Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реализации функции целеполагания




1. Сущность функции целеполагания. Целеполагание - один из важнейших компонентов управленческой деятельности, а также общего функционирования организаций. Оно является и основной функцией руководителя, и этапом управленческой деятельности, и ее структурным компонентом.

Целеполагание - формулировка или выбор цели функционирования организации, а также ее конкретизация на подцели и их согласование.

По своему содержанию, и по роли в управлении целеполагание является именно управленческой функцией, пронизывающей всю деятельность руководителя.

Так, целеполагание нельзя приурочивать только к начальному этапу управления по двум причинам:

- определение общего направления деятельности организации, действительно, предшествует всем иным, функциям. Однако в ходе всей последующей деятельности также имеет место переформулирование и (или) формулировка новых целей. Это необходимо в тех случаях, когда выясняется неэффективность или ошибочность изначально сформулированных целей.

- специфической обязанностью руководителя является постановка целей перед исполнителями, что также включено во весь процесс организационного функционирования.

Цель - системообразующий фактор организаций.

Это означает, что именно цель определяет общую направленность деятельности школы, ее состав (как подразделений, так и персонала) и структуру, регулирует характер существующих в организации взаимосвязей между ее компонентами, а также интегрирует их в согласованную систему. Кроме того, она выступает и основой для критериев выработки наиболее важных, стратегических решений в образовательном учреждении, определяет содержание планирования.

Цель значимо влияет: на общий имидж, на деятельность школы, поскольку определяет главные приоритеты ее функционирования.

Зависимость практически всех иных управленческих функций от конструктивности целей очень выражена. Любые дефекты целеполагания немедленно и негативно сказываются на каждой из функций, на общем процессе организационного функционирования. Нечеткость и неопределенность целей - одна из основных причин низкой эффективности организаций и их нестабильности. Как отмечал М. Монтень, «кто никуда не плывет, для того не бывает попутного ветра».

В организациях образования проявляются три основные типа целей: цели-задания, исходящие от вышестоящих органов и отражающие внешнюю функцию учреждения (государственная программа, поручения); цели-системы, отражающие объективную необходимость поддержания целостности организации, цели-ориентации, выражающие потребности членов организации. Эти системы целей не иерархичны, они могут образовывать противоречивые сочетания, особенно в условиях нововведений.

Реализация функции целеполагания начинается с определения наиболее общей цели организации, выступающей основой для всей ее деятельности. Для определения этой наиболее общей цели используются понятия философия компании, политика фирмы и чаще всего миссия организации.

Миссия детализирует статус организации, декларирует ее главные задачи и определяет общие направления ее деятельности и руководства ею.

В науке управления отсутствуют однозначные рецепты определения миссии организации, хотя выполнение одного, наиболее общего правила считается обязательным. Миссия должна включать формулировку общих и широких, социально значимых целей. Поскольку любая организация образования является социальной и открытой системой, она сможет выжить, если будет удовлетворять какую-либо потребность, находящуюся вне ее.

В этой лаконичной формулировке содержатся все необходимые черты правильно сформулированной миссии: ориентация на потребителя, определение сферы деятельности, направленность на широкие социальные цели.

Кроме того, миссия не должна зависеть от текущего состояния дел в школе, форм и методов ее работы; наоборот, они сами должны определяться миссией.

Итак, миссия образовательного учреждения является своеобразным фундаментом для последующей реализации функции целеполагания - для формулировки основных целей и задач организации.

Пример: Миссия «IT-школы - школы будущего!» заключается информатизации образования как условия получения качественного образования, развития личности, ориентированной на творческую деятельность и активную жизненную позицию.

Примечание: IT - информационные технологии.

2. Типология целей организации образования. Существует несколько основных способов классификации целей, различающихся по использующимся в них критериям.

1.Одним из главных параметров системы целей организации является их иерархичность.

Общие цели должны быть конкретизированы в целях основных ее структурных подразделений. Поскольку эти подразделения также включают в себя различные структуры (например, методические объединения, кафедры, ученическое самоуправление, классы и пр.), то возникает еще один уровень целей. Подобное «дробление» целей имеет место вплоть до уровня отдельного члена организации – исполнителя (педагога, учащегося), деятельность которого также должна иметь четкую цель,

Цели индивидуальной деятельности каждого исполнителя должны быть согласованы с целями более высоких уровней и иерархически им соподчинены.

Таким образом, цели классифицируются по их иерархическому статусу на четыре основных типа: цели руководства высшего, среднего и низшего уровней управления, а также индивидуальные цели исполнителей.

2. По критерию временной перспективы выделяют долгосрочные (перспективные), среднесрочные и краткосрочные цели. Долгосрочные цели, согласно Д. Стейнеру, имеют «временной горизонт» равный пяти годам; среднесрочные - от 1 до 5 лет; краткосрочные - до 1 года. Между этими группами целей существуют иерархические отношения соподчинения.
Долгосрочные цели (1-й уровень) определяют среднесрочные цели (2-й уровень), которые, в свою очередь, определяют краткосрочные цели (3-й уровень).

3. По критерию значимости выделяются три основных типа целей - стратегические, тактические и оперативные.

4. Цели подразделяются также на две обобщающие группы - внешние и внутренние цели организации. Типичным примером первых являются цели, поставленные в Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы; вторых, например, - «использование ресурсов информатизации как действенного инструмента совершенствования качества образования, повышения эффективности управления образовательным процессом на всех уровнях, обеспечение информационной открытости гимназической образовательной системы».

5. По признаку очередности их реализации, приоритетности различают три группы целей: особо приоритетные (неотложные), первоочередные (так называемые «горячие»), приоритетные и отсроченные.

Наряду с рассмотренными - общеорганизационными критериями классификации целей существует также три основных психологических критерия их классификации.

Во-первых, разделение целей на три группы, в зависимости от числа лиц, к которым они относятся. Это - глобальные (общеорганизационные), локальные (групповые) и индивидуальные цели.

Во-вторых, различение целей по четкости и определенности их постановки на структурированные, четкие - так называемые хорошо определенные цели, и «размытые», неструктурированные цели.

В-третьих, полезно различать формальные и реальные цели индивидов и групп, включенных в организацию. Данное разделение фиксирует тот факт, что формальное декларирование руководством целей еще не гарантирует, что они будут приняты подчиненными и реальными мотиваторами исполнительской деятельности.

Управление как целостная система ориентирована на достижение всех целей и задач организации. Это может быть достигнуто, если руководитель каждого из уровней иерархии управления будет иметь четко определенную систему собственных целей, а содержанием его деятельности будет их реализация в пределах выделенных ему должностных полномочий, прав, обязанностей и временного ресурса. Цели каждого уровня должны при этом не только «спускаться на него сверху» путем директивно-нормативных предписаний, но и согласовываться с ними, в том числе – и в процессе совместного обсуждения.

Все рассмотренные типы целей организации и руководителя тесно взаимосвязаны. Эти связи интегрируют всю совокупность целей организации в определенную систему, которая обозначается понятием «сети целей организации» может быть схематически представлена в виде так называемого «дерева целей».

 
 


Рис. 3 - Схема «дерева» целей

 

3. Требования к реализации функции целеполагания. Главной характеристикой хорошо поставленной цели является ее определенность. Она имеет два аспекта - объективный и субъективный.

Объективно определенность означает:

- четкость и однозначность формулировки цели, содержащей полное описание всех параметров будущего результата, который ей предписывается;

- конкретность в способах задания целей и ее содержания, включая допустимые временные ограничения для ее достижения;

- измеримость цели.

В субъективном плане определенность цели означает полное и точное ее восприятие исполнителями именно в том смысле и в том аспекте, в каком она была изначально сформулирована. Цель должна быть, поэтому формулирована «на языке» ее исполнителей.

Другой важной характеристикой целей является их реалистичность, т.е. высокая вероятность достижения в сложившихся конкретных условиях (другое название этой характеристики - «достижимость»).

Цели должны быть доступны проверке – контролю. В связи с этим к целям предъявляется требование верифицируемости (т.е. дословно - проверяемости). Это требование является комплексным и включает ряд более частных характеристик.

К ним относятся:

- четкость,

- конкретность и определенность постановки заданий: по возможности - количественное их выражение,

- возможность измерения (шире - диагностики) реально получаемого результата и его сравнения с целью;

- наличие возможностей контроля за процессом и достигнутым результатом.

Однако обеспечение свойства верифицируемости - это в целом достаточно трудная задача, поскольку очень многие цели в образовании не поддаются строгому количественному выражению и являются качественными. Кроме того, существует и сильное сопротивление этому со стороны подчиненных, поскольку размытый характер целей (их неверифицируемость) является одним из путей, помогающих избежать ответственности в случае не достижения целей'.

4. Общеорганизационные правила выработки целей системы управления:

- наиболее общая цель организации должна содержать, возможно, более детальное и специфицированное описание конечного результата ее функционирования;

- реализация подцелей каждого нижележащего уровня является необходимым и достаточным условием достижения целей вышележащего уровня;

- при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения;

- подцели каждого уровня должны быть, хотя и согласованы в общем виде, но конкретно, по содержанию, независимы друг от друга и невыводимы друг из друга;

- фундамент «дерева целей» (низший уровень иерархии целей) должны составлять задачи, представляющие формулировку чисто исполнительских работ, которые могут быть выполнены определенным способом в заранее установленные сроки.

5. Функция целеполагания была положена в основу одного из наиболее известных подходов к организации всей управленческой деятельности - метода «управления по целям» (УПЦ). Его суть состоит в следующем:

Сам процесс УПЦ может осуществляться двумя основными вариантами.

Первый вариант предусматривает следующие этапы:

1) выработка кратких, четких формулировок целей;

2) разработка реалистичных планов их достижения;

3) систематический контроль, измерение и оценка работы и результатов;

4) корректирующие меры для достижения запланированных результатов.

Второй вариант:

1) определяется круг полномочий и обязанностей всех руководителей предприятия;

2) осуществляется разработка целей менеджмента в рамках установленных обязанностей;

3) составляются реальные планы достижения сформулированных целей;

4) производится контроль, измерение, оценка работы и полученных каждым руководителем результатов.

Таким образом, суть УПЦ - доведенная до логического и стройного завершения децентрализация всех управленческих функций по основным уровням иерархии организации.

Достоинства метода УПЦ:

- повышает мотивацию и пробуждает личную заинтересованность как руководителей средних и низших уровней, так и непосредственных исполнителей;

- децентрализует управление и придает ему большую гибкость;

- расширяет и повышает обоснованность базы планирования деятельности организации;

- более четко определяет роли исполнителей в структуре управления и придает большую четкость самой этой структуре;

- способствует выработке эффективных мероприятий по контролю исполнения.

Ограничения метода УПЦ:

- сравнительно большая трудоемкость,

- частая неспособность руководителей низшего звена к грамотной самостоятельной постановке целей;

- увеличение объема координационных задач по увязке деятельности разных уровней управления,

- объективные трудности постановки многих целей, в основном качественных.

В последнее время все большее распространение получает еще один, связанный с УПЦ подход к организации управления - менеджмент-аудит. Он уже не ограничивается спецификацией функции целеполагания, а представляет собой исследование всех аспектов работы организации и ее подразделений с целью разработки рекомендаций по изменению практики менеджмента и выявлению сфер деятельности, в которых имеются наибольшие возможности сокращения расходов и издержек производства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 3909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.