Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи и механизмы муниципального регулирования потребительского рынка




 

Основные задачи муниципального регулирования потребительского рынка:

обеспечение наполнения рынка товарами и удовлетворения спроса населения на товары и услуги;

защита интересов низкодоходных групп населения;

обеспечение добросовестной конкуренции, недопущение монополизации рынка;

защита прав потребителей.

Решение этих задач возможно путем использования административных, правовых и экономических мер регулирующего воздействия на субъекты рынка.

Поскольку потребительский рынок в настоящее время почти полностью находится в руках частного сектора, муниципальная власть не может устанавливать ни объемы поставок, ни привязку потребителей к поставщикам, ни цены на важнейшие продовольственные и непродовольственные товары. Но она может использовать формы и методы косвенного финансово-экономического регулирования, а также меры административного воздействия на основе муниципальных нормативно-правовых актов.

Возможные механизмы муниципального регулирования потребительского рынка показаны на рис. 4.6.4.

 

┌────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐

│Установление налоговых льгот│ │ Выделение земельных участков для │

│ и льготные кредиты ├───┐ │ размещения объектов, сдача │

└────────────────────────────┘ │ │ помещений в аренду │

┌────────────────────────┐ │ └──┬───────────────────────────────┘

│ Выдача гарантий ├─────┐ │ │ ┌──────────────────────────┐

│ по займам │ │ │ │ │ Снижение для жизненно │

└────────────────────────┘ │ │ │ │ важных предприятий │

┌────────────────────────┐ │ │ │ │ тарифов на коммунальные │

│ Выдача муниципального ├──┐ │ │ │┌───┤ услуги │

│ заказа │ │ │ │ ││ └──────────────────────────┘

└────────────────────────┘ ┌┴──┴─┴──────┴┴┐ ┌──────────────────────────┐

┌────────────────────────┐ │ Механизмы ├──┤ Изменение ставок │

│ Установление │ └┬───┬─────┬───┘ │ арендной платы │

│ обязательного ├──┘ │ │ └──────────────────────────┘

│ (минимального) │ │ │ ┌──────────────────────────┐

│ ассортимента социально │ │ │ │Административный контроль │

│ значимых товаров │ │ └──────┤ за соблюдением прав │

└────────────────────────┘ │ │ потребителей, правил │

┌──────────────────────────┐ │ │ торговли, санитарии, │

│ Страхование коммерческих │ │ │охраны окружающей среды │

│ рисков ├────┘ └──────────────────────────┘

└──────────────────────────┘

 

Рис. 4.6.4. Механизмы муниципального регулирования потребительского рынка

 

Наряду с этим муниципальные органы управления могут воздействовать на частные и акционерные предприятия путем предоставления им информации, аналитических и маркетинговых данных о развитии потребительского рынка, разработки рекомендаций, прогнозов развития и балансов рынка.

Важным и эффективным рычагом муниципального воздействия на потребительский рынок являются механизмы приватизации и регулирования процессов, связанных со сменой форм собственности.

Муниципальные органы имеют возможность:

не допускать, используя юридические и экономические методы, изменения профиля социально значимых приватизированных предприятий потребительского рынка;

оперативно корректировать льготы и преимущества, предоставляемые трудовым коллективам в ходе приватизации, чтобы обеспечивать эффективное развитие предприятия;

постоянно контролировать деятельность приватизированных предприятий, соблюдение ими условий договоров купли-продажи муниципального имущества.

Для социально значимых предприятий, обеспечивающих решение вопросов местного значения, возможен отказ от приватизации и сохранение в муниципальной собственности используемых ими нежилых помещений. Такая мера представляет собой один из основных рычагов муниципального регулирования потребительского рынка.

Определенную часть предприятий потребительского рынка составляют организации с муниципальным участием. Основной задачей регулирования их деятельности является максимально прибыльное использование принадлежащих муниципалитету паев и акций.

Важную роль в контроле над муниципальным потребительским рынком должны играть объединения граждан - союзы потребителей, товаропроизводителей и предпринимателей, общества защиты прав потребителей. Органы местного самоуправления должны наладить взаимодействие с этими объединениями, оказывать содействие в их работе, использовать формы общественного контроля над потребительским рынком. В соответствии с Федеральным законом "О защите прав потребителей" (с последующими изменениями) органы местного самоуправления в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования вправе:

рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты их прав;

обращаться в суды в защиту прав потребителей;

при выявлении по жалобе потребителя товаров (услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль качества и безопасности товаров (услуг).

В таблице 4.6.1 приведены в обобщенном виде формы и методы воздействия на потребительский рынок различных муниципальных и общественных структур.

Таким образом, муниципалитеты, опираясь на поддержку общественности, получают определенные рычаги влияния на потребительский рынок и должны активно пользоваться ими в интересах населения. Кроме того, муниципальные предприятия и учреждения закупают (в том числе за счет бюджетных средств) на потребительском рынке продукты питания для детских учреждений, больниц, учреждений социального назначения и т.п., медикаменты, топливо, транспортные средства, материально-технические ресурсы для содержания и ремонта муниципального жилищного и нежилого фонда и т.п.

 

Таблица 4.6.1

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.