КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Закономерности и методы внутришкольного управления
1. Закономерности управления. Закономерность управления школой представляет собой отражение наиболее прочных, существенных, общих, необходимых, повторяющих и объективных связей и отношений возникающих и проявляющихся в ходе осуществления управленческой практики. Особенности функций управления: 1. Выделение в управлении отдельных функций – объективный процесс, обусловленный развитием производства и усложнением его управления. 2. Естественно-научной основой формирования и развития функций управления является разделение общественного труда в целом и в сфере управленческой деятельности в частности. 3. Движущей силой изменения функций управления является необходимость повышения эффективности управленческого труда и управляемой системы. 4. Функции управления обусловлены управляемой (объект управления) и управляющей (субъект управления) подсистемами, действующими законами науки управления, используемыми принципами управления и сложившимися в системе управления отношениями. 5. Организация управления и разделение управленческого труда, выбор и улучшение организационной структуры управления, использование методов и средств управления, информационных технологий, подготовка и расстановка кадров и др. происходит с учетом состава и содержания функций управления. 6. Любая функция управления реализуется во взаимосвязи и взаимодействии с остальными функциями управления. Закономерные (законом обусловленные) структурные и функциональные взаимосвязи не действуют с неизбежностью, а реализуются в виде тенденций, пробивающихся через множество конкретных явлений и обстоятельств, индивидуальных актов поведения и действий, подчиняющихся вероятностным «правилам игры». Реализация законов зависит от многих условий (переменных), но, прежде всего от управляющего субъекта, его знаний, способностей, но также и от управляемого объекта. Роль законов управления выражается в том, что они: - образуют теоретический фундамент науки; - способствуют переходу эмпирического подхода к профессиональному; - позволяют правильно оценить возникающую ситуацию; - позволяют анализировать зарубежный опыт; - выражают качественные свойства и связи процессов и явлений, характеризующих отношения управления и направления их развития. Закономерности управления школой (по Ю.А.Конаржевскому): 1. Научное управление школой может быть обеспечено только при условии его высокого аналитического уровня. 2. Чем выше уровень целесообразности управленческой деятельности, тем эффективные ее результаты. 3. Чем выше уровень непрерывности управленческих воздействий, тем значительнее эффективность результатов управления. 4. Непрерывный характер управления не может быть реализован иначе, как через относительно замкнутые процессы, именуемые управленческими циклами. 5. Чем стабильнее ритм управления, тем выше организованность управляемой системы и эффективнее результат ее деятельности. 6. Взаимосвязанное и согласованное функционирование системы в целом обеспечивается соблюдением важнейших пропорций в деятельности и структуре управляющей и управляемой подсистем. 7. Управление может быть эффективным только в том случае, если управляющая подсистема обладает умением выполнять все виды деятельности, необходимые для управления данной системой. Психологические закономерности управленческой деятельности - з акономерности, определяющие динамику психических процессов, межличностных взаимоотношений, группового поведения. 1. Закон неопределенности отклика или закон зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различия их психологических структур. Т.е. разные люди и один и тот же человек в разное время могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия. 2. Закон неадекватности отображения человека человеком. Причины: - человек не знает себе достаточно; - защита от манипуляций. Закон неадекватности отображения человека человеком порождает принципы: а) принцип универсальной талантливости (нет людей неспособных, есть люди, занятые не своим делом); б) принцип развития (способности развиваются в результате изменения условий жизни личности и интеллектуально-психологических тренировок); в) принцип неисчерпаемости (ни одна оценка человека пи его жизни не может быть окончательной). 3. Закон неадекватности самооценки. 4. Закон расщепления смысла управленческой информации. Причины расщепления смысла управленческой информации: - иносказательные возможности языка; - различия в образовании; интеллект развития, физическом и психическом состоянии. 5. Закон самосохранения. Сохранение статуса – мотив социального поведения субъекта управления деятельности. 6. Закон компенсации – замещения. 2. Принципы управления. Принцип (от лат. «начало, основа») – это: - основное исходное положение какого-либо учения, теории, науки, мировоззрения, политической организации и т.д.; - внутреннее убеждение, нормы поведения и деятельности; - основная особенность устройства какого-либо механизма, прибора. Принципы управления – основные правила, которые должны соблюдаться субъектами управления при принятии различного рода управленческих решений. Принципы являются основной формой целенаправленного использования объективных законов в практике управления. Принципы и законы (закономерности) по сути дела отражают один и тот же фрагмент действительности, но отражают его в разной форме: закон - в виде образа (положительного знания), принцип - в виде определенного требования (регулятивной нормы). Отличие принципа от закона выражается и в том, что он может быть сформулирован на основе не одного, а нескольких законов, а также является выражением той или иной всеобщей формы бытия, того или иного свойства материальных и идеальных образований. Принципы управления объективны, т. е. не зависят от воли и желания отдельных личностей. Они являются не абсолютной истиной, а только лишь инструментом, позволяющим хоть немного поднять завесу над сверхсложным миром личности и коллектива и подсказать руководителю, как разумнее воздействовать на контролируемую систему и какую реакцию следует, вероятно, ожидать в ответ на управляющее воздействие. Таким образом, принципы управления можно представить как основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций. Что же касается единой системы принципов управления, то этот вопрос до настоящего времени однозначно не решен, Различные авторы, основываясь, безусловно, на объективном отражении действительности, по-разному подходят к классификации основных принципов управления. Многие ученые формулируют основные, по их мнению, принципы, базируясь на различных подходах к их систематизации. В одних работах выделяется лишь система основных принципов, в других выделяются две и более подсистем. Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. считают, что система принципов управления может быть классифицирована по трем основным группам принципов: это, во-первых, принципы работы с информацией (кибернетические), во-вторых, принципы формирования и обеспечения функционирования системы (организационные) и, в-третьих, принципы работы с персоналом. Каждая группа принципов призвана отражать выявленные закономерности соответствующего вида деятельности и формулировать предъявляемые к этой деятельности требования [2]: 1. Принципы работы с информацией ( кибернетические принципы), т.к. работа с информацией по своему объему составляет значительную долю в действиях субъекта управления любого уровня: - объективности, адекватности, что означает необходимость адекватного отражения (достоверной информации) субъектом управления реального состояния актуальных общественных потребностей и интересов, возможностей их удовлетворения и действия в соответствии с полученной информацией; - обогащения. Принцип обогащения состоит в том, что в ходе работы с информацией, последняя преобразуется в направлении «очищения» от несущественных элементов, которые не несут полезной нагрузки. Осуществляется переход информации в знания субъекта, верификации; - перехода информации в знания субъекта. Сведения, составляющие информацию, имеют отвлеченный, абстрактный характер чисто осведомительного назначения до тех пор, пока они не будут осознаны субъектом и не перейдут на новый уровень процесса познания. Полное осмысление реальной действительности субъектом управления дает ему возможность осуществить этот переход и плодотворно использовать отражающую ее информацию в управленческой деятельности; - верификации - проверки истинности теоретических положений, установление достоверности опытным путем. Организационные принципы:: 1) целеполагания; 2) сочетания централизма и автономности; 3) законности; 4) плановости; 5) объективности; 6) основного звена; 7) оптимальности и эффективности; 8) регламентации задач и функций; 9) непрерывности; 10) обоснованности. Принципы работы с персоналом: сочетание единоначалия и коллегиальности, создание благоприятных условий для работы, делегирование, постоянное повышение квалификации – развитие человеческих ресурсов, обеспечение творческой инициативы, конкурсное назначение, принцип первого руководителя, принцип автоматического замещения отсутствующего, принцип соответствия. Важно учитывать также принципы единства команды; демократизации управления; обратной связи; социальной ответственности; лояльности к персоналу; инновационности и, конечно, принцип стимулирования.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2132; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |