КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Какой должно быть считалка
Слово-метки В этом и следующем разделах рассматривается новый способ учета откладываемых мерок при измерении и отмеривании — счет. В основе действия счета лежит представление об упорядоченном ряде чисел, в котором каждое число имеет собственное место. Таким образом, в счете используется порядковый аспект числа, свойства которого будут рассмотрены в следующем разделе. Для выявления этих свойств, т. е. для того, чтобы счет отражал осмысленное действие, а не механическую процедуру, первоначально используются нестандартные системы числительных, имеющие те или иные недостатки по сравнению с числовым рядом. Такими системами могут служить детские считалки, стихи и любые другие тексты. 1. Нужно от веревки отрезать кусок, длина которого равна длине доски. Веревка находится «на складе» — в дальнем углу классной комнаты. Дети предлагают измерить доску. Учитель соглашается и выдает мерку — маленькую планку. Кто-то из учеников должен выполнить измерение, проставляя в записи на доске метки. Учащиеся на партах делают только запись. Скоро обнаруживается, что работающему у доски трудно все время переключаться от откладывания мерки к постановке метки. Как упростить работу, не прибегая к помощи других? Скорее всего, дети предложат называть «числа». Учитель подчеркивает, что они предлагают не записывать метки, а называть слова. У. Но как быть, если малыш не знает таких слов — чисел? Вот маленький Юра использовал слова считалки (сообщается считалка, приведенная в учебнике). Опробуем и мы этот способ работы. Учитель помогает учащимся соотнести каждое откладывание мерки с отдельным словом считалки. Последнее слово, «чтобы не забыть», записывается в схему. Как же теперь отмерить веревку? Выясняется, что, откладывая мерку на веревке, нужно называть слова считалки до слова, указанного в записи. Работа выполняется при хоровом воспроизведении считалки. Отмеренный кусок веревки отрезается и прикладывается к доске. Дети убеждаются в том, что задача решена верно. Учебник, ч. 2, с. 18, 19. Упр. 1 — 5. В этих заданиях предлагается либо измерить величину, либо воспроизвести ее. В обоих случаях должны быть использованы слова считалки. Все это выполняется на материале разных видов величин: длины, площади, объема и количества.
В данном разделе в результате применения «дефектных» систем числительных выявляются следующие основные свойства числового ряда: 1) числа следуют в определенном порядке одно за другим. Этот порядок никогда не может нарушаться; 2) числа в ряду не могут повторяться. Каждое число встречается только один раз; 3) если нужно, ряд чисел всегда можно продолжить. За каждым числом есть еще числа; 4) для всех людей числа должны быть одни и те же. В связи с этим возникает необходимость использования стандартной системы числительных и специальных знаков (цифр) для их обозначения. Дети знакомятся с цифрами, которыми в разное время пользовались разные народы. Рассмотрение различных систем обозначения необходимо для выяснения их смысла, поскольку единственная привычная система обозначения воспринимается как данность и не вызывает вопросов. 1. Учебник, ч. 2, с. 20. Упр. 1. Рассматривается случай использования считалки с повторяющимися словами. Выясняется, что такая считалка «плохая», по одному и тому же слову получаются разные результаты. Учитель помогает детям сформулировать требование, которому должна удовлетворять считалка, чтобы результат отмеривания величины был один (свойство 2). 2.Учебник, ч. 2, с. 21. Упр. 2. Выясняется, что недостаточно знать одно слово из считалки, необходимо, чтобы была известна вся считалка. Поэтому считалка должна быть у всех одна и та же. Затем выясняется, что произойдет с результатом отмеривания, если изменить порядок слов в считалке. Устанавливается, что слова в считалке должны идти всегда в одном порядке. 3. Далее учитель предлагает измерить некоторую величину и дает для этого мерку. В качестве считалки дается лишь часть какого-нибудь стиха, в которой слов меньше, чем мерок, укладывающихся в величине. Возникает проблема: не хватает слов в считалке. Нужны еще слова. Добавляется еще часть стиха. Теперь величина может быть измерена. Берется еще большая величина. Опять нужны новые слова. Добавляется еще часть стиха. После этого обсуждается, как долго может продолжаться процесс измерения, какой запас слов для этого необходим. (Здесь требуется не формирование каких-то точных понятий, а лишь уяснение детьми необходимости неограниченного продолжения считалки). 4. Еще раз отмечается, какой должна быть считалка, чтобы люди могли с ее помощью производить измерение и отмеривание величин. Сообщаются последовательности числительных в разных языках — считалки разных народов (см. с. 22 учебника, ч. 2). Учащиеся воспроизводят сами «русскую считалку». 5. Отмечается, что для удобства записи вместо слов используют знаки — цифры. Учебник, ч. 2, с. 22. Упр. 3. Рассматривается ряд славянских цифр. Они читаются детьми с помощью «русской считалки». Учитель просит найти знак слова «четыре», «два» и т. д. Определяется число, до которого нужно досчитать, чтобы выполнить построение по записи в схеме (до числа 3). Выполняется отмеривание соответствующей длины при хоровом произнесении числительных. 6.Учебник, ч. 2, с. 22. Упр. 4. Читается ряд арабских цифр. Учащиеся по возможности продолжают (устно) ряд числительных. При выполнении измерения учащиеся хором выполняют счет. Полезно, чтобы при этом один ученик указку передвигал по числовому ряду, представленному на доске, демонстрируя таким образом его пространственную упорядоченность.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1957; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |