Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Научное знание, его специфика




Наука и общество.

Методология научного познания.

Основные функции научного познания.

Структура и уровни научного познания.

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

ЛЕКЦИЯ 24

Вопрос 3. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ВРАЧЕБНОЙ ДИАГНОСТИКИ. ДИАЛЕКТИКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

а) медицинская диагностика предусматривает собо упорядоченность, направленность на кратчайшее достижение цели;

б) в медицине применяются основные философские
понятия:

- врач в своей деятельности использует принцип причинности при дифференцировании внешних и внутренних причин в этиологии заболевания, его патогенезе;

принцип единства формы и содержания применяется при соотнесении функциональной патологии к ее структурным изменениям в организме больного;

метод конкретизации предусматривает наполнение общей нозологической схемы заболевания конкретной симптоматикой;

- учет единства субъекта и объекта в познании дает возможность дифференцировать достоверные данные от субъективных;

- во врачебной диагностике применяется общенаучныйметод познания. В частности, эволюционно-генетический, системный анализ, моделирование, прогнозирование и др.

прогноз неразрывно связан с диагнозом и вытекающей из него схемой лечения;

- медицинская диагностика имеет свою методологию

— приходится решать познавательные задачи- проблемы, принимать решения в неопределенных ситуациях; определять наилучшие пути практических действий, прогнозировать

при постановке диагноза необходимо определить:

= причину заболевания (этиологию);

— сущность заболевания;

= характер протекания;

= схему лечения;

= прогнозирование;

= профилактику.

методология врачебной диагностики определяется объектом познания — больным человеком;

очень редко объект исследования совпадает с субъектом. При этом реализуется формула: «Лечить не болезнь, а больного».

диагноз включает в себя следующие части: - распознавание симптомов или синдромов (абстрактный диагноз); = предварительный диагноз; = клинический диагноз (достоверный);- патологоанатомический диагноз (окончательный). Таким образом, в данной лекции мы познакомились с азами теории познания и через основные философские категории вышли методологию медицинского диагноза.

 

 

План:

/. Научное знание, его специфика.

а) Наука как форма познания возникла в Новое время в ХVI-XVII вв. в момент становления капиталистического способа производства,

Наукаформа духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая целью постижение истины и открытие объективных законов
на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязи.

Основные свойства научной деятельности:
= универсальность,

= уникальность,

= персонифицированность,

= дисциплинированность,

= демократизм,

= коммуникабельность.

Наука отражает мир в его развитии. Благодаря ей, образуется развивающаяся система знаний о законах мира. Наука включает в себя множество отраслей
знаний.

По степени удаленности от практики науки делят на:

= фундаментальные, характеризующиеся отсутствием прямой ориентации на практику;

= прикладные, характеризующиеся непосредственным применением результатов для решения каких-либо проблем, б) Основные особенности научного познания.

- Основной задачей научного познания является выведение

объективных законов действительности, законов мышления, познания.

- Целью научного познания является раскрытие объективной

истины, постигаемой рациональными методами. Следовательно, для научного познания характерна объективность.

Наука ориентирована на воплощение ее достижений в практику.

Гносеологически научное познание является сложным и противоречивым процессом воспроизводства знаний. Научное знание непрерывно воспроизводит свои элементы на собственной основе и формирует их в соответствии со
своими принципами.

Вспомогательными средствами в процессе научного
познания являются
приборы, инструменты и другое научное оборудование. Кроме того, для науки характерно использование методов логики, математики, диалектики.

- Научное познание характеризуется доказательностью, обоснованностью результатов, достоверностью выводов,

в) Специфика познания социальных явлений.

— Одним из своеобразных видов научного познания является
социальное познание, содержащее два аспекта:
любое познание всегда социально; один из видов научного познания, предмет которого — социальные явления и процессы.

- Разделение наук на «точные» и «гуманитарные» условное,
поскольку они являются ветвями науки, как единого целого.

- Предметом социального познания является «мир
человека».

- Социальное познание взаимосвязано с предметними (оценка явлений) и субъективными» (установки, нормы) ценностями. Данные ценности указывают на человечески значимое значение определенных явлений действительности.

- Социальное познание ориентировано на «качественную окраску событий», то есть исследование явлений происходит со стороны качества.

- В социальном познании используется сипа, абстракции, то есть большое значение уделяется мышлению, его формам, принципам и методам,

- г) Исторический характер науки и научного познания.

Науке предшествует преднаука (доклассический этап), где рождаются элементы (предпосылки) науки (зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме). Именно преднаука и является исходным
пунктом естествознания.

Наука в своем становлении прошла три основних этапа:

= классический,

= неклассический,

= постнеклассический (современный).

Классическая наука (ХVI-Х1Х вв.) стремилась элиминировать все, относящееся к субъекту, средством ее деятельности.

— Неклассическая наука (нач. XX в.) характеризуется
разработкой релятивистской и квантовой теории,
опровержением объективизма классической науки.

Постнеклассическая наука (вторая половина XX в.)
характеризуется включенностью субъективной деятельности в «тело знания».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.