КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика. а) человеческое знание занимало умы ученых в течение многих веков;
Вопрос 2. ЗНАНИЕ, ОТРАЖЕНИЕ, ИНФОРМАЦИЯ а) человеческое знание занимало умы ученых в течение многих веков; б) с появлением кибернетики знание стало предметом математических и инженерно-технических дисциплин; в) компьютерное моделирование мышления дало мощный толчок исследованиям механизмов познавательной деятельности в рамках когнитивной психологии; г) в последнее время пристальное внимание стало уделяться такому предмету философии, как знание; д) слово «знание» стало использоваться в составляющих компьютерных систем (системы, основанные на знаниях; базы знаний и банки знаний); е) в 80-е годы понятие «знание» потеснило понятиямышления и интеллекта; - компьютерные системы стали называть искусственным интеллектом; - с точки зрения искусственного интеллекта, знание - форма представления информации в ЭВМ, которой присущи следующие особенности: = внутренняя интерпретируемость; = структурированность; = связность; = семантическая метрика; = активность; - такое определение знания присуще и крупным блокам человеческих знаний, таким образом знание в компьютерной системе можно рассматривать как модель того или иного фрагмента человеческого знания; ж) в русле метатехнологического подхода («вопросы технологических проблем и их решений») к знанию возникают проблемы информации и знания как стратегического ресурса развития общества; — именно развитие компьютерной техники способствовало концепции создания «общества основанного на знании»; — подчеркивается значение информационно-знаниевых ресурсов как практически неисчерпаемых, т.к. они основываются на творческо-познавательных способностях людей. Структура знания: чувственное и рациональное познание, их диалектическая взаимосвязь и единство. — структуру см. в вопросе I. а) способности к чувственному отражению действительности делятся на 2 вида: чувственно- эмоциональные и чувственно -сенситивные: — «sensitiv» — «воспринимаемый чувтсвами»; — чувственно-сенситивная способность — способность человека получать информацию об объектах при помощи органов чувств; — однако, чувственное познание не в состоянии раскрыть внутреннюю природу вещей, их сущность, законы их развития; б) рациональное знание - высший этап в развитии познания. в) чувственное и рациональное знание едины, они отражают — обе ступени познания имеют единую физиологическую основу — нервную систему человека; — логическое мышление невозможно без человеческого познания, т.к. данные органов чувств составляют единственный материал для образования понятий; — так как чувственное и рациональное выступают в единстве, то нельзя пренебрегать ни показаниями чувств, ни выводами разума; - односторонность понимания процесса познания приводила к отклонению от истины: = представители эмпиризма (грёч. - опыт) недооценивают роль абстрактного мышления в познании, они считают, что только чувственный опыт дает человеку истинную картину мира; = эмпирики утверждают, что в действительности понятиям ничего не соответствует, что они — плод фантазии человека; = в отличие от эмпириков представители рационализма не верят органам чувств и считают разум, абстрактное мышление единственным источником истинного знания; = рационалисты недооценивают роль чувственного познания и полагают, что человек способен познать мир чисто интуитивно, вне всякого опыта; — под влиянием практической деятельности у людей механизмы чувственного восприятия существенным образом изменяются; — с другой стороны, для овладения знаниями человек Вывод: диалектический характер предполагает постоянное взаимодействие чувственного и рационального моментов, их взаимную обусловленность, ибо отрыв ведет к искажению познавательного процесса, к отрыву мысли от действительности. 3 Творчество и интуиция. а) Интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без основания с помощью доказательства. - интуитивное «видение» совершается случайно, безявной осознанности путей и средств, приводящих к данному результату; — свойства интуиции: = неожиданность решения задачи; = неосознанность путей и средств ее решения; = непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов; - виды интуиции: = техническая; = научная; - обыденная; = врачебная и т.д. по характеру формирования и проявления интуиции: = основательная профессиональная подготовка; = поисковая ситуация; = действие у субъекта поисковой доминанты; = наличие «подсказки». — В последнее время встал вопрос о создании особой = эта наука ставит вопросы о роли догадок и случае, таланте и гениальности в науке, творчестве и жизни; = фокусируя внимание на способах получения новых идей, ученые часто убеждаются в их индивидуальности, случайности и непредсказуемости; = они наблюдали иррациональные скачки в научном познании, которые после заполнения логического вакуума переходили в закономерности и приобретали логичность и непрерывность; — интуиция сообщает познанию новый импульс и - такие иррациональные скачки, как интуиция, отличают - Луи де Бройль: «Таким образом, человеческая наука, по существу рациональная, может осуществлять свои замечательные завоевания путем опасных внезапных скачков, когда проявляются способности, освобожденные от окон строгого рассуждения». б) Творчество — деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями самого человека: — творчество —это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. —творчество выступает как единство рационального и иррационального; —творчество не противоположно рациональности, а является ее дополнением; —творчество протекает подсознательно, не — Л. Эйнштейн говорил о том, что основне положения его теории относительности были продуктами «догадок»; — путь интуиции — это путь от чувственного опыта Вывод: нельзя недооценивать роль интуиции в процессе познания. Дискурсивное и интуитивное — взаимодействующие между собой стороны познания.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |