Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение готовности детей к обучению грамоте




Учебно-воспитательные задачи подготовительного периода.

Структура уроков в подготовительный период.

Методика формирования первоначальных понятий о слове, предложении, связном рассказе. Ознакомление с понятием «слог», «ударение», «звуки речи».

Работа над развитием устной речи.

Ориентировочные словарно - логические упражнения. Уточнение и обогащение словарного запаса учащихся.

Изучение готовности детей к обучению грамоте.

Учебно-воспитательные задачи подготовительного периода.

ПЛАН

Тип лекции - лекция - диалог.

Тема. Подготовка детей к обучению грамоте.

ЛЕКЦИЯ №2

Цель. Познакомить студентов с особенностями подготовительного (добукварного) периода обучения грамоте, помочь им определить объем знаний, умений и навычек, которые должны усвоить первоклассники; определить формы и приёмы проверки готовности детей к обучению грамоте; познакомить с содержанием занятий в подготовительный период; выработать навыки моделирования слогового, звукового состава слова, предложения; усвоить приёмы работы по развитию связной речи.

2. Содержание занятий в подготовительный период. Объём ЗУН, которые
усваивают первоклассники в добукварный период.

7. Подготовка первоклассников к письму. Система графических
упражнений при подготовке к письму.


 


Обучение грамоте по букварю состоит из трёх периодов: подготовительного, букварного, послебукварного. В добукварный период дети учатся овладевать определенными представлениями и практически овладевают кругом знаний и навыков, связанных с успешной реализацией учебно-воспитательного процесса:

а) умение правильно сидеть за партой на уроке, слушать учителя,
отвечать на вопросы;

б) выполнять все задания и распоряжения учителя;

в) бережно обращаться с книгами и тетрадями;

г) правильно пользоваться письменными принадлежностями и тетрадями;

д) усвоить единые требования к оформлению и выполнению домашних
заданий;

е) организованно выходить и входить в класс, приветствовать учителя и
сверстников.

На этом этапе дети овладевают рядом представлений: речь, предложение, слово, слог, ударение, гласные и согласные, слог - слияние. Первоклассники приобретают умения моделировать предложение, слова, слоги; учатся составлять звуковые схемы.

В сравнении с семилетними детьми, шестилетки обладают следующими существенными особенностями своего психического развития:

а) их мышление образно, действенно, поэтому обучение детей в этом
возрасте должно строиться на предметной деятельности;

б) речь детей развита лишь в сфере общения, она ситуативна, мало развит
монолог, тематические группы лексики ограничиваются в основном бытовой
сферой, играми, отчасти - окружающей природой; предложения
преимущественно простые, их размер - в среднем 4-6 слов; словарь
шестилетнего ребенка — от 2,5 до 7 тысяч слов; связная речь (текст)
контаминированная, т.е. слабо выражены функциональные типы текста;

в) восприятие речи: устойчивое внимание в начале учебного года в
пределах 1-2 минут, восприятие нуждается в зрительном и действенном
подкреплении, а также в использовании доступной лексики и синтаксических
конструкций, свободных от осложняющих предложение структур; речь должна
быть нетороплива, выразительна и отчетлива;

г) уровень интереса к учению высокий, но неустойчивый вследствие быстрой утомляемости; нуждаются в мотивации учебной деятельности и в занимательных игровых методиках обучения; очень важно осознание результатов учения;

д) необходимость сокращённых по времени уроков (35 минут), а также пауз во время урока - физкультминуток, смены видов деятельности, устной и письменной работы и пр.;

е) очень велики индивидуальные особенности развития детей, поэтому важна индивидуальная работа, подтягивание работающих медленно и отстающих.

Для правильной организации обучения грамоте необходимо предварительное изучение уровня языковой готовности к обучению. Изучение проводится в августе или еще раньше - весной, при посещении учителем детского сада и семей будущих первоклассников. Знакомство происходит в живой беседе, детям задают вопросы, предлагается рассказать о чем - нибудь интересном, выясняется их общий кругозор. Для учета результатов знакомства можно рекомендовать следующую схему:

Умение читать: читает целыми словами; читает по слогам (аналитическое чтение); читает по буквам (неправильный способ чтения); знает не менее половины букв, но не читает; знает менее половины букв; знает лишь отдельные буквы.

Умение писать: умеет писать все буквы, пишет слова (печатными или письменными буквами); вычленяет в письменной букве ее части - элементы; называет их; изображает букву на бумаге по элементам, не нарушая последовательности начертания, количества, формы и пространственного положения их; умеет писать лишь некоторые буквы; не умеет писать вовсе. Готовность к звуковому анализу: правильно угадывает ударный слог (или звук); делит слова на слоги; выделяет звук в слове или в слоге; правильно произносит все звуки вне слова (указать дефекты произношения, если они есть); громкость речи, дикция. Устная связная речь:

а) чтение стихотворений наизусть: знание не менее трех стихотворений, охотно
их читает; знает 1-2 стихотворения, читать стесняется; стихов наизусть не
знает;

б) рассказывание сказок: умеет рассказывать одну или несколько сказок;
пытается рассказать, но неудачно; не умеет и не пытается рассказать (учитель,
обследующий детей, указывает логические, композиционные и речевые
ошибки, допущенные ими);

в) рассказы по картинке: связный рассказ - более 20 слов, правильное
построение предложений; от 10 до 20 слов,


правильное построение предложений; связный ответ до 10 слов; односложный ответ из 2-4 слов.
Активность детей: сами изъявляют желание рассказать что — либо,
обращаются с вопросами; отвечают на заданный вопрос - подробно, сложным
ответом или односложно.

Синтаксис речи: размер предложений; четкость построения предложения; простые предложения и сложные; полные предложения и неполные, эллиптические; характерные ошибки в построении предложений и в связях между ними.

Лексика: богатство лексики, разнообразие употребляемых слов; есть ли неоправданные повторы слов; точность, правильность употребления слов, типичные недочеты словоупотребления.


 


Все собранные сведения фиксируются в двух вариантах: о каждом учащемся отдельно, что необходимо для индивидуального или дифференцированного подхода в обучении, и обо всем классе в целом, с целью получения «усреднённых» характеристик. Последние необходимы для выбора методики общеклассной работы на уроке.

4. Ориентировочные словарно - логические упражнения.
Иллюстративный материал учебника дает учителю возможность вырабатывать
в добукварный период умения:

а) выделять в предметах определенные признаки, сопоставлять и различать предметы по принципу их сходства и различия; обобщать предметы, классифицировать их по видо - родовым классам и др. Деятельность учителя в добукварный период направлена на пополнение, обогащение и уточнение словаря. Изучая индивидуальные особенности детей, учитель определяет, что словарный запас ребенка зависит от многих факторов; особенностей воспитания; образа жизни и деятельности семьи; сферы деятельности родителей; круга общения ребенка со взрослыми и сверстниками и т.д. Многие школьники не знают лексического значения слов из бытовой, общественной, терминологической учебной лексики. В этот период словарный запас первоклассников пополняется в пределах достаточно большого круга тематических групп: школа и школьное оборудование, школьные принадлежности, виды учебно-воспитательной деятельности, труд взрослых и детей; растения и животные; бытовая лексика; игровая деятельность детей и т.д.

Кроме существительных и глаголов, первоклассники учатся вводить в свою речь прилагательные, числительные, местоимения и другие части речи.

Предметные си сюжетные рисунки в букваре дают возможность понять или уточнить значение слова, ввести его в словосочетание, предложение, связную речь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.