Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И его сущность




1. Образовательные услуги и их потребители. Постоянное возобновление и развитие потенциала человеческого общества обусловлено сменой поколений. Способом решения этой социально значимой задачи является образование, т.е. обучение и воспитание человека. Смысл и назначение общего образования отражены на рис. 1.

 

                           
   
Социальные потребности – «обучение, воспитание, развитие»
 
   
 
   
       
 
 
 
Исходный «материал» – «дошкольник»
 
Результат работы – «выпускник»

 

 


Рис. 1. Смысл и назначение существования системы общего образования в обществе

 

Трансформация образовательной системы предполагает осуществление целого комплекса мероприятий, который бы служил механизмом реализации поставленных задач. Процесс реформирования образования ориентирован обычно на реформирование содержания обучения, изменение учебно - методического обеспечения и трансформацию организационной структуры модели различных образовательных учебных заведений. Более глубокая реформа, процессы обновления системы образования актуализировали вопросы управления школой как условие, обеспечивающего новое качество образова­ния. Сегодня педагогические коллективы образовательных учреждений ориентированы на реализацию задач, поставленных Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы.

Рассмотрим функционирование образовательных учреждений (ОУ) на рынке образовательных услуг, в осознании места, роли и механизма функционирования ОУ в системе общественного разделения труда. Воздействие на ОУ верхнего уровня иерархии проявляется, например, в том, что государственные органы управления народным образованием определяют «правила игры» учебных заведений по следующим наиболее значимым для общества направлениям:

1) формирование общих условий функционирования ОУ, включающих правовое пространство, систему налогообложения, отношения собственности;

2) определение объемов выделяемых общественных ресурсов и установление основных сфер их использования;

3) осуществление контроля за соблюдением условий государственной лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Имеющееся у семьи учащегося возможности выбора ОУ требует от последнего целенаправленной работы с семьей как потенциальным потребителем образовательных услуг. Для этого ОУ в лице его руководства должно выявить целевые группы потребителей, изыскать перспективную «нишу», изучить ее запросы и возможности.

Не менее важно ориентироваться в действиях и потенциале ОУ - конкурентов, доступных и эффективных средствах продвижения образовательных услуг на рынке, правилах и нормах поведения на нем. Это важно для осмысления того, с кем данному ОУ придется соперничать, чем соперник превосходит нас, за счет чего мы можем его опередить, в чем и как можно наладить с ним взаимодействие.

Исходя из анализа ситуации, ОУ должно определиться, каких принципов оно будет придерживаться в своей деятельности, какие цели поставит, какой базовый комплекс средств маркетинга задействует для их достижения, т.е. сформировать стратегический выбор.

Этот выбор предполагает его конкретизацию в планах и программах тактических действий ОУ, включающих решения по перечню предлагаемых образовательных услуг, их уровню качества, рекламе и т. д. Под услугой понимают действия определенного лица, совершаемые для удовлетворения потребностей иного лица и направленные на достижение блага последнего.

Услуги ОУ относятся к категории нематериальных. Их результатом может быть преобразование личности, ее развитие. Главным потребителем таких услуг выступает личность, однако полноценная реализация приобретенного образовательного потенциала становится возможной часто лишь при активном вовлечении в этот процесс смежных образовательных учреждений, предприятий и организаций, объединений граждан, которые не только используют созданный образовательный потенциал, но и обеспечивают условия для его совершенствования. В итоге, потребителем образовательных услуг являются социальные слои и общество в целом.

На сегодняшний день реально существует лишь механизм удовлетворения интересов государства. Органы государственного управления образованием (министерства, департаменты, управления) достаточно конкретно формулируют свои требования к результатам деятельности образовательных учреждений, а руководители учреждений обеспечивают их выполнение. С интересами личности в образовании у руководителя учреждения возникают определенные сложности. Далеко не всегда люди (особенно дети) могут конкретно сформулировать свои образовательные потребности, и нет отлаженных механизмов согласования интересов личности с возможностями образовательного учреждения.

Поэтому одной из важнейших проблем развития образования сегодня можно рассматривать недостаточную управленческую подготовку руководителей образовательных учреждений, в частности,по согласованию возможностей организации (ее внутренней среды) с потребностями клиентов (требованиями внешней среды).

2. Объективная необходимость менеджеров в образовании и функции менеджмента. В этих условиях и появляется настоятельная необходимость появления в ОУ менеджера, внешне вроде бы не подходящего по характеру своей деятельности для организаций, сеющих «разумное, доброе, вечное».

Однако, впечатление это весьма обманчиво, ибо менеджеры в системе образования были всегда. Для доказательства приведем лишь один пример иерархической системы управления образованием. Традиционно среди управленцев системы образования выделяют 3 группы (уровня), а именно:

высший уровень (административный персонал ОУ и органов управления образованием);

средний уровень - менеджеры методических, юридических, финансово-экономических и иных служб системы образования. Эти менеджеры, для которых особенно важна профессиональная компетентность, не наделены властными полномочиями, ибо лишь обеспечивают подготовку проекта управленческого решения высшего руководства;

первичный уровень (педагог как организатор управления учебно-познавательной деятельностью детей).

Поэтому задача формулируется предельно конкретно – любой сотрудник ОУ на своем рабочем месте должен быть умелым менеджером.

Это вытекает из постулата, согласно которому организация, в т.ч. и образовательная, не может существовать без менеджеров, потому что:

- менеджеры обеспечивают выполнение ОУ ее основного предназначения;

- менеджеры проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в ОУ;

- менеджеры разрабатывают стратегии поведения ОУ в изменяющемся окружении;

- менеджеры обеспечивают служение ОУ интересам общества;

- менеджеры являются основным информационным звеном связи ОУ с его окружением;

- менеджеры несут формальную ответственность за результаты деятельности ОУ;

- менеджеры официально представляют ОУ в церемониальных мероприятиях.

Термин «менеджмент» изначально означал умение объезжать лошадей и ими править. Английское слово " manage " (управлять) происходит от латинского " manu s" (рука). Позже этим понятием стали обозначать умение владеть оружием и управлять колесницами.

Трактовок менеджмента существует довольно много.

Менеджмент – это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения целей организации.

Менеджмент – это искусство и наука достижения запланированной цели через активную поддержку других людей.

Менеджмент - управление коллективами (организациями).

3. Базовые понятия функциональной схемы управления образовательного процесса. Понятие «управление» широко используется в различных науках, обозначая функцию, присущую организованным системам (биологическим, техническим, социальным, военным и др.).

Характеризуя окружающий мир, выделяют три его компонента: неживую и живую природу, человеческое общество. Это позволяет дать укрупненную классификацию процессов управления:

· процессы управления в неживой природе (в технических системах);

· процессы управления в живых организмах (в биологических системах);

· процессы управления в обществе (в социальных системах).

 
 

 

 


Рис. 2. Классификация процессов управления

 

Управление производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин, т.е. управление техническими системами, называют управление вещами. Эта область управления изучается преимущественно техническими науками.

Управление процессами, протекающими в живой природе, и процессами, связанными с жизнедеятельностью организмов, относится к управлению биологическими системами. Эта область управления является предметом изучения естественных наук.

Управление как воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, коллективы, классы, с их различными интересами называют управлением людьми. Эта область наиболее сложная. Она является преимущественно предметом изучения социальных (общественных) наук.

Управления можно рассматривать в статистике – как структуру и в динамике – как процесс.

Структура управления – эта система органов управления. Под управлением понимается элемент, функция, обеспечивающие сохранение определенной структуры организованных систем, поддержание режима их деятельности, реализацию их программы и целей.

Управление - совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации.

Субъект управления - носитель предметно-практической деятельности, источник управленческой активности, направленной на определенный объект управления; может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа.

Объект управления - часть объективной действительности, на которую направлено управленческое воздействие.

Между субъектом и объектом управления существует диалектическое взаимодействие и взаимовлияние. При этом важным условием эффективности управления является соответствие субъекта управления его объекту.

Процесс управления как особый вид человеческой деятельности возникает из необходимости обеспечить целенаправленность и согласованность работы участников коллектива. Если отдельный ремесленник сам управляет своими действиями, то коллектив ремесленников нуждается в мастере, т.е. в руководителя, осуществляющем функцию управления.

Следует отметить, что до эпохи империализма функция управления оставалась более или менее универсальной. Управление производством осуществлялось самим капиталистом или небольшой группой его особо доверенных лиц. (Собственник и управляющий – одно лицо).

И только разделение труда, его специализация и кооперация, строгая взаимообусловленность движения овеществленного и живого труда вызвали к жизни особую функцию деятельности – управления.

В последние годы сформировалась новая отрасль науки – социальное управление, которая исследует общие закономерности управления, присуще всем социальным системам.

Предмет теории управления составляют законы управления как целостного, комплексного общественного явления.

Объект социального управле ния - деятельность людей.

Предмет социального управления - управленческие отношения:

1. между субъектом и объектом управления;

2. между членами организации, находящимися на одном и том же иерархическом уровне, направленные на взаимное согласование действий, исходя из поставленных задач;

3. между различными организационными подразделениями в пределах одного и того же объекта управления.

Таким образом, социальное управление - непрерывный процесс воздействия руководителя (субъекта управления) на организованную группу людей или на кого-либо из этой группы в отдельности (объект управления) по организации и координации их совместной деятельности для достижения наилучших результатов.

Научное управление есть целенаправленное планомерное систематическое управляющее воздействие на системы с целью достижения определенных результатов, при котором исключается игра случая, стихийное действие разнообразных факторов, учитывается их взаимодействие между собой.

Если просто сознательное управление предполагает обеспечение самими людьми необходимого порядка, урегулированности процесса, то научное управление обозначает еще и противодействие стихийно действующим факторам с достижением поставленных целей по ряду важнейших показателей и, следовательно, повышение производительности труда.

Характерные черты научного управления:

· познание и сознательное использование объективных закономерностей;

· обеспечение системности и непрерывности управленческих воздействий;

· моделирование (процесс построения и исследования моделей, которые, отражая или воспроизводя реальные объекты (либо отдельные процессы в них) способны их замещать) управляемых объектов и процессов;

· количественные измерения явлений;

· диалектическое переплетение государственного, хозяйственного, общественного управления производством и т.д.

Следует различать понятия «научное управление» и «научные основы управления».

«Научные основы управления» - это система научных знаний, составляющих теоретическую базу практики управления. Научные основы управления состоят из трех частей:

Ø методологических основ управления;

Ø теории управления;

Ø конкретных управленческих наук об элементах, функциях и аспектах управления («Психология управления», «Этика руководителя», «Управленческое решение» и т.д.).

В методологические основы управления входят те разделы, в которых исследуются проблемы управления обществом.

Концептуальной основой управления, что и показано на рис. 3, являются два понятия – «управленческая школа» и «управленческий подход».

 

       
 
 
   

 

 


Рис. 3. Базовые составляющие теории управления

 

В теории управления выделяется 5 управленческих школ (концепций), а именно:

- концепция научного управления, рассматривающая управление как точную науку, которая получила свое развитие в США с начала ХХ-го века. Ее основоположником был Фредерик Тейлор, опубликовавший в 1911 г. работу "Принципы научного управления";

- концепция административного управления (Анри Файоль) была направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом;

- классическая школа управления развила принципы управления, описала функции управления, осуществила использование системного подхода к управлению;

- концепция школы человеческих отношений (Элтон Мэйо, Мэри Фоллет) впервые определила менеджмент как «обеспечение выполнения ра­боты с помощью других лиц»;

- поведенческая концепция - это современная теория, получившая свое развитие в 60-е годы прошлого века. Ее основное кредо - повышение эффективности организации в результате усиления отдачи ее человеческих ре­сурсов;

- школа науки управления (количественный подход или исследование операций), сформировавшаяся на базе опыта военного планирования в 50-х годах, предусматривает применение методов научного исследования к операционным проблемам организации.

Кроме школ управления, в теории менеджмента выделяются 3 научных подхода:

- процессуальный подход, рассматривающий менеджмент как совокупность тех или иных воздействий субъекта управления на объект управления;

- системный подход, анализирующий проблему управления в единстве всех ее элементов;

- ситуационный подход, предусматривающий выработку тех управленческих решений, которые наиболее приемлемы в данной ситуации.

В самом общем виде структурная схема менеджмента образователь­ного учреждения может быть описана рис. 4.

 

       
 
 
   

 

 


Рис. 4. Структура менеджмента ОУ

 

На основе общего понятия «менеджмент» появились формулировки, относящиеся к педагогике.

Понятия «управление» и «менеджмент» часто используются как синонимы, но между ними есть различия. Управление представляет собой всеобщую человеческую деятельность, а менеджмент – это его специфическая область, включающая деятельность специалистов по обеспечению успешной деятельности организации.

Идеи и концепции управления образованием разрабатываются учеными-педагогами и используются руководителями организаций образования для повышения эффективности управления школой: идея проблемно-ориентированного управления, позволяющая перейти от эпизодических мер в управлении деятельностью педагогов к созданию стабильного механизма целевой ориентации участников образовательного процесса на решение совокупности проблем (Ю.А.Конаржевский, В.С.Лазарев, А.М.Моисеев); концепция рефлексивного управления, рассматривающая управление как рефлексивное взаимодействие его участников (Т.М. Давыденко, А.Я.Найн, Т.И.Шамова); концепция профессионального управления (Л.А.Шипилина); теория внутришкольного управления (В.М.Лизинский, Н.В.Немова, М.М.Поташник, П.И.Третьяков, И.К.Шалаев и др.); идея исследовательского подхода в управлении (Ю.М.Коротков, Т.И.Шамова и др.).

Педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития (В.П. Симонов).

Педагогический менеджмент характеризует направленность на интересы, потребности, мотивы субъектов образовательного процесса.

Цель педагогического менеджмента - оптимизация управления образовательным учреждением. В ОУ все процессы взаимосвязаны, так как это педагогическая система. Поэтому, чем эффективнее будет управление этой системой, тем успешнее будет каждый ученик и педагог, то есть именно через управление реализуются основные цели образовательного учреждения.

Основная задача управленца (директора, зам. директора, учителя) как менеджера образовательного процесса - создание условий для реализации целей и задач, стоящих перед образовательным учреждением. Важным фактором выступает единство целей всех субъектов управления. Придти к общим целям возможно лишь при создании условий для самореализации каждого участника этого процесса.

К таким условиям можно отнести:

- личностно-ориентированное управление;

- реализацию основных принципов педагогического менеджмента;

- осуществление в единстве и взаимосвязи функций педагогического менеджмента;

- выбор оптимального стиля педагогического менеджмента;

- сочетание менеджмента администрации с самоменеджментом каждого педагога.

Акмеологический смысл педагогического менеджмента состоит в его направленности на развитие профессионализма и личностной самореализации всех участников процесса управления.

Крылатый менеджмент:

· Управлять - значит делать что-либо руками других.

· Оптимальное управление предполагает бережное отношение к человеку, только тогда он становится союзников.

· Управлять людьми - значит учитывать их достоинства, превращая в возможности.

Грамотный менеджмент - это формула успеха. В современных условиях исключительное значение приобретает разработка научных основ управления системой просвещения (педагогический менеджмент), серьезное изучение путей совершенствования стиля и методов руководства ею.

Школа – сложный организм, представленный системой «администрация – учитель – ученик», где неотъемлемым элементом является человек. Человек активно участвует в формировании этой системы, влияет на характер связей и отношений, их функционирование и развитие. Речь, таким образом, идет о социальной по своей природе системе.

Следовательно, управление школой – есть управление социальной системой.

Что же является объектом управления в школе? Объект управления – система деятельности людей.

Объект управления – управляемое звено, элемент (или совокупность элементов) системы управления, воспринимающий воздействие управляющее со стороны другого (других) элементов.

Люди, включенные в социальные процессы, обмениваются деятельностью. Этот обмен выступает как условие существования общественных отношений. Т.е. в школе люди вступают в определенные отношения между собой.

Отношения управления – это те связи, которые отражают организацию совместной деятельности участников педагогического процесса в школе.

То есть предметом управления являются отношения управления, возникающие при взаимодействии людей и коллективов в процессе подготовки и реализации управленческого воздействия.

Управление социальной системой, которой является школа, образовательное учреждении, есть управление людьми, а точнее их деятельностью и регулирование возникающими в процессе совместной деятельности отношениями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.