КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Научные основы методики обучения русской грамоте
Синтез 9. Чтение слоговых и лучевых таблиц с новой буквой. 10. Чтение слов с опорой на слоги-слияния. 11. Чтение столбиков слов. 12. Чтение связных текстов. 2. На уроке письма. 1. Звуковые аналитические и синтетические упражнения с изучаемой буквой. 2. Демонстрация рукописной буквы, сопоставление её с печатной, анализ элементов 3. Написание отдельной буквы, буквосочетаний, слогов. 4. Звукобуквенный анализ слов, сопоставление звуковых схем. 5. Письмо слов и предложений с изучаемой буквой. Русское письмо звуковое, но между звуками и буквами нет соответствия. Первоклассник должен уметь переводить буквы и звуки при чтении, а при письме переводить звуки в буквы. Значит, он должен знать различие между звуками и буквами и объяснить причины этого различия в словах. 1. Звуки бывают гласные (ударные - безударные) и согласные (твердые — мягкие, глухие 2. Обучая детей грамоте, учителя должны учитывать все особенности фонетики и графики: а) звуков - 43, а букв в алфавите - 33; б) гласных зв. - 6, а букв на их обозначение - 10; из них 4 буквы (я.ю,е,ё) могут обозначать как 1, так и 2 звука; в) согласные (большинство) звуки образуют пары по твердости-мягкости (л — л); непарные мягкие — ч, щ, й; г) мягкость согласных звуков при письме обозначают буквами - ь, е, ё, ю, я; е) буква щ обозначает долгий мягкий согласный ш:; ж) большинство букв употребляется как большие, так и маленькие, но буквы ь,ъ, ы не 3. Основой чтения является слог. Позиционный принцип чтения заключается в Например: л - ло, лё,; пи, пу, по, па. а) Бывают случаи более сложного прочтения: с Сашей б) Нужно знать особенности русского произношения и, обучая детей чтению лучше учить их сначала «орфографическому» затем «орфоэпическому» прочтению слова. 4. При изучении букв е, ё, ю, я нужно помнить о их функциях: б) могут обозначать 2 звука в начале слова после гласного после ъ и ь разделительных знаков. 5. Мягкость согласных в русской графике обозначается: б) буквами и, я, е, ё, ю; в)последующими мягкими согласными звуками ([кости] т.к. происходит,ассимиляция по мягкости). 6. В особенности обучению первоклассников чтению положен позиционный принцип, который заключается в позиции звука: сильная для гласных- под ударением
для согласных - перед гласным слабая: для гласных - в безударном положении
для согласных - в конце слова или в середине перед согласным Поэтому учитель при обучении грамоте должен помнить, что при звуковом или звукобуквенном анализе при выделении звука нельзя брать слов со звуками в слабой позиции: [а]са, ду [ п ]. 6. На этапе обучения слоговому чтению дети знакомятся со слогами различной структуры: ГС, СГ, ССГ и т.д. Самыми легкими для детей являются обратные, затем прямые слоги. При слогоделении мы ориентируемся на принцип восходящей звучности, поэтому открытые слоги наиболее характерны для русского языка. К сожалению, учителя нередко смешивают правила переноса с принципом слогоделения, что при стечении согласных граница между слогами проходит после гласного перед согласным (ку-сты, у-зкий, те-традь, ша-шки). Именно такое, естественное деление на слоги надо закреплять у детей. В некоторых букварях авторы дают единицы чтения нит-ки, Ан-тон, и дети, учатся читать закрытые слоги, присоединяя примыкающий согласный в начале или конце прямого слога.
Глава 3. Обучение первоклассников грамоте. Подготовительный (добукварный) период обучения грамоте
Выбор методики В наши дни почти все известные УМК по обучению грамоте декларируют свою приверженность к звуковым методам, ибо отправным и структурирующим элементом в них избирается изучение звука, звуковой формы слов. В качестве основных подходов к выделению, а затем и изучающему рассмотрению речевых звуков намечается аналитический, синтетический путь или чаще всего соединенное аналитико-синтетическое рассмотрение характерных качеств и признаков, присущих отдельным звукам и их комплексам, образующим слоги и слова. В процессе исторического развития методики обучения грамоте отстоялся ряд фундаментальных моментов и позиций, которые в той или иной форме, временных рамках, подборе материалов и средств работы с ними обнаруживаются почти в любой системе обучения грамоте. Одни из этих позиций относятся к структурной организации всего процесса обучения грамоте в целом и в его ведущих направлениях формирования умений и навыков первоначального чтения и письма, развития и совершенствования устных форм речи - определения основных ступеней (этапов, периодов) работы, их содержания и затрат времени, нужного для полного освоения детьми программного материала. Другие позиции связаны с установлением, рассмотрением и детализацией конкретно-методических способов отработки того материала, который «привязан» к каждому из этапов обучения. Третьи позиции определяют и освещают возможности применения наиболее значимых и ценных дидактических средств и т.д. Действующая в настоящее время официальная (и потому стабильная) учебная программа по русскому языку для начальных классов, составной частью которой является курс обучения грамоте, может быть реализована посредством различных систем занятий по усвоению детьми программных требований, предъявляемых к обучению грамоте. Добукварный период В каждой системе обучения грамоте почти без каких-либо исключений выделяется особая подготовительная ступень.
Работа со слогом, слогоделение При выделении слогов в словах дети должны опираться на свой речевой опыт, на практику повседневного речевого общения. «Устная речь, - указывал выдающийся русский психолог профессор Н.И. Жиикин, - реализуется в слогах (выделено автором. -В.Г.), так как это специальное двигательное устройство человека, мозговое управление которым начинает налаживаться раньше, чем звук на губах. Слоговые движения появляются у детей, глухих от рождения. Между тем обезьяны, голосовой аппарат которых очень похож на человеческий, могут кричать, но не способны к слогоделению и слогослиянию. Системное и осмысленное употребление слогов доступно только человеку» (Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. -М., 1982. - С. 55). На уроках обучения грамоте ученикам бывают посильны как определенные практические наблюдения, так и вытекающие из них выводы теоретического порядка. Во-первых, дети усвоят, что слог может состоять из одного гласного звука: и-ва, о-сы, он-о, по-э-зи-я, на-о-бо-рот, и одновременно убедятся в том, что из одних согласных звуков слогов не бывает; во-вторых, что в слоге бывает только один гласный, а согласных может быть несколько, поэтому в слове столько слогов, сколько в нем гласных: и-рис, стра-на, встре-ча, астры; в-третьих, в каждом слоге обязательно наличествует гласный, а согласного может и не быть: а-ист, о-со-ка, и-рис; в-четвертых, если в слове несколько слогов, то на один из них падает ударение и он становится ударным, все другие слоги - безударные. Наиболее трудным моментом при формировании представления о слоге является слогоделение внутри слова. Дело в том, что до последнего времени в лингвистической науке не получила однозначного решения теория слога, видимо, потому, что в слоге кроются два начала - артикуляционное и акустическое, фонетическое и фонологическое. В наше время известно несколько теорий слога. Наиболее распространенные из них две. Они таковы. Теория сонорности (звучности) считает, что слог складывается из звуков, имеющих разную степень звучности (сонорности) и строится по закону восходящей звучности. Суть его такова: если звуки обозначить, например, цифровыми индексами, показывающими степень звучности, то индексом 4 можно измерить гласные, обладающие самой высокой мерой звучности, сонорные согласные - 3, звонкие шумные - 2, глухие шумные - 1; граница слога обозначается /. Тогда в любом слове, например учебники, можно обнаружить такую картину: 4/142/34/14. Если все представить в графике, то можно наглядно изобразить это таким образом:
Можно по графику увидеть, что в этом слове четыре пика сонорности, образованные четырьмя волнами звучности, следовательно, в слове четыре слога, границы между ними проходят так: у-чёб-ни-ки. Исключением в этой теории будет слогораздел при сочетании двух сонорных, из которых первый - йот (й): майский (343/1 143). Граница слога в подобных сочетаниях будет проходить так: спо-кой-по (114/143/34), сой-ка (143/14). Вообще же граница между слогами, как правило, проходит после максимально звучного, т.е. гласного. Теорию мускульного напряжения активно разрабатывал академик Лев Владимирович Щерба - глава ленинградской лингвистической школы. Слог, по этой теории, рассматривается как отрезок звучания, произносимый одним импульсом мускульного напряжения речевого аппарата. В каждом слоге мускульное напряжение нарастает и достигает максимума, а затем падает. С волной мускульного напряжения идет и волна звучности. Эта теория позволяет проводить границу слогораздела в одном и том же слове по-разному в зависимости от того, как говорящий усиливает или ослабевает напряжение мускулов: ру-чка, руч-ка. Фонетическое членение на слоги не всегда совпадает с членением слова для переноса, а также не всегда совпадает и с морфологическим членением слова. В методике русского языка сложились две позиции по выбору предпочтительного способа слогоделения. Одна из них (Д.С. Фонин, Н.М. Бетенькова) тяготеет к методической интерпретации теории сонорности слогообразования и слогоделения. Она противостоит так называемой традиционной практике обучения слогоделению, которая по существу дела базируется на теории мускульного напряжения. Сторонники первой позиции считают, что традиционное деление слов на слоги, когда в словах встречается стечение согласных, вынуждает ученика один из согласных относить к предыдущему слогу, а другой - к последующему: июй-ка, мос-тик, гвоз-дик, басня, кар-ман, кук-ла. И все это, на взгляд приверженцев этой позиции, не соответствует нормальной устной речи, искажает произношение звуков и слов, заставляет ученика «спотыкаться», прерывать плавное произношение слова на согласном звуке: май...-ка, кук...-ла, пес...-ня, что задерживает перевод детей к плавному чтению целыми словами (см. подробнее: Бетенькова Н.М., Ф о н и н Д.С. Основы обучения грамоте. - СПб., 1997. - С. 7). Сторонники традиционного подхода к слогоделению исходят из того, что «основная задача письменной речи заключается... в передаче значений мысли. При письме и при чтении человек ориентируется на смысловые единицы речи (морфемы, слова), а не только на звуки или их обобщенные выразители - фонемы... Понимание значений морфем и установления смысловых связей между словами помогает ребенку писать грамотно подчас даже без опоры на правило, а лишь по смысловой аналогии (например, слова водичка, водяной, водолаз, водный связаны по смыслу, так как они все «про воду», и потому корни в них пишутся одинаково» (Борисенко И.В. Обучение правописанию в начальной школе. - Ярославль, 1998.-С. 10-11). Если взять, к примеру, простейшее слово ручка то, согласно первой позиции, слоги в нем будут такие: 23/14 = ру-чка; по второй позиции: руч-ка. Последнее слогоделение предпочтительнее: во-первых, оно делает более ощутимой морфемную часть слова, которая всегда значима, несет в себе смысловое значение, а слог не имеет значений, он лишь единица произносительная: во-вторых, упрощается чтение этого слова, ибо делаются более различимыми такие частотные, т.е. часто встречающиеся, буквосочетания, как согласный + гласный, в методическом обиходе получившие название слияний (СГ). В методике обучения грамоте существует давняя традиция - одно из ключевых занятий отводить обучению детей чтению складов как в слоговых столбиках, так и в прочитываемых детьми словах из букварных текстов. Именно безошибочное и быстрое распознавание слогов-слияний в прочитываемых словах более всего обеспечивает слитное чтение целых слов и чтение целыми словами. Проблема звукослияний всегда давала о себе знать в обучении грамоте и продолжает оставаться актуальной в современной методике. К ее решению ведут разные пути, и методикой накоплено немалое число эффективных способов формирования у детей слитного чтения. Одним из наиболее результативных остается пристальное внимание к слоговому сочетанию типа С+Г (согласный плюс гласный, так называемый двузвучный открытый слог, или слияние). В русском языке практически все слова складываются из 19 структурных типов слогов: 1) Г - а, и, у (а-ист, по-э-зи-я, и-рис, у-ха); 2) СГ (мы, ты, да, но); 3) ГС - из, ил, он, ум (по-эт, па-ук, ум-ный, ор-ган); 4) СГС (бак, мел, вал, вес, дом, пар-ma, за-вод, мазь); 5) ССГ (бра, все, где, два); 6) ГСС (акт, альт, иск, уст, геро-изм); 7) ССС (мгла, мзда, ткни, бы-стро); 8) ССГС (блин, бьют, взор, гнев, волк, па-стух); 9) СГСС (борец, ветвь, жизнь, мудр, про-цент); 10) ГСС (астр, искр, остр); 11) СССГС (вклад, мстить, страх); 12) ССГСС (блеск, плеск, гроздь); 13) СГССС (быстр, горсть, верст, фильтр, центр); 14) ССССГС (взгляд, вскрыть, всхлип); 15) СССГСС (взвизг, вскользь, страсть); 16) ССГССС (спектр, сфинкс); 17) СГСССС (монстр, царское, правительств); 18) ССССГСС (всплеск, взблеск); 19) ССГСССС (братств, убранств) (Моисеев А.И. Русский язык. - 2-е изд. - М., 1980. - С. 73). Каждый из них, за исключением слогов типа Г и ГС, в свою структуру включает слияние - СГ. Это обстоятельство сообщает слиянию надежную зрительную опознавательность, что превращает его в хорошую опору при чтении, когда ученик быстро узнает знакомое буквосочетание (СГ) и одновременно вспоминает его звуковое соответствие, дочитывает и причитывает к нему те согласные звуки, которые примыкают к СГ спереди и сзади в рамках одного слога. Гласный в слиянии, являясь вершиной слога, как бы выстраивает звуковое наполнение согласных букв, входящих в состав слога и произносимых в укладе гласного звука.
Знакомство с ударением Особое место в обучении грамоте принадлежит усвоению детьми ударения - выделения одного из слогов в слове большей силой голоса. Ударение выполняет роль важного средства звуковой организации слов и речи в целом. Младшие школьники, включая первоклассников, приходят в школу, имея немалый речевой опыт произнесения большинства слов с правильным ударением. Исключение составляют слова, ударение в которых навязано диалектным, бытовым, семейным или узкопрофессиональным окружением ребенка: «ремонт» (вм. ремонт), «магазин» (вм. магазин), «средства» (вм. средства), «обеспечение» (вм. обеспечение), «облегчить» (вм. облегчить) и др. В методике начального обучения имеется много разных способов формирования у детей умения выделять в слове ударный слог. Здесь и прием «назови или выкрикни слово», и предложение произнести слово так, чтобы один из слогов звучал с большей силой в сравнении с другими и др. Заслуживает большего внимания способ попеременного перенесения ударения на каждый из слогов слова с возвращением после всякого такого перенесения к произнесению слова с правильным ударением. Например, ученикам демонстрируется картинка с изображением воробья. Учитель просит назвать, что изображено на картинке. Дети отвечают и произносят индивидуально и хором слово воробей. Обращаясь к речевому опыту детей, учитель просит сказать, на какой слог, по их мнению, падает ударение, и записывает на доске слово с обозначением ударного слога: воробей. После этого следует предложение перенести ударение на первый слог, для чего надо произнести слово с некоторой «растяжкой»: воооробей. Затем тут же ставится вопрос: так ли привычно и правильно произносится это слово? После отрицательного ответа детям предлагается произнести слово правильно и тем самым как бы нейтрализовать, снять впечатление о неверно звучавшем слове. Подобной процедуре подвергаются другие слоги: ударение переносится на последующий слог или слоги, но каждый раз, подчеркиваем, с возвращением к произнесению слова с верным ударением. Среди многих аналитико-синтетических операций, практикуемых на уроках обучения грамоте, центральную роль будет играть научение детей выделять и улавливать наиболее характерные признаки каждого звука русского языка.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |