Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика изучения состава слова. Система и методика работы над основными частями речи…. 3 страница




В 60-70-е годы произошло теоретическое становление и - час­тично - практическое внедрение методики в системы внеклассно­го чтения учащихся. Эту идею выдвинул в начале века Ц.П. Бал-талон, но решение проблемы стало возможным значительно поз­же в трудах H.H. Светловской, О.В. Джежелей и других. H.H. Светловская выдвинула задачу воспитания, формирования маленького читателя, она разработала программу читательских умений. Вопрос был поставлен так, что самостоятельность чтения понималась как главная задача. Отсюда всего шаг до умения вы­брать книгу, ориентироваться в море книг и в каждой отдельной книге на основе «чтения-рассматривания». Предложенная систе­ма поддерживалась изданием библиотечек младшего школьника. К сожалению, реализация этих смелых замыслов сдерживалась бедностью школьных библиотек: та же трагедия, которая препят­ствовала осуществлению идей Балталона.

В методике обучения грамоте к 60-м годам назрел критический взрыв, направленный против официальной методики - звукового аналитико-синтетического метода в исполнении СП. Редозубова (так называемый букварь АПН РСФСР). С критикой выступили Д.Б. Эльконин, создавший к концу 60-х годов свой букварь и ме­тодику обучения чтению; П.А. Грушников, A.B. Янковская, А. Лемени-Македон и др. Критика ускорила поиск: к концу десятиле­тия А.Ф. Шанько выступил с обоснованием звукослоговой мето­дики учителя Ильюкевича, в 1969 г. появляется первый, экспери­ментальный вариант «Букваря» В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина и А.Ф. Шанько, используемый в школе поныне (также в варианте «Азбуки»). К началу 90-х годов появились буквари В.А. Левина и В.В. Репкина, Н.В. Нечаевой, «Московский букварь», «Земский букварь», «Букварь-скороучка» В.Г. Горецкого с соавторами. Все буквари весьма отличаются один от другого, опираются на собственные концепции.

Следует добавить, что в XX в. получила весьма интенсивное развитие методика начального обучения русскому языку как не­родному для так называемых национальных школ (Н.М. Шан­ский, Е.А. Быстрова, Е.И. Коток, Н.Б. Экба и многие другие).

Исторически сложился в русской начальной школе тесно спаян­ный цикл филологических предметов, или «Русская словесность». Он объединял все языковые предметы и умения - от элементарной грамоты до литературы и риторики, а иногда включал в свой со­став иностранные языки, театр, музыку, изобразительное искусство и служил своеобразным центром всеобщей культуры.

Основные тенденции, определяющие развитие методики род­ного языка в начальных классах за последние десять лет:

Несомненное и существенное повышение научности и в со­держании учебного предмета, и в психологической и лингвисти­ческой обоснованности методики.

Первые шаги разных уровней образования, нацеленного на индивидуальные возможности и интересы самого ученика.

Допущение в школу различных лингвометодических кон­цепций, известный плюрализм программ, учебников и методов обучения при жестком соблюдении государственного образова­тельного стандарта.

Попытки создания реальных возможностей выбора школой, учителем программ, учебников и методов - методики.

Общее гуманитарное направление развития школы, методи­ки, гуманный подход к детям; отказ от политизированных, тен­денциозных текстов в учебниках по языку и литературе, в допол­нительных материалах.

Высокий эстетический уровень всех занятий и по языку, и по литературе, высокий уровень познавательных интересов и моти­вации учения; ориентация на высокие классические образцы, на творческую деятельность детей, на связь языковых занятий с дру­гими предметами.

 

Литература к разделу

Основы методики начального обучения русскому языку / Под ред. Н.С. Рождественского. - М., 1965. - Раздел I. (Общие вопро­сы методики.) - С. 7-71.

Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. - М., 1983.

Начальное образование в России. - М., 1994. Ушинский К.Д. Родное слово // Пед. соч.: В 6 т. - М., 1989. -Т. 2.

Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка //Пед. соч. в 6 т. - М, 1989. - Т. 4.

 

Задания для самостоятельной работы

Дайте определения предмета, целей и задач методики обуче­ния русскому языку как науки. Укажите специфику методики применительно к начальному образованию.

Охарактеризуйте учебный предмет «Родной язык (русский)» в начальной школе, в средней школе, в педагогическом колледже, в мире науки.

Ознакомьтесь со «Словарем-справочником по методике рус­ского языка». Выберите примеры тех понятий, которые:

а) связывают методику с дидактикой (дидактико-методиче-
ские) - не менее 10 понятий;

б) относятся к области преподаваемого предмета, к его теории
и практике - не менее 10 понятий;

в) 10 таких понятий, которые связаны с процессом обучения
непосредственно, с деятельностью учителя и учащихся, так назы-
ваемой технологией обучения.

Подготовьтесь к устному выступлению (реферату) «К.Д.Ушинский о роли родного языка как источника духовного богатства человека».

Постройте модель, состав теоретического содержания курса русского языка и практических умений (навыков), которые с этим курсом связаны.

 

Литература для всех разделов

Учебники, пособия общего типа.

Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. (1-е изд. в 1844 г.).-М., 1992.

Каноныкин Н.П., Щербакова H.A. Методика препода­вания русского языка в начальной школе. - 5-е изд. - Л., 1955.

Кустарева В.А., Назарова Л. К., Рождествен­ский Н.С., Светловская H.H. Методика русского языка для школьных педагогических училищ. - 2-е изд. - М., 1973.

Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская H.H. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пединститутов. - 2-е изд. - М., 1987.

Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. - М., 1999.

Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. М.Т.Баранова. - М., 1999.

Основы методики начального обучения русскому языку / Под ред. Н.С. Рождественского. - М., 1965.

Редозубов СП. Методика русского языка в начальной школе: Пособие для пед. училищ. - 5-е изд. - М., 1963.

Рождественский Н.С, Кустарева В. А. Методика на­чального обучения русскому языку: Для фак. подготовки учителей начальной школы пед. институтов. - М., 1965.

Русский язык в начальных классах. Теория и практика: Посо­бие для студентов сред. пед. учебных заведений / Под ред. М.С Соловейчик. - М., 1997.

Соколов Н.М., Тумим Г.Г. На уроках родного языка. -Пг., 1917.

Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе: Учебник для студентов фак. русского языка и литературы. - 3-е изд. -М., 1980.

Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1988-1989.

Федоренко Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку: Пособие для студентов пед. институтов. - М., 1964.

 

 

РОЗДІЛ 1. Глава 1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.