КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
План лекции. Тема. Краткий обзор методов обучения русской грамоте
Тема. Краткий обзор методов обучения русской грамоте. Научные основы методики обучения русской грамоте. Особенности современного звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте. Лекция 1. Цели и задачи методики обучения грамоте в дореволюционный и послереволюционный периоды. 2. Основные методы обучения грамоте. 3. Особенности буквослагательного и слогового методов. 4. Аналитический звуковой метод Золотова - шаг вперёд от догматической методики. 5. Синтетический звуковой метод Корфа, его положительные и отрицательные стороны. Особенности метода Л.Н.Толстого. 6. Звуковой метод К.Д. Ушинского, его последователи. 7. Особенности современного звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте. 8. Научные основы методики обучения русской грамоте. Литература. 1. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах; М.:«Просвещение», 1987. 2. Методика русского языка № В.А. Кустарёва и др.- М.: «Просвещение», 1982. 3. Русский язык в начальных классах (теория и практика обучения) под редакцией М.С. Соловейчик М.: 2000.
Основной задачей обучения грамоте всегда было формирование умений по чтению и · обучение чтению и письму детей - шестилеток; · игровые методы обучения как форма познавательной учебной деятельности; · развивающий потенциал обучения в период обучения грамоте; · решение задач подготовки к усвоению грамматики, орфографии и фонетики в процессе обучения чтению и письму; · личностно-ориентированный подход при обучении грамоте и др. 2. Не утихают в современной методике и споры по методам обучения грамоте. Одним из Обсуждение методов обучения грамоте, учебных комплексов (программ, учебников и пр.) для 1 класса, методических пособий для учителей продолжается и сегодня. В такой ситуации учитель должен знать, как развивалась русская наука об обучении грамоте - букваристика и какие методы использовались в школьной практике. Исторически методы обучения грамоте сводятся к четырем основным: буквослогательному, слоговому, разновидностям звукового метода и методу целых слов. 3. Буквослогательный - это наиболее ранний метод обучения грамоте. Он появился в России в 16 веке и просуществовал до 19 века. Буквослогательный метод опирался на механическое заучивание названий букв (ази, буки, веди, добро, еже, люди), затем заучивались слоги (глаголь+ази-га) и лишь после этого начиналось чтение по слогам: например, так читалось слово трава: твердо-рцы-азъ-тра; веди-азъ-ва= трава. Недостатки этого метода: а) он направлен на механическую зубрёжку букв; б) обучение грамоте не опиралось на звуки, звучащую речь; в) не требовалось слитного чтения слога (слогового принципа). С введением Петром 1 гражданской азбуки и упрощенным названием букв выделился слоговой метод: после запоминания нескольких букв дети заучивали механически слоги и учились читать с ними слова, не осознавая, из каких букв состоят они. 4. В 40-х годах 19 в. в России появился аналитический звуковой метод Золотова. Обучение грамоте происходило от целого к части: предложение делилось на слова, слоги, заучивалось их начертание, начертания сочетаний букв т.е. преобладали зрительные упражнения, а звуковой анализ слова начинался только после запоминания начертания слова. В этом был его недостаток. 5. Синтетический звуковой метод разработал в России Н.А.Корф, заимствовав его у Близким к звуковому считался метод обучения грамоте Л.Н.Толстого. Он составил «Азбуку» и «Новую азбуку» по «слогослуховому» методу: т.е. делил слоги на звуки, учил соединять звуки в слоги, правильно их читать. Так развивался речевой слух детей. Толстой ввел одновременное обучение письму - печатание букв, слов. 6. Поиски и споры привели букваристов к выводу, что звуковые методы преобладают над а) письмо, опирающееся на звуковой анализ, должно идти перед чтением; б) он объединил анализ и синтез, ввел систему аналитических и синтетических упражнений со звуками, слогами и словами; в) Ушинский соединил обучение грамоте с развитием речи. Однако Ушинский не учел позиционного изменения сослагаемых (например: уж, зуб), что приводило к смешению звуков и букв, так как не была еще разработана фонетика. Последователи Ушинского Водовозов В.И., Бунаков Н.Ф, Тихомиров Д.И., Вахтеров В.П. и др. преобразовывали его методы, меняя порядок изучения звуков и букв, исходя из принципа частотности употребления их в речи, ввели подготовительные (добукварные) звуковые упражнения, отказались от опережающего письма. Однако, несмотря на усовершенствование букварей и методики, самым трудным моментом в обучении грамоте оставался переход от звука (буквы) к слогу. Попытку преодолеть эту трудность сделал И.Н. Шапошников, введя метод «живых» звуков, (см. М.Р.Львов, стр. 39). Метод целых слов, появившийся в России, не оправдал себя (там же стр. 46). 7. Основным методом обучения в современной школе есть звуковой аналитико-синтетический метод, основанный на звуковом методе Ушинского. Его особенности: а) метод звуковой — за основу аналитической и синтетической работы берется звук, а буква вводится после знакомства со звуком; б) метод аналитико-синтетический — звуковой анализ предшествует синтезу; г) единицей чтения выступает слог, поэтому - большое внимание к чтению слогов, использованию слоговых и лучевых таблиц, слоговых схем и т.д. д) вводится типовой план изучения звука и буквы на уроках чтения и письма; е) обучение грамоте носит воспитывающий и развивающий характер; включает в себя ё) осуществляется дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся; ж) вводятся пропедевтические элементы грамматики, орфографии, лексикологии без
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 4464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |