Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 19. Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране труда




В ст. 37 КРФ – каждый гр. имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а т.ж. право на гарантированное возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им труд. Обязанностей.

НПА: К РФ, ТК РФ, ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «Технический регламент зданий и сооружений», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «О техническом регулировании» (регулирует порядок прохождения и сертификации средств индивид.и коллективной защиты)

ФЗ от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"

Охрана труда - система сохр.жизни и здоровья работников в процессе труд.деятельности, вкл.в себя правовые, санитарно-гигиеннические, организационно-технические, социально-экономические, лечебно-проф., реабилитационные и иные мероприятия.

В узком смысле - совокупность норм, которыми устанавливаются правила, процедуры, направленные на сохр. жизни и здоровья работников.

Безопасные усл.труда. – усл.труда, при которых воздействие на работающих вредных и опасных производственных факторов исключено, либо не превышает установленные нормативны.

Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.(часть восьмая в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)Контролирующие органы: госинспекции труда, Роспотребнадзор, Ростехнадзора, Минздав, Роструд, Комитеты субъектов по занятости населения

Работодатель обязан обеспечить:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

создание и функционирование системы управления охраной труда;

применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;ознакомление работников с требованиями охраны труда;разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Задачи надзора:

- обеспечение своевременной и тщательной проверки каждого случая производственного травматизма

- по заявлениям граждан о непринятии долж.л. предприятий надлежащих мер по обеспечению условий труда проводить проверки, в т.ч. с привлечением специалистов

- по каждому случаю укрытия несчастного случая на производстве, несвоевременного и некачественного проведения работодателями и контрол.органами расследования травматизма ставить вопрос о привлечении к ответственности, направлять в вышестоящий орган преставление с постановкой вопроса о привлечении к дисциплинарке, вплоть до увольнения.

Источники:

- сведения статистики

-сведения из ОМС

- сведения из служб соцзащиты и профсоюзов;

- сведения ОВД;

- сведения лечебных заведений

- судебная практика

- СМИ; - обращения граждан; - обобщение имеющихся данных.

При проверке госорганов:

- надлежащим ли образом организован надзор и контроль

- наличие плана проверок и его выполнение;

- наличие актов проверок и их результаты, анализируются ли причины нарушений и их распространенность;

- какие меры реагирования применялись и их результативность, возмещался ли материальный ущерб,

- нарушение административного законодательства при привлечении к ответственности граждан, руководителей

- контроль за выданными предписаниями

- соблюдение срока рассмотрения жалоб

-наличие контроля за расход.средств на охр. труда

- соблюдение порядка учета и расследования несчаст. случаев, наличие случаев укрытия таких фактов

- принимаются ли меры по предотвращению нарушений и несчастных случаев

- исполнение предписаний контрол. Органов

- финансирование охр.труда

- обеспечение безопасных условий труда

При проверке предприятия:

- выявлялись ли ранее нарушения трудового законодательства, какие меры реагирования принимались и как это повлияло на колич.правонарушений;

- какова колич. и кач. характеристика нарушений

- обстоятельства, способствовавшие совершению правонарушения,

В лечебных учреждениях ознакомиться с журналом приема больных на стационар, сверить данные медучреждений с бухгалтерией предприятия, в СМЭ ознакомиться с формами отчетности.

Типичные нарушения:

- сокрытие от учета и не проведение расследований по несчастным случаям на производстве;

- несоответствие условий труда санитарно-эпидем.требованиям

- неисполнение вышеуказанных обязанностей работодателем

- отсутствие службы охраны труда на предприятиях свыше 50 чел

- допуск к работе лица, не прошедшего инструктаж по технике безопасности.

 

ФЗ от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

В качестве предмета регулирования комментируемого Закона в ч. 1 статьи названы отношения, возникающие, во-первых, в связи с проведением специальной оценки условий труда и, во-вторых, в связи с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Понятие специальной оценки условий труда определено в ч. 1 ст. 3 комментируемого Закона как единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст. 19 данного Закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Из сферы действия специальной оценки условий труда законом исключаются следующие категории работников:

1) надомники. Согласно части 1 ст. 310 ТрК РФ (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ) надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет; надомник может выполнять работу, обусловленную трудовым договором, с участием членов его семьи; при этом трудовые отношения между членами семьи надомника и работодателем не возникают;

2) дистанционные работники. Как определено в ч. 1 ст. 312.1 ТрК РФ (в ред. Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 60-ФЗ <24>), дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в т.ч. сети Интернет;

3) работники, вступившие в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. В соответствии с ч. 2 ст. 309 ТрК РФ (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ) работодатель - физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, не имеет права производить записи в трудовых книжках работников и оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые; документом, подтверждающим период работы у такого работодателя, является трудовой договор, заключенный в письменной форме.

Новым законом (ст.5) закреплена единственная обязанность работника в связи с проведением специальной оценки условий труда - обязанность ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда. Это является новеллой, т.к. поскольку Порядок аттестации рабочих мест (2011 г.) не определял перечень подобных прав и обязанностей работника в связи с проведением аттестации рабочих мест по условиям труда.

В качестве прав работника предусмотрено 1) право присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

2) право обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда (в юридико-технических целях обозначается "эксперт"), за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

3) право обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

Основными процедурами, осуществляемыми в рамках проведения специальной оценки условий труда, являются:

1) подготовка к проведению специальной оценки условий труда (ст. 9 Закона);

2) идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ст. 10 Закона);

3) декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 11 Закона);

4) исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов (ст. 12 Закона);

5) оформление результатов проведения специальной оценки условий труда (ст. 15 Закона).

по общему правилу специальная оценка условий труда на рабочем месте должна проводиться не реже чем один раз в пять лет. При этом прямо определено, что указанный срок подлежит исчислению со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда;

Законом могут быть установлены отступления от указанного общего правила. Под этими отступлениями подразумеваются положения ч. 1 ст. 17 данного Закона, предусматривающие случаи проведения внеплановой специальной оценки условий труда. Согласно части 2 указанной статьи внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления таких случаев.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2095; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.