Этапы
| Содержание деятельности
| Действия
|
I Организа-ционный.
| Выход на обобщение своего опыта начинается с анализа затруднений, вычленение проблемы
педагог начинает замечать, что в сложившихся и привычных формах и методах, приемах организации работы есть такие моменты, которые не удовлетворяют его, потому что недостаточно эффективны. И тогда начинается творческий поиск педагога. Следовательно, первый этап изучения и обобщения ПО – обнаружение противоречия между сложившимися формами и методами работы, с одной стороны, и необходимостью повышения её эффективности – с другой. Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема в терминах педагогической науки. Учитель выходит на тему самообразования.
Другой путь, когда учитель в ходе анализа вычленяет то, что получается лучше всего, и также выходит на тему самообразования
| 1 Анализ затруднений, вычленение проблемы и выход на тему самообразования.
2 Вычленение того, что получается лучше всего, и также выход на тему самообразования.
|
II. Теоретическая и практическая подготовка
| В соответствии с проблемой начинается поисковая работа: выявляются находки, новинки в работе отдельных педагогов, имеющих определенные достижения в учебно-воспитательной работе. Определяется объект исследования, изучения и обобщения опыта
| Этап самообразования
|
III. Накопление фактического материала.
| Затем составляется развернутая программа изучения и обобщения опыта: окончательно формулируется тема и цель, которая ставится при этом; уточняется объект (школа, класс, кружок, учебный предмет, педагог, коллектив) и предмет изучения и обобщения. Предметом изучения и обобщения опыта становится то положительное, что присуще данному педагогу, его особый стиль в работе, который обеспечивает успех
| Составление развернутой программы изучения и обобщения собственного опыта
|
IV. Обра-ботка фак-тического материала
| На основе программы развертывается работа по сбору педагогических фактов и другого эмпирического и информационного материала. Полученный материал уточняется, проверяется его достоверность. Для дальнейшего изучения и обобщения педагогический опыт необходимо описать (назвать авторов, вычленить проблему, последовательно изложить суть опыта, описать конкретные условия и время, в которых он реализуется, показать успехи учебно-воспитательной работы, относящиеся к описываемому опыту)
| Педагогическая деятельность
Сбор фактического материала
Описание опыта:
1. авторы;
2. проблема — результативность;
3. суть опыта;
4. условия
|
V. Оценка изученного опыта и принятие решений
| Описанный опыт затем осмысливается: сопоставляются, сравниваются, анализируются факты, выделяются взаимосвязи между ними, выясняется характер зависимости педагогического процесса от конкретных условий. Отсюда следуют конкретные выводы. Здесь уместно вспомнить мысль К.Д. Ушинского о том, что прямое заимствование опыта одного педагога другим без учета конкретных условий пользы не принесет
| Этап анализа опыта, доведение его до навыка и принятия решения о распространении
|
VI. Пропаганда, распространение, внедрение передового опыта
| Осмысленный материал оформляется в виде доклада, статьи, методической разработки и рекомендаций, плаката, информации, текста лекции, брошюры, книги и т.п.
| Пропаганда, распространение, внедрение передового опыта.
|