘ │ └───────────────┘

┌─────────────────┐ │ ┌─────────────────────────────┐ │ ┌───────────────┐

│Услуги бань, саун│ │ │ Стирка и глажение белья │ │ │ Ремонт бытовой│

│ ├─┼─┤ ├─┼─┤ техники │

└─────────────────┘ │ └─────────────────────────────┘ │ └───────────────┘

┌─────────────────┐ │ ┌─────────────────────────────┐ │ ┌───────────────┐

│Ритуальные услуги│ │ │ Оздоровительные услуги │ │ │ Ремонт телера-│

│ ├─┼─┤ ├─┼─┤ диоаппаратуры│

└─────────────────┘ │ └─────────────────────────────┘ │ └───────────────┘

┌─────────────────┐ │ ┌─────────────────────────────┐ │ ┌───────────────┐

│ Ремонт │ │ │ Ремонт мебели │ │ │ Услуги │

│ металлоизделий ├─┴─┤ ├─┴─┤ автосервиса │

└─────────────────┘ └─────────────────────────────┘ └───────────────┘

 

Рис. 4.6.3. Основные виды бытовых услуг

 

Основная задача органов местного самоуправления в сфере бытового обслуживания населения - содействие созданию в каждом поселении (в отдельных случаях - в муниципальном районе) предприятий по оказанию социально значимых услуг повседневного спроса на нормативном уровне: ремонт одежды, обуви, мебели, бытовой техники, ремонт и изготовление металлоизделий, приемные пункты химчистки и прачечные, парикмахерские, услуги бань, саун, оздоровительных центров, фотографии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.