КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Графическое моделирование отношений равенства и неравенства
Масса Объем Продолжается уточнение представлений о размере, выявляется новый параметр сравнения предметов — объем. Кроме этого, учащиеся начинают фиксировать отношения величин с помощью полосок бумаги разной длины, т. е. замещать отношение объемов отношением длин. Эта форма работы позволяет сделать первый шаг к обобщению понятия величины. 1. Различение плоских фигур и тел. Предлагается игра. Учитель показывает две фигуры, дети должны определить, одинаковой они формы или нет. Причем отвечать нужно всем сразу каким-либо «негромким» способом. Выясняется, что для этого можно воспользоваться имеющимися на партах тремя полосками (все они одного цвета, длина у двух из них одинаковая, а третья короче). Например, если нужно ответить, что фигуры одинаковой формы, то следует поднять полоски равной длины, в противном случае поднимаются полоски разной длины. Сначала, чтобы дети освоились с правилами игры, учитель показывает им только плоские фигуры. Через какое-то время он показывает треугольник и треугольную призму, причем так, что треугольная грань, которая равна треугольнику, обращена к детям, а остальные грани полностью или частично скрыты. Скорее всего, дети не почувствуют подвоха и покажут одинаковые полоски. Учитель кладет треугольник на место и берет вместо него прямоугольник, равный прямоугольной грани призмы. Теперь он показывает этот прямоугольник и призму, но так, что дети видят ее прямоугольную грань. Возможно, кто-то из детей не обратит внимания на манипуляции учителя и опять поднимет одинаковые полоски. Другие засомневаются и ничего не поднимут. Третьи могут показать полоски разной длины. Возникает неопределенность, причем в каждой реакции детей есть доля истины. Фигура какая-то «необычная», с одной стороны, она треугольник (треугольник прикладывается к соответствующей грани), с другой, прямоугольник (опять показ). Какая же на самом деле эта фигура, чем она отличается и от треугольника, и от прямоугольника? Выясняется, что треугольник и прямоугольник — плоские фигуры, а эта фигура — не плоская. Учитель сообщает, что неплоские фигуры называются телами. Они также могут быть разной формы, некоторые формы имеют специальные названия. Тело, которое они сравнивали с треугольником и прямоугольником, называется призмой. Показываются другие тела: конус (он похож на треугольник.и круг), куб (похож на квадрат), шар (похож на круг). Большинство (на самом деле все) предметов в жизни являются телами (имеют форму тел). Примечание. Детям запоминать названия различных тел не обязательно, так как сейчас главным является формирование представлений о телах вообще, в связи с понятием объема, а не изучение отдельных видов тел. 2. Вводное задание. Объем тел. У учителя две коробки (в форме параллелепипедов), причем одну из них можно поместить в другую. Нужно сравнить их по размерам. Дети по очереди выходят к доске и сравнивают коробки по высоте, длине, ширине и площади. Причем при одном положении коробок выше будет первая из них, а при другом — ниже. То же будет происходить с другими линейными размерами. В случае площади стенок также не будет однозначного результата, все будет зависеть от того, как приложить коробки друг к другу. Учитель предлагает придумать такой способ совмещения коробок, чтобы сравнивались не отдельные размеры коробок, а сами коробки целиком. Оказывается, можно вложить одну коробку в другую. Маленькая коробка помещается целиком в большую, и там еще остается свободное место. Такой «общий» размер коробок называется объемом, он показывает, сколько места в коробке. 3.У учителя два сосуда цилиндрической формы, которые различаются только высотой. Нужно сравнить их по объему. Дети сразу видят, что объем высокого сосуда больше, и сообщают об этом с помощью полосок. Но как это проверить? Ведь низкий сосуд нельзя поместить в высокий (у них одинаковое основание). Надо придумать другой способ сравнения. Выясняется, что можно заполнить низкий сосуд водой (или крупой, или песком), а затем перелить (пересыпать) содержимое низкого сосуда в высокий. В этом случае оно заполнит не весь высокий сосуд, там еще останется место. 4.Аналогичное задание, только сосуды имеют разную форму и на глаз трудно определить, объем которого из них больше. Это можно сделать только переливанием. Дети не могут сразу показать отношение на полосках и просят выполнить переливание. Учитель наливает воду в сосуд большего объема. При переливании в нем останется излишек (в предыдущем задании различие объемов было показано через его недостаток). 5.У учителя несколько коробочек, среди которых есть одинаковой и разной формы. Предлагается игра: учитель показывает две коробочки, а дети должны определить, равны они по объему или нет. Ответ дети показывают на полосках. Если дети не могут сразу дать правильный ответ, то кто-нибудь выходит к доске и молча производит сравнение (с помощью пересыпания крупы), а остальные, видя результат его действий, отвечают полосками. 6. Учебник, ч. 1, с. 17. Упр. 1. Третья пара сосудов представляет собой «ловушку» — без специальных действий отношение объемов установить нельзя. 7. Учебник, ч. 1, с. 17. Упр. 2.
1. Вводное задание. У учителя две объемные фигуры разного цвета и одинаковой формы (параллелепипеды, см. рис. а и б). Требуется сравнить эти фигуры по разным признакам (цвет, форма, длина, площадь, объем). Дети называют признак сравнения, кто-то из них выходит и производит соответствующее сравнение (если это сразу не видно, как, например, в случае цвета и формы), а остальные демонстрируют полученный результат на полосках. Учитель показывает другие две фигуры, которые совпадают по всем известным детям признакам, но различаются по весу (кубы на рис. в и г). Он сообщает, что в другом классе при сравнении этих фигур дети показали «вот такие полоски» (показываются полоски разной длины). Детям предлагается угадать признак, по которому сравнили эти фигуры. Дети по очереди рассматривают все знакомые им признаки в случае необходимости учитель сам производит соответствующие сравнения, по-разному прикладывая фигуры друг к другу. Оказывается, что во всех случаях фигуры равны. Чтобы выть, по какому же все-таки признаку эти фигуры не равны, учитель предлагает лучше рассмотреть эти фигуры. Кто-нибудь из детей выходит для этого к столу. Взяв в руки фигуры, ребенок сразу обнаруживает, что одна фигура тяжелее другой, о чем сообщает классу. Учитель называет новый признак: «Одна (показ) фигура больше по массе другой» (показ). 2. Дети пробуют вручную сравнить различные предметы по массе. Если предметы сильно отличаются по массе, то это сделать легко, в этом случае результат сравнения сразу показывается на полосках. Однако выделяются случаи, когда вручную трудно определить, какая из фигур легче. Выясняется, что для сравнения по массе лучше использовать специальный прибор — двухчашечные весы. Дети сравнивают предметы на весах. 3. Учебник, ч. 1, с. 18. Упр. 1, 2. В последнем задании упр. 2 «ловушка»: рыбы не лежат на весах, и об их массах ничего сказать нельзя.
1. Предлагается сравнить два предмета. Дети сами называют признак, по которому можно их сравнить, после чего кто-нибудь производит соответствующее сравнение. Остальные показывают результат сравнения на полосках. Этот же результат фиксируется на доске с помощью отрезков («это проще, чем рисовать полоски»). Производится сравнение этих же предметов по другому признаку, и результат сравнения (который должен оказаться иным) снова фиксируется полосками и отрезками. 2.На доске пары равных и неравных отрезков. Их размеры и расположение различны.
Теперь нужно различить два вида признаков: с одной стороны, цвет и форма, с другой — масса, длина, площадь, объем. Для этого учитель показывает два объекта разного объема и просит не только найти соответствующие отрезки, но и указать, какой отрезок замещает каждый объем. Затем учитель предъявляет два объекта, различающиеся только по цвету (например, синий и красный), просит учащихся найти соответствующую пару отрезков и уточнить, какой отрезок обозначает красный объект, а какой — синий. Выясняется, что при сравнении объектов по цвету и форме можно говорить только о различии (неодинаковости), здесь неважно, как соотносятся друг с другом предметы и изображающие их отрезки. В других случаях (длина, площадь, объем, масса) можно более точно описать различие: один предмет больше другого (а другой меньше первого). В этих случаях больший предмет изображается более длинным отрезком, а меньший — более коротким. Учитель сообщает, что признак, по которому предмет может быть больше или меньше, называется величиной. Примечание. С этого момента в подходящих случаях слово величина используется наравне со словом признак, постепенно вытесняя его. 3. Учебник, ч. 1, с. 19. Упр.1 - 3.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2164; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |