КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Задачи и механизмы муниципального регулирования потребительского рынка
Основные задачи муниципального регулирования потребительского рынка: обеспечение наполнения рынка товарами и удовлетворения спроса населения на товары и услуги; защита интересов низкодоходных групп населения; обеспечение добросовестной конкуренции, недопущение монополизации рынка; защита прав потребителей. Решение этих задач возможно путем использования административных, правовых и экономических мер регулирующего воздействия на субъекты рынка. Поскольку потребительский рынок в настоящее время почти полностью находится в руках частного сектора, муниципальная власть не может устанавливать ни объемы поставок, ни привязку потребителей к поставщикам, ни цены на важнейшие продовольственные и непродовольственные товары. Но она может использовать формы и методы косвенного финансово-экономического регулирования, а также меры административного воздействия на основе муниципальных нормативно-правовых актов. Возможные механизмы муниципального регулирования потребительского рынка показаны на рис. 4.6.4.
┌────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐ │Установление налоговых льгот│ │ Выделение земельных участков для │ │ и льготные кредиты ├───┐ │ размещения объектов, сдача │ └────────────────────────────┘ │ │ помещений в аренду │ ┌────────────────────────┐ │ └──┬───────────────────────────────┘ │ Выдача гарантий ├─────┐ │ │ ┌──────────────────────────┐ │ по займам │ │ │ │ │ Снижение для жизненно │ └────────────────────────┘ │ │ │ │ важных предприятий │ ┌────────────────────────┐ │ │ │ │ тарифов на коммунальные │ │ Выдача муниципального ├──┐ │ │ │┌───┤ услуги │ │ заказа │ │ │ │ ││ └──────────────────────────┘ └────────────────────────┘ ┌┴──┴─┴──────┴┴┐ ┌──────────────────────────┐ ┌────────────────────────┐ │ Механизмы ├──┤ Изменение ставок │ │ Установление │ └┬───┬─────┬───┘ │ арендной платы │ │ обязательного ├──┘ │ │ └──────────────────────────┘ │ (минимального) │ │ │ ┌──────────────────────────┐ │ ассортимента социально │ │ │ │Административный контроль │ │ значимых товаров │ │ └──────┤ за соблюдением прав │ └────────────────────────┘ │ │ потребителей, правил │ ┌──────────────────────────┐ │ │ торговли, санитарии, │ │ Страхование коммерческих │ │ │охраны окружающей среды │ │ рисков ├────┘ └──────────────────────────┘ └──────────────────────────┘
Рис. 4.6.4. Механизмы муниципального регулирования потребительского рынка
Наряду с этим муниципальные органы управления могут воздействовать на частные и акционерные предприятия путем предоставления им информации, аналитических и маркетинговых данных о развитии потребительского рынка, разработки рекомендаций, прогнозов развития и балансов рынка. Важным и эффективным рычагом муниципального воздействия на потребительский рынок являются механизмы приватизации и регулирования процессов, связанных со сменой форм собственности. Муниципальные органы имеют возможность: не допускать, используя юридические и экономические методы, изменения профиля социально значимых приватизированных предприятий потребительского рынка; оперативно корректировать льготы и преимущества, предоставляемые трудовым коллективам в ходе приватизации, чтобы обеспечивать эффективное развитие предприятия; постоянно контролировать деятельность приватизированных предприятий, соблюдение ими условий договоров купли-продажи муниципального имущества. Для социально значимых предприятий, обеспечивающих решение вопросов местного значения, возможен отказ от приватизации и сохранение в муниципальной собственности используемых ими нежилых помещений. Такая мера представляет собой один из основных рычагов муниципального регулирования потребительского рынка. Определенную часть предприятий потребительского рынка составляют организации с муниципальным участием. Основной задачей регулирования их деятельности является максимально прибыльное использование принадлежащих муниципалитету паев и акций. Важную роль в контроле над муниципальным потребительским рынком должны играть объединения граждан - союзы потребителей, товаропроизводителей и предпринимателей, общества защиты прав потребителей. Органы местного самоуправления должны наладить взаимодействие с этими объединениями, оказывать содействие в их работе, использовать формы общественного контроля над потребительским рынком. В соответствии с Федеральным законом "О защите прав потребителей" (с последующими изменениями) органы местного самоуправления в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования вправе: рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты их прав; обращаться в суды в защиту прав потребителей; при выявлении по жалобе потребителя товаров (услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль качества и безопасности товаров (услуг). В таблице 4.6.1 приведены в обобщенном виде формы и методы воздействия на потребительский рынок различных муниципальных и общественных структур. Таким образом, муниципалитеты, опираясь на поддержку общественности, получают определенные рычаги влияния на потребительский рынок и должны активно пользоваться ими в интересах населения. Кроме того, муниципальные предприятия и учреждения закупают (в том числе за счет бюджетных средств) на потребительском рынке продукты питания для детских учреждений, больниц, учреждений социального назначения и т.п., медикаменты, топливо, транспортные средства, материально-технические ресурсы для содержания и ремонта муниципального жилищного и нежилого фонда и т.п.
Таблица 4.6.1
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |