КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Запись результатов сравнения
1. Двум ученикам выдаются два разных объекта (например, два кусочка пластилина разного цвета и разной формы). Выясняется, по каким признакам можно сравнить эти объекты. Среди прочих выбирается масса. Каждый из учеников сам придумывает и сообщает буквенное обозначение массы своего объекта. Буквы записываются на доске (например, А и Т). Предлагается сравнить эти массы на весах. Массы оказываются равными. «Как показать результат сравнения?» Выясняется, что это можно сделать с помощью чертежа: Учитель сообщает, что обычно в математике результат сравнения записывается с помощью букв и специального знака. Учитель вписывает между буквами знак «=» и прочитывает запись: «Масса А равна массе Т». Может возникнуть недоразумение: равные величины раньше обозначали одной и той же буквой. Разъясняется, что буквы были выбраны еще до сравнения и теперь равенство величин показывается с помощью знака. Еще одному ученику вручается гирька. Он обозначает ее массу буквой (например, Л). Предлагается сравнить эту массу с массой одного из кусков пластилина. Они оказываются неравными. «Хозяин» этого куска пластилина напоминает обозначение его массы. Делается запись: А ≠ Л. Дети читают ее: «.Масса А неравна массе Л». Учитель предлагает угадать, какой результат будет при сравнении массы другого куска пластилина и массы гирьки? Предположения детей проверяются с помощью весов, составляется и прочитывается запись неравенства Т ≠ Л, дополняется чертеж: Примечание. На данном этапе работы каждая запись (например, А ≠ Л) читается с указанием величины, чтобы дети не перешли к ее пониманию как «буква А неравна букве Л». 2. На столе два непрозрачных сосуда одинаковой формы. На доске запись об объеме воды в сосудах: П ф А. Дети читают ее, называя величину. «Как сделать, чтобы во втором сосуде было бы столько же воды, сколько в первом?»Дети хотят заглянуть в сосуды, чтобы узнать, где воды больше. Учитель не разрешает этого, но делает уточняющую запись на доске: П > А. Детям это непонятно. Учитель сообщает, что взрослые сразу бы поняли, что делать, потому что они умеют читать новый знак — это знак «больше»! Выясняется способ уравнивания, но ставится задача научиться читать и писать новые знаки. «Наверное, есть и знак «меньше»? Учитель предлагает найти в рамках (учебник, с. 8) знаки «равно», «неравно», «больше», «меньше». Дети замечают, что знаки «больше» и «меньше» похожи, только смотрят в разные стороны. Подчеркивается, что «носик» знака всегда показывает на меньшую величину. 3.Учебник, ч. 2, с. 8. Упр. 1. Выясняется, что сравниваются количества. Делаются и прочитываются записи. 4.Учебник, ч. 2, с. 8, 9. Упр. 2, 3. Показывается, что запись сравнения может быть сделана начиная с любой из заданных величин. При этом знак в записи может измениться, если идет речь об отношении «больше — меньше». Так, сравнив массы С и Н, дети делают запись С < Н. Затем предлагается дополнить запись Н...С. Учитель предлагает вписать тот же знак — ведь речь идет о массе тех же животных. Дети не соглашаются: тогда получится, что масса кита меньше массы медведя. 5. Учебник, ч. 2, с. 9. Упр. 4. Запись читается с указанием величины. В сосудах отмечается нужный уровень воды, дорисовывается овал меньшей площади; длина У может быть и меньше, и больше длины Н. 6. Учебник, ч. 2, с. 9, 10. Упр. 5, 6. Одни и те же объекты сравниваются исходя из разных критериев. Результаты сравнения оказываются разными. В упр. 5 одни и те же звездочки по-разному соотносятся с сердечками. В первом случае с одним сердечком соотносится пара звездочек, а во втором — одна звездочка. Таким образом, в этих случаях речь идет о разных количествах (количестве пар звездочек и количестве звездочек), и поэтому они обозначены разными буквами. В упр. 6 в первом случае сравниваются количества дырок в двух прямоугольниках (рассматривается наиболее простой случай — соотнесение один к одному), а во втором — площади этих «дырявых» прямоугольников (т. е. площади закрашенных частей прямоугольников). 7.Предлагается прочитать запись на доске П < М. Выясняется, что пока неизвестно, о какой величине идет речь. В таких случаях предлагается читать запись, просто называя буквы и знак. У. При сравнении каких величин может получиться такая запись? Дети перечисляют разные величины: может быть, сравнили две длины или два объема и т. д. У. Пусть это будут площади. Работая в паре с соседом по парте, учащиеся подбирают подходящие объекты из разрезного материала. Обнаруживается, что дети, сидящие за разными партами, показывают разные виды фигур — круги, квадраты или треугольники. «Кто прав?» Выясняется, что правы все, потому что у всех одна площадь меньше другой. Под предыдущей записью на доске делается новая: П > Р. Учащиеся подбирают второй объект, сохранив первый. 8.Учебник, ч. 2, с. 10. Упр. 7. Сначала выясняется, о каких величинах идет речь. Может быть, это длина, но чертежом можно показать сравнение любых величин. Дети называют разные величины. Раз неизвестно, о чем точно идет речь, записи прочитываются абстрактно. Выполняется чертеж, с помощью которого делается вывод об отношении двух величин. 9.Учебник, ч. 2, с. 10. Упр. 8. Из рисунка понятно, что сравниваются массы. Соответствующим образом читаются записи. Дети высказывают предположение об отношении масс К и С, которое проверяется с помощью чертежа.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2096; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |