КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление качеством
Традиционно под управлением качеством без уточняющих определений понимается общее наименование этого вида деятельности как одного из аспектов управления предприятием (наряду с управлением разработкой, снабжением, производством и т. д.). Под управлением качеством нами понимается воздействие на производственный процесс в целях обеспечения требуемого качества продукции. Такое понимание управления включает три элемента: субъект управления (кто воздействует), объект управления (на что направлено воздействие) и сам процесс воздействия. Определив объект управления (производственный процесс), остановимся более подробно на самом процессе воздействия - на «механизме», или «технологии», управления качеством. Для построения концепции управления качеством может быть применен процессный подход к управлению, широко используемый в теории менеджмента. Такой подход позволяет организовать и представить управление качеством как непрерывную цепь логически взаимосвязанных действий или процессов, реализуемых посредством бизнес-функций, воздействующих на производство для обеспечения качества. Определив состав бизнес-функций, можно сформулировать принцип и построить наглядную концептуальную модель управления качеством, а затем в соответствии с ней изложить методы выполнения каждой бизнес-функции (методологию управления качеством). Основополагающий принцип (концепция) управления качеством может быть сформулирован следующим образом: управление качеством представляет собой непрерывное последовательное воздействие логически взаимосвязанных бизнес-функций (процессов) на формирование свойств продукции (на создание продукции) в целях обеспечения качества. В состав этих бизнес-функций вxoдят: маркетинг - взаимодействие с внешней средой; политика в области качества (политика качества); планирование качества; обучение персонала; мотивация персонала; организация работ в области качества; контроль качества; информация о качестве; разработка мероприятий; принятие решений (административных и оперативных); реализация (внедрение) мероприятий. Все бизнес-функции, изложенные выше, логически связаны между собой, и их последовательная реализация образует непрерывную деятельность (процесс) по управлению качеством в масштабе всего предприятия, которая должна охватывать все этапы жизненного цикла продукции! Данная деятельность, включает два аспекта управления: административное управление (общее руководство) качеством и оперативное управление качеством (методы и виды деятельности оперативного характера). Эти аспекты управления образуют два взаимосвязанных контура управления, которые принято называть соответственно вертикальной и горизонтальной петлей управления. Вертикальная петля управления включает следующие бизнес-функции: маркетинг - взаимодействие с внешней средой, политика качества; планирование качества; организация работ в области качества; обучение персонала; мотивация персонала; принятие стратегических решений. Эти бизнес-функции относятся к полномочиям высших руководителей предприятия и способствуют решению задачи административного управления качеством. Горизонтальную петлю управления составляют следующие бизнес-функции: контроль качества; информация о качестве; разработка мероприятий; принятие оперативных решений; реализация решений. Эти бизнес-функции играют роль оперативного управления качеством (деятельности оперативного характера). Как видно из изложенного, бизнес-функция «принятие решений» входит в оба аспекта управления, в зависимости от того, какие решения имеются в виду: стратегические (административные) или оперативные. В связи с изложенным нам представляется более понятной формулировка управления качеством, представленная в международных и адаптированных к ним отечественных стандартах, как часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству, или как совокупность действий субъекта управления, направленных на выполнение согласованных требований к характеристикам объекта управления. Основополагающие принципы обеспечения качества и управления качеством могут быть достаточно наглядно представлены во взаимосвязи на общей (обобщенной) модели качества, смысл (сущность) и методика (этапы) создания которой представлены на рис. 1. Материальная база предприятия и персонал (квалифицированный и заинтересованный) определяют основные условия производства и служат базой качества (гарантией получения продукции высокого качества). Поэтому потенциальные возможности достижения требуемого качества продукции изображены в виде центрального вектора качества (рис. 1, а). Если на предприятии будет хорошо организовано управление качеством (рис. 1, б, в), то при положительном взаимодействии базовых факторов петля качества, состоящая из бизнес-функций управления, превращается в восходящую спираль. Эффективность производства после каждого цикла управления и будет представлять собой «шаг» спирали - повышение качества продукции (АК) (рис. 1, г). Если на предприятии нет необходимой материальной базы или исполнители не заинтересованы в высоком качестве труда, то вектор качества равен нулю и восходящая спираль снова превращается в плоскую петлю (рис. 1, в). Данная модель позволяет абстрагироваться (обособиться) от частностей конкретных явлений, яснее показать их сущность, наглядно представить роль, место и взаимосвязь основных факторов, от которых зависит качество продукции, раскрыть понятия «петля качества» и «спираль качества». В рассматриваемом выше случае петля качества - это модель (плоскостная), представляющая процесс управления качеством путем последовательной реализации вышеуказанных логически взаимосвязанных бизнес-функций. В свою очередь, спираль качества - это пространствен ная модель, представляющая процесс управления качеством как повторяющиеся циклы петли качества с повышением качества продукции (АК) после каждого успешного цикла управления.
Рис. 1. Этапы создания общей (обобщенной) модели качества: 1. Маркетинг, поиск и изучение рынка. 2. Политика качества. 3. Планирование качества. 4. Организация работ в области качества. 5. Обучение персонала. 6. Мотивация персонала. 7. Контроль качества. 8. Информация о качестве. 9. Разработка мероприятий по качеству. 10. Принятие решений. 11. Реализация (внедрение) мероприятий: а) модель обеспечения качества; б) модель управления качеством; в) общая модель качества (в виде «петли качества»); г) общая модель качества (в виде «спирали качества»)
Рассмотрев модель качества, можно также сделать заключение по соотношению между принципом обеспечения качества и принципом управления качеством. Теперь мы можем утверждать, что обеспечение качества- более широкое понятие, включающее управление качеством, ибо если обеспечение качества - это процесс формирования требуемого качества под воз действием трех основных факторов, то управление качеством является частью общего управления предприятием. Дополнительно к изложенному принципу управления качеством следует сказать о широко используемом цикле PDCA, предложенном Э. Демингом и В. Шухартом (США) для демонстрации деятельности по повышению качества продукции (рис. 2). Здесь, в отличие от реализации одиннадцати перечисленных выше бизнес-функций, предусматривается выполнение четырех этапов работ: ♦ планирование (Р1ап-Р); ♦ выполнение работ- действие (Do-D); ♦ контроль результатов (Check-C); ♦ корректирующие действия (Action-А). Работало циклу может повторяться до тех пор, пока не будет достигнут запланированный результат. Цикличность процесса управления проявляется в том, что контроль полученных результатов должен служить основой для постановки последующих целей и задач. В заключение необходимо отметить, что основополагающие принципы обеспечения качества и управления качеством продукции с полным основанием могут быть использованы (представлены) как основополагающие принципы обеспечения качества и управления качеством услуг. При этом мы понимаем, что услуга - это итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителей, а предоставление услуги - деятельность поставщика, необходимая для обеспечения услуги.
1.5. Планирование и улучшение качества Планирование качества. Современные требования международных стандартов достаточно жестко трактуют, что организация должна планировать качество и определять, как планирование качества может быть реализовано. Такие планы должны быть увязаны с политикой в области качества: планы должны подвергаться регулярным пересмотрам и ревизиям, чтобы отразить обратную связь от заказчика и других заинтересованных сторон. Изменения в среде, окружающей организацию, должны быть также приняты во внимание, чтобы не только продукция, но и производственный процесс были экологичными, т. е. не наносили ущерба окружающей среде. Таким образом, в системе планирования отражается процесс согласования интересов предприятия как субъекта сектора бизнеса и потребителя как члена гражданского общества и соблюдения регламентов, установленных органами власти относительно деятельности или производства конкретной продукции (товара, услуги). Поэтому понятен смысл планирования качества, которое определяется как часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для обеспечения качества. Улучшение и совершенствование. Целью постоянного улучшения в менеджменте качества является увеличение возможности повышать удовлетворенность потребителей и других заинтересованных субъектов. Целью внедрения системы постоянного совершенствования в организации является повышение эффективности деятельности и конкурентоспособности предприятия путем повышения производительности, эффективности и адаптивности ее бизнес-процессов. Различие между подходами к международным системам менеджмента качества и моделями совершенства заключается в их областях применения. В международных стандартах содержатся требования к системам менеджмента качества и рекомендации по улучшению их деятельности; оценивание систем менеджмента качества способствует выполнению этих требований. Модели совершенства содержат критерии, позволяющие проводить сравнительную оценку деятельности организации, и это применимо ко всем видам деятельности и ко всем заинтересованным сторонам. На основании вышеизложенного можно считать уместным и вполне допустимым использование термина «улучшение качества» как часть менеджмента качества, направленную на увеличение способности выполнить требования к качеству всех заинтересованных сторон.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 878; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |