Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: правовое регулирование деятельности по привлечению средств. Источники формирования имущества некоммерческой организации




Правовое регулирование деятельности по привлечению средств в некоммерческие организации основывается на общей системе правовых норм. Источником права в юридическом смысле являются любые акты, принятые уполномоченными на то субъектами и порождающие правовые последствия, охраняемые государством (Юрьев, стр.19)

К источникам правовых норм, касающихся некоммерческих организаций, можно отнести международные договоры и иные международные документы, имеющие силу на территории России, Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты (в т.ч. законы) субъектов РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты органов исполнительной власти, внутри организационные (локальные) нормативные К важным вопросам функционирования некоммерческих организаций относится правовой режим имущества НКО. Этот вопрос неразрывно связан планированием фандрайзинга как стратегии привлечения средств в НКО, т.е. с вопросами формирования имущества организации.

В целом, некоммерческие организации обладают так называемой «специальной» правоспособностью, они не могут заниматься чем угодно, а только теми видами деятельности, которые определены уставом. Полученная прибыль не подлежит распределению между участниками, членами НКО. Некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения своих некоммерческих целей, вправе иметь в собственности любое имущество, источником которого могут являться любые, не запрещенные законом поступления.

Рассмотрим подробнее разрешенные законом источники формирования имущества некоммерческих организаций.

В статье 26 Федерального закона “О некоммерческих организациях” от 12 января 1996 года N 7-ФЗ предусмотрены общие для всех некоммерческих организаций источники формирования имущества:

  • регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным
  • бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
  • другие не запрещенные законом поступления

Следует отметить, что это разрешенные источники для всех типов НКО, но в зависимости от организационно-правового статуса организации и положений, закрепленных в уставе НКО, те или иные источники могут применяться или не применяться в конкретной НКО.

Например, членские взносы, указаны как возможный источник финансирования, но, естесственно, это не может быть источником формирования имущества у организации не имеющей членства.

Или, например, пожертвование, может принимать ограниченный круг некоммерческих организаций, определенный Гражданским Кодексом. Соответственно организации, которые не включены в этот список организаций, которым может быть сделано пожертвование не могут учитывать пожертвование как источник финансирования при планировании деятельности по привлечению средств.

Помимо общих для всех НКО источников финансирования для отдельных групп НКО дополнительные источники (или ограничения) предусматриваются специальными нормативными актами, определяющими правоспособность отдельных групп НКО.

Например, федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" предусматривает в статье 31 источники формирования имущества для общественных объединений.

Так, имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других не запрещенных законом поступлений.

Например, законом предусмотрено ограничение на прием пожертвований общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Они могут принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества на деятельность, связанную с подготовкой и проведением выборов, только в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О политических партиях" и законодательством Российской Федерации о выборах.

Некоммерческие организации вправе осуществлять благотоврительную деятельность, поэтому нормы федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" могут применяться в НКО и учитываться при планировании фандрайзинга.

Статья 16 Закона 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" предусматривает, что в собственности или на ином вещном праве благотворительной организации могут находиться: здания, сооружения, оборудование, денежные средства, ценные бумаги, информационные ресурсы, другое имущество, если иное не предусмотрено федеральными законами, результаты интеллектуальной деятельности.

Благотворительная организация может совершать в отношении находящегося в ее собственности или на ином вещном праве имущества любые сделки, не противоречащие законодательству Российской Федерации, уставу этой организации, пожеланиям благотворителя.

Рассмотрим специфические требования законодательства к отдельным категориям НКО на примере политических партий и отношений, регулируемых Федеральным законом от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях".

В собственности политической партии может находиться любое имущество, необходимое для обеспечения ее деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом и уставом политической партии.

Имущество политической партии используется только для реализации целей и решения задач, предусмотренных уставом и программой политической партии.

Денежные средства политической партии формируются за счет:

a. вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом политической партии;

b. средств федерального бюджета, предоставляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом;

c. пожертвований;

d. поступлений от мероприятий, проводимых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями, а также доходов от предпринимательской деятельности;

e. поступлений от гражданско-правовых сделок;

f. других не запрещенных законом поступлений.

Как уже было указано выше политические партии вправе принимать пожертвования, но с рядом ограничений:

  • политическая партия и ее региональные отделения вправе принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества от физических и юридических лиц при условии, что эти пожертвования документально подтверждены и указан их источник.
  • пожертвования политической партии и ее региональным отделениям в виде денежных средств осуществляются безналичным перечислением.
  • пожертвования от физических лиц путем передачи наличных денежных средств политической партии и ее региональным отделениям допускаются при условии, что общая сумма ежегодных пожертвований наличных денежных средств от одного физического лица не должна превышать десять минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на 1 марта года, предшествующего году передачи указанных средств.

Общая сумма ежегодных пожертвований, полученных политической партией и ее региональными отделениями, не должна превышать десять миллионов минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на 1 марта года, предшествующего отчетному. При этом сумма ежегодных пожертвований, полученных региональным отделением политической партии, не должна превышать двести тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на 1 марта года, предшествующего отчетному.

Не допускаются пожертвования политической партии и ее региональным отделениям от:

  • иностранных государств и иностранных юридических лиц;
  • иностранных граждан;
  • лиц без гражданства;
  • граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет;
  • российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день внесения пожертвования (для открытых акционерных обществ - на день составления списка акционеров за предыдущий год);
  • международных организаций и международных общественных движений;
  • органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • государственных и муниципальных организаций;
  • юридических лиц, имеющих в своем уставном (складочном) капитале долю государственной или муниципальной собственности, превышающую 30 процентов на день внесения пожертвования;
  • воинских частей, военных организаций, правоохранительных органов;
  • благотворительных организаций и религиозных объединений, а также от учрежденных ими организаций;
  • анонимных жертвователей;
  • юридических лиц, зарегистрированных менее чем за один год до дня внесения пожертвования.

Недопустимые пожертвования, а также пожертвования, перечисление которых влечет за собой превышение установленной нормы политическая партия или ее региональное отделение в течение месяца со дня их получения должны вернуть жертвователям, а в случае невозможности возврата передать в доход Российской Федерации.

Законодательством ограничена также возможность осуществления политическими партиями предпринимательской деятельности.

Политическая партия при планировании стратегии по привлечению средств в том числе и за счет осуществления платных услуг доджна учитывать, что в соответствии с законом политическая партия вправе осуществлять только следующие виды предпринимательской деятельности:

  • информационная, рекламная, издательская и полиграфическая деятельность для пропаганды своих взглядов, целей, задач и обнародования результатов своей деятельности;
  • изготовление и продажа сувенирной продукции с символикой и (или) наименованием политической партии, а также изготовление и продажа издательской и полиграфической продукции;
  • продажа и сдача в аренду имеющегося в собственности политической партии движимого и недвижимого имущества.

Доходы от предпринимательской деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений не могут перераспределяться между членами политической партии и должны использоваться только в целях, предусмотренных ее уставом.

Политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе осуществлять благотворительную деятельность, как и все остальные НКО.

Как уже было отмечено, процесс привлечения средств тесно связан с вопросами финансового управления. Соответственно, при определении возможных источников финансирования и объемов привлекаемых средств этапы финансового планирования пересекается с циклом планирования фандрайзинга, а при выборе фандрайзинговой стратегии мы опять обращаемся к инструментам финансового управления для определения наиболее эффективного варианта.

При определении возможных источников финансирования, как правило, выделяется следующий приемлемый перечень:

  • Грант
  • Дарение
  • Пожертвование
  • Целевой взнос на осуществление благотворительной деятельности
  • Сбор пожертвований через ящики
  • Конкурс социально значимых проектов

И т.д.

Не всегда понятия, принятые в среде некоммерческих организаций и применяемые программным персоналом, а также собственно дарителями, жертвователями и т.д. совпадают с определениями, предусмотренными в нормативных документах.

Например, Налоговый Кодекс РФ Глава 25 Ст. 251 п.1 пп.14 четко дала определение гранта, которое расходится с привычной более широкой трактовкой этого понятия.

В соответствии с налоговым кодексом грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет одновременно следующим условиям:

  • предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
  • предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;
  • предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2002 г. N 923 утвержден "Перечень иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов" (приложение 1).

Близкое к гранту понятие пожертвования определено Гражданским Кодексом РФ в статье 582 «Пожертвование».

Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.

Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, а также государству и другим субъектам гражданского права.

Пожертвование имущества юридическим лицам может быть (а может и не быть, в отличие от грантов) обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению.

Средства, полученные некоммерческой организацией от иностранных и международных источников могут быть определены как безвозмездная помощь.

Федеральный закон № 95-ФЗ от 04.05.1999. "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" определяет безвозмездную помощь (содействие) как средства, товары, предоставляемые Российской Федерации субъектам Российской Федерации, органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам, а также выполняемые для них работы и оказываемые им услуги в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе иностранными государствами, их федеративными или муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, на которые имеются удостоверения (документы), подтверждающие принадлежность указанных средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию);

Итак, безвозмездная помощь может быть выделена в двух видах:

  • техническая помощь
  • гуманитарная помощь

Определение обоих понятий дано в том же законе 95-ФЗ от 04.05.1999:

техническая помощь (содействие) - вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой в целях оказания поддержки в осуществлении экономической, социальной реформ и осуществления разоружения путем проведения конверсии, утилизации вооружения и военной техники, проведения радиационно-экологических мероприятий по обращению с радиоактивными отходами, отработанным ядерным топливом и другими ядерными материалами, ранее накопленными и (или) образующимися при эксплуатации и выводе из нее объектов мирного и военного использования атомной энергии, а также путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, поставок оборудования и других материально-технических средств по проектам и программам, которые зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

гуманитарная помощь (содействие) - вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи:

  • малообеспеченным,
  • социально незащищенным,
  • пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения,
  • для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий,
  • расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи (содействия);

Важно также отметить, что НКО вправе получать взносы на осуществление благотворительной деятельности.

Понятие "благотворительная деятельность" определено в статье 1 Закона N 135-ФЗ. Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Средствами, полученными в рамках благотворительной деятельности, признаются в том числе средства некоммерческих организаций, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, на осуществление целей, определенных Законом N 135-ФЗ.

Благотворительная деятельность может осуществляется в целях:

  • социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  • подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • содействия защите материнства, детства и отцовства;
  • содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
  • охраны окружающей природной среды и защиты животных;
  • охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.

Если цели некоммерческой организации отвечают вышеперечисленным, то деятельность НКО признается благотворительной и НКО может принимать взносы на осуществление благотворительной деятельности.

Представим общую схему безвозмездных поступлений:


Итак, первый круг правового регулирования деятельности по привлечению средств в НКО можно охарактеризовать, как разрешенные источники финансирования с точки зрения законодательства и ограничения по привлечению средств, а также признание доходов с точки зрения терминологии, определенной в нормативных документах.

На втором этапе, важно определить, в каком объеме НКО сможет использовать привлеченные средства, т.е. важно определить будут ли данные средства являться объектом налогообложения и каков реальный объем привлеченных средств может быть направлен на осуществление уставной некоммерческой деятельности НКО.

Для этих целей на этапе планирования стратегии фандрайзинга важно знать, какие источники финансирования не являются налогооблагаемой базой, в первую очередь для целей налогообложения прибыли.

Документом, регулирующим порядок налогообложение является Налоговый кодекс, а в части по налогу на прибыль 25 глава Налогового Кодекса РФ.

Статья 251 определяет закрытый перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль Все остальные доходы являются объектом налогообложения.

Не будем перечислять все необлагаемые доходы, а остановимся на доходах, которые актуальны для большинства НКО.

При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:

  • в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации";
  • в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно:

· от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны не менее чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) передающей организации;

· от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны не менее чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) получающей организации;

· от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны не менее чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) этого физического лица.

При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам;

  • в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.

При этом законодательно определен закрытый перечень средств целевого финансирования. Для некоммерческих организаций к средствам целевого финансирования может быть отнесено только имущество, полученное в виде грантов. С учетом определения гранта, данного выше.

Не будет облагаться налогом на прибыль имущество, безвозмездно полученное государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности.

Но наиболее существенным для НКО является пункт 2 статьи 251 главы 25 части 2 Налогового Кодекса, в соответствии с которым при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

Здесь также приведен закрытый перечень указанных целевых поступлений:

  • вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;
  • имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;
  • суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;
  • средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности;
  • совокупный вклад учредителей негосударственных пенсионных фондов;
  • пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды, если они в полном объеме направляются на формирование пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда;
  • использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям;
  • отчисления адвокатов на содержание коллегии адвокатов (ее учреждений);
  • средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью;
  • использованные по назначению средства, полученные структурными организациями РОСТО от Министерства обороны Российской Федерации и (или) другого органа исполнительной власти по генеральному договору, а также целевые отчисления от организаций, входящих в структуру РОСТО, используемые в соответствии с учредительными документами на подготовку в соответствии с законодательством Российской Федерации граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта;
  • имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности.

При планировании стратегии привлечения средств важно учитывать, что только вышеперечисленные доходы могут полностью быть использованы на уставную деятельность некоммерческой организации. Все другие поступления будут являться объектом налогообложения, а потому могут использоваться не полностью, а только за вычетом налога на прибыль в размере 24%.

Занимаясь стратегическим планированием или планированием отдельных программ, всегда помните о том, насколько ваши проекты соответствуют законодательству. Можно придумать много различных вариантов для поиска средств, но если они незаконны, то лучше со вздохом опираться на немногие, но законные способы. Это труднее, но это сохранит репутацию организации. А хорошая репутация, особенно в ситуации тотального недоверия к деятельности третьего сектора и благотворительности вообще, та основа, на которой можно строить все остальное.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Перечень иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов (утв. постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2002 г. N 923)

1. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры

2. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию

3. Союз конфедераций промышленников Европейского экономического сообщества

4. Комиссия Европейских сообществ

5. Международная ассоциация содействия сотрудничеству с учеными независимых государств бывшего Советского Союза

6. Фонд "Евримеж" при Совете Европы

7. Европейская федерация биохимических обществ

8. Совет государств Балтийского моря

9. Совет Министров Северных стран

10. Международный центр научной и технической информации

11. Международный фонд технологий и инвестиций

12. Международный научно-технический центр

13. Объединенный институт ядерных исследований

14. Международное агентство по атомной энергии

15. Европейская организация ядерных исследований

16. Научный комитет Организации Североатлантического договора

17. Институт фон Кармана, Бельгия

18. Лондонское королевское общество, Великобритания

19. Британский Совет

20. Уэллком траст, Великобритания

21. Мерлин Борд лимитед, Великобритания

22. ФДС Чэритэбл траст, Великобритания

23. Благотворительная организация "Чаритиз Эйд Фаундейшн", Великобритания

24. Германский федеральный научный центр "Германский электронный синхротрон"

25. Германское научно-исследовательское общество

26. Фонд Александра фон Гумбольдта, ФРГ

27. Фонд имени Фридриха Эберта, ФРГ

28. Исследовательский центр "Юлих", ФРГ

29. Общество содействия развитию науки имени Макса Планка, ФРГ

30. Немецкая ассоциация народных университетов, ФРГ

31. Немецкое общество по техническому сотрудничеству, ФРГ

32. Хальдор Топсе, Дания

33. Национальный фонд научных исследований Италии

34. Фонд Фелтринелли, Италия

35. Европейский фонд образования, Италия

36. Ассоциация университетов и колледжей Канады

37. Государственный фонд естественных наук Китая, КНР

38. Институт "Открытое общество". Фонд содействия, Лихтенштейн

39. Университет Осло - Центр медицинских исследований, Норвегия

40. Нидерландская организация фундаментальных научных исследований

41. Нидерландская организация прикладных научных исследований

42. Е-linQ образовательные технологии, Нидерланды

43. Фонд Стихтинг Гринпис Каунсил, Нидерланды

44. Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров, США

45. Фонд Карнеги "За международный мир", США

46. Фонд Форда, США

47. Американский фонд гражданских исследований и развития для независимых государств бывшего Советского Союза, США

48. Американский совет научных сообществ, США

49. Национальный научный фонд, США

50. Национальный гуманитарный фонд, США

51. Американский совет по международному образованию

52. Общество сохранения диких животных, США

53. Прожект Хармони инк., США

54. Национальная академия наук США

55. Медицинский институт Говарда Хьюза, США

56. Нью-Йоркский институт здравоохранения, США

57. Корпорация "Американские друзья российской экономической школы", США

58. Американский совет по международным исследованиям и научным обменам, США

59. Институт биоинформационных исследований, США

60. Американский университет в г. Вашингтоне, США

61. Институт перспективных российских исследований имени Кеннана/Институт имени Кеннана, США

62. Инициатива социальных действий и возрождения в Евразии, США

63. Российская технологическая инициатива, США

64. Национальное агентство космических исследований, США

65. Ливерморская национальная лаборатория имени Лоуренса, США

66. Национальная лаборатория возобновляемых источников энергии, США

67. Лос-Аламосская национальная лаборатория, США

68. Массачусетский технологический институт, США

69. Национальный институт стандартов и технологий, США

70. Национальная лаборатория Сандия, США

71. Неправительственная организация "Защита природы", США

72. Фонд Евразия, США

73. Министерство энергетики, США

74. Рочестерский технологический институт, США

75. Академия наук Франции

76. Национальный центр научных исследований, Франция

77. Всемирный фонд дикой природы, Швейцария

78. Всемирный союз охраны природы, Швейцария

79. Русский общественный фонд Александра Солженицына, Швейцария

80. Швейцарский научный фонд в области радиохимии

81. Олимпийская солидарность, Швейцария

82. Чалмерский технологический университет, Швеция

83. Шведская королевская академия наук

84. Японский фонд

85. Международный фонд защиты животных, Великобритания

86. ДДФ Фаундейшн, Лихтенштейн

87. Международный институт социальной истории, Нидерланды

88. Региональный экологический центр для Центральной и Восточной Европы (РЭЦ), Венгрия

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.