КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика изучения состава слова. Система и методика работы над основными частями речи…. 3 страница
В 60-70-е годы произошло теоретическое становление и - частично - практическое внедрение методики в системы внеклассного чтения учащихся. Эту идею выдвинул в начале века Ц.П. Бал-талон, но решение проблемы стало возможным значительно позже в трудах H.H. Светловской, О.В. Джежелей и других. H.H. Светловская выдвинула задачу воспитания, формирования маленького читателя, она разработала программу читательских умений. Вопрос был поставлен так, что самостоятельность чтения понималась как главная задача. Отсюда всего шаг до умения выбрать книгу, ориентироваться в море книг и в каждой отдельной книге на основе «чтения-рассматривания». Предложенная система поддерживалась изданием библиотечек младшего школьника. К сожалению, реализация этих смелых замыслов сдерживалась бедностью школьных библиотек: та же трагедия, которая препятствовала осуществлению идей Балталона. В методике обучения грамоте к 60-м годам назрел критический взрыв, направленный против официальной методики - звукового аналитико-синтетического метода в исполнении СП. Редозубова (так называемый букварь АПН РСФСР). С критикой выступили Д.Б. Эльконин, создавший к концу 60-х годов свой букварь и методику обучения чтению; П.А. Грушников, A.B. Янковская, А. Лемени-Македон и др. Критика ускорила поиск: к концу десятилетия А.Ф. Шанько выступил с обоснованием звукослоговой методики учителя Ильюкевича, в 1969 г. появляется первый, экспериментальный вариант «Букваря» В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина и А.Ф. Шанько, используемый в школе поныне (также в варианте «Азбуки»). К началу 90-х годов появились буквари В.А. Левина и В.В. Репкина, Н.В. Нечаевой, «Московский букварь», «Земский букварь», «Букварь-скороучка» В.Г. Горецкого с соавторами. Все буквари весьма отличаются один от другого, опираются на собственные концепции.
Следует добавить, что в XX в. получила весьма интенсивное развитие методика начального обучения русскому языку как неродному для так называемых национальных школ (Н.М. Шанский, Е.А. Быстрова, Е.И. Коток, Н.Б. Экба и многие другие). Исторически сложился в русской начальной школе тесно спаянный цикл филологических предметов, или «Русская словесность». Он объединял все языковые предметы и умения - от элементарной грамоты до литературы и риторики, а иногда включал в свой состав иностранные языки, театр, музыку, изобразительное искусство и служил своеобразным центром всеобщей культуры. Основные тенденции, определяющие развитие методики родного языка в начальных классах за последние десять лет: Несомненное и существенное повышение научности и в содержании учебного предмета, и в психологической и лингвистической обоснованности методики. Первые шаги разных уровней образования, нацеленного на индивидуальные возможности и интересы самого ученика. Допущение в школу различных лингвометодических концепций, известный плюрализм программ, учебников и методов обучения при жестком соблюдении государственного образовательного стандарта. Попытки создания реальных возможностей выбора школой, учителем программ, учебников и методов - методики. Общее гуманитарное направление развития школы, методики, гуманный подход к детям; отказ от политизированных, тенденциозных текстов в учебниках по языку и литературе, в дополнительных материалах. Высокий эстетический уровень всех занятий и по языку, и по литературе, высокий уровень познавательных интересов и мотивации учения; ориентация на высокие классические образцы, на творческую деятельность детей, на связь языковых занятий с другими предметами.
Литература к разделу Основы методики начального обучения русскому языку / Под ред. Н.С. Рождественского. - М., 1965. - Раздел I. (Общие вопросы методики.) - С. 7-71. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. - М., 1983. Начальное образование в России. - М., 1994. Ушинский К.Д. Родное слово // Пед. соч.: В 6 т. - М., 1989. -Т. 2. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка //Пед. соч. в 6 т. - М, 1989. - Т. 4.
Задания для самостоятельной работы Дайте определения предмета, целей и задач методики обучения русскому языку как науки. Укажите специфику методики применительно к начальному образованию. Охарактеризуйте учебный предмет «Родной язык (русский)» в начальной школе, в средней школе, в педагогическом колледже, в мире науки. Ознакомьтесь со «Словарем-справочником по методике русского языка». Выберите примеры тех понятий, которые: а) связывают методику с дидактикой (дидактико-методиче- б) относятся к области преподаваемого предмета, к его теории в) 10 таких понятий, которые связаны с процессом обучения Подготовьтесь к устному выступлению (реферату) «К.Д.Ушинский о роли родного языка как источника духовного богатства человека». Постройте модель, состав теоретического содержания курса русского языка и практических умений (навыков), которые с этим курсом связаны.
Литература для всех разделов Учебники, пособия общего типа. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. (1-е изд. в 1844 г.).-М., 1992. Каноныкин Н.П., Щербакова H.A. Методика преподавания русского языка в начальной школе. - 5-е изд. - Л., 1955. Кустарева В.А., Назарова Л. К., Рождественский Н.С., Светловская H.H. Методика русского языка для школьных педагогических училищ. - 2-е изд. - М., 1973. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская H.H. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пединститутов. - 2-е изд. - М., 1987. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. - М., 1999. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. М.Т.Баранова. - М., 1999.
Основы методики начального обучения русскому языку / Под ред. Н.С. Рождественского. - М., 1965. Редозубов СП. Методика русского языка в начальной школе: Пособие для пед. училищ. - 5-е изд. - М., 1963. Рождественский Н.С, Кустарева В. А. Методика начального обучения русскому языку: Для фак. подготовки учителей начальной школы пед. институтов. - М., 1965. Русский язык в начальных классах. Теория и практика: Пособие для студентов сред. пед. учебных заведений / Под ред. М.С Соловейчик. - М., 1997. Соколов Н.М., Тумим Г.Г. На уроках родного языка. -Пг., 1917. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе: Учебник для студентов фак. русского языка и литературы. - 3-е изд. -М., 1980. Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1988-1989. Федоренко Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку: Пособие для студентов пед. институтов. - М., 1964.
РОЗДІЛ 1. Глава 1.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |