КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Измерение. Мерка. Метки
Вводятся новое средство сравнения и воспроизведения величины — мерка — и сопровождающее работу с ней действие счета. Сначала рассматривается исторически более ранний способ учета количества отложенных мерок — использование меток. Это делается для того, чтобы сконцентрировать внимание учащихся не на результате измерения, а на процессе измерения и воспроизведения величины. Вводится схема, в которой фиксируется результат этого процесса и его компоненты. 1.Учебник, ч. 2, с. 14. Упр. 1. Дана ситуация, требующая не сравнения величин, а воспроизведения заданной величины, а именно площади. Устанавливается, что для работы необходим посредник. Учащиеся не обнаруживают в своих конвертах точно такой фигуры, как представленная в учебнике. Учитель утверждает, что в другом классе дети все же смогли воспользоваться этим разрезным материалом, и указывает на подсказку в учебнике — небольшие прямоугольники, площади которых обозначены буквами. Ученики выкладывают прямоугольники из конверта и после проб и обсуждений составляют площадь фигуры-образца из трех частей. Части переносятся на заданное в учебнике место и обводятся. Учитель сообщает, что в детском саду дети не смогли додуматься до такого решения, им нужно помочь — послать письмо, в котором указать, какие посредники нужно выбрать. В «заготовку письма» вписываются буквы: В ← САР Письмо можно прочитать так: «Величину В получили с помощью величин С, А, Р». Отмечается, что это новая работа с посредником. При воспроизведении площади П (заданной в учебнике далее) пригодным оказывается посредник с площадью Т, который приходится наложить на образец несколько раз и столько же раз затем воспроизвести на новом месте. Обсуждается новизна работы: воспользовались одним посредником, но его укладывали несколько раз. «Письмо в детсад» дополняется лишь одной буквой. Такой посредник предлагается называть особым словом — мерка. 2. Учебник, ч. 2, с. 14. Упр. 2. Нужно построить фигуру заданной площади, но иной формы. Выясняется, что придется воспользоваться посредником. «Сколько посредников нужно взять из конверта? Можно ли в этом случае действовать одной меркой?» Дети примеряют разные объекты из конверта и находят ква-Драт с площадью А, которым и действуют как меркой. Выбор посредника фиксируется в «письме»: вписывается одна буква (хотя «на всякий случай» в заготовке даны клетки для трех букв). После этого учитель сообщает, что в детском саду, получив письмо, одни дети отложили мерку только один раз, другие — кто сколько раз (учитель показывает листы бумаги с такими изображениями). Отмечается, что у детей в детском саду не получилась фигура такой же площади. «Почему это произошло?» Выясняется, что запись была неполной. Учащиеся могут предложить записать число 4. Учитель соглашается, что теперь запись понятна, но замечает, что дети в детском саду еще не знают цифр. Другое предложение — записать букву А (мерку) 4 раза — принимается как возможное. Но есть другой способ: показать метками, сколько раз нужно отложить мерку А. Метки могут быть любые, например палочки, кружочки, крестики и т. п. Над стрелкой проставляется нужное число меток. Анализируется полученная запись: где указана величина, мерка, где метки. 3.Учебник, ч. 2, с. 15. Упр. 3. Нужно отложить отрезок, длина которого Р. На доске воспроизведено «письмо» из учебника. Учащиеся находят в конверте соответствующую заданию мерку. Предлагается поработать так, как будто они тоже не знают чисел. Учитель диктует: «Отложите мерку раз... теперь еще раз... еще раз... еще раз». После выполнения каждого шага работы учитель зачеркивает одну метку. Примечание. На данном этапе работы важно, чтобы дети не называли чисел, смысл которых еще должен быть сформирован. 4.У доски разыгрывается следующий сюжет. В банке налит сок (или окрашенная жидкость), рядом находится пустой стакан. На другом столе такая же банка, в которую нужно налить столько же сока, сколько в первой банке. При этом банки перемещать со стола на стол нельзя. Дети замечают стакан и предлагают воспользоваться им как меркой. Учитель начинает измерение, а дети ставят метки в запись (ее нужно сделать в обычной тетради), приговаривая: «Раз отмерили, еще раз, еще раз» и т. д. (учитель напоминает, что дети будто бы не умеют считать). Теперь можно наливать сок во вторую банку. Дети «диктуют» учителю действие отмеривания: произносят «раз» и зачеркивают первую метку и т. д. Учитель хочет продолжить работу и после того, как все метки зачеркнуты: у него ведь нет записи, а без записи он не помнит, когда нужно остановиться. Дети уверены, что работа закончена, так как все метки у них зачеркнуты. Для проверки правильности выполнения задания сосуды ставятся рядом, и равенство объемов жидкости в них становится очевидным. 5. Учебник, ч. 2, с. 15 — 17. Упр. 4—11. Следующие упражнения направлены на освоение детьми действий измерения и отмеривания и соответствующих записей. Некоторые задания полезно выполнять в парах. При этом один ученик работает с объектом (накладывает мерки), а другой с записью (ставит или зачеркивает метки). Оба приговаривают: «Раз, еще раз...» Затем то же задание выполняется при смене ролей. В результате в тетрадях обоих учеников должна получиться одинаковая картина: имеются и измеренный объект, и запись. Приведем особенности некоторых упражнений. В упр. 6 необходимо сменить букву для обозначения мерки, поскольку теперь меркой является площадь полоски, в то время как в упр. 5 меркой служит ее длина. Примечание. В строгом смысле меркой, или посредником, являются величины (именно они обозначаются буквами), однако в ситуациях, когда рассматривается только одна величина, характеризующая объекты, допускается называть меркой и сам объект. Упр. 7. Дети должны сами найти в записи указание на то, какую мерку им нужно взять из конверта. Упр. 8—11. Теперь мерка представлена только графически, поэтому придется не укладывать мерки, а рисовать их, чему помогут клетки.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 3495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |