КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система менеджмента качества
Сложность рассматриваемых выше вопросов свидетельствует о необходимости построения специальной системы для управления качеством. В ранних источниках она называлась системой качества (СК), затем она именовалась системой управления качеством (СУК), а в последних редакциях международных стандартов она представлена как система менеджмента качества (СМК). Более подробно вопросы создания системы менеджмента качества будут рассмотрены позднее. Здесь же для логического изложения последующего материала дадим краткую характеристику рассматриваемого вопроса. Во второй редакции международных стандартов (1994) использовался термин «система качества», который был определен как совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством, т. е. часть системы управления предприятием (организацией). При этом под общим руководством подразумевалось и управление, и обеспечение качества. В третьей редакции этих стандартов (ИСО серии 9000:2000) вместо термина «система качества» используется термин «система менеджмента качества (СМК)», который представлен как система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству, т. е. дано назначение системы, но отсутствует ее определение. Следует отметить, что продолжением этой тенденции стала набравшая в последнее время силу концепция «интегрированных систем менеджмента», согласно которой система управления организацией есть единая система с подсистемами качества, экологического менеджмента и другими подсистемами. В такой системе учитываются все требования в комплексе. Уже сейчас идет речь о создании интегрированных систем менеджмента, сочетающих в себе принципы и требования двух стандартов - ИСО 9000 и ИСО 14000, к которым все чаще добавляются другие, например, стандарт OHSAS 18001 в области охраны труда и промышленной безопасности. В белорусском законодательстве, в частности, под системой управления качеством понимается часть общей сист темы управления, включающей организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы, ресурсы, необходимые для обеспечения качества продукции и (или) услуг. Учитывая высказанные соображения, определение системы менеджмента качества в упрощенном варианте можно изложить следующим образом: система менеджмента качества (СМК) - совокупность подразделений и должностных лиц в организации, которые выполняют определенные функции менеджмента качества в соответствии с установленными правилами и принятыми методиками. Центральной частью системы менеджмента качества (СМК) является служба качества, в состав которой, как правило, включают отдел технического контроля (ОТК), отдел (бюро) управления качеством, метрологическую службу, отдел стандартизации, центральную заводскую лабораторию (ЦЗЛ) и при необходимости испытательные подразделения. Конструкторские и технологические отделы, а также цехи-изготовители формируют качество. Отдел снабжения, служба персонала, отдел труда и заработной платы, склады и другие подразделения обеспечивают необходимыми ресурсами и выполняют бизнес-функции, которые существенно влияют на качество. Все указанные подразделения составляют с должностными лицами ту совокупность, которую принято называть системой менеджмента качества (СМК). Отметим, что служба качества организует работу по качеству на предприятии (создает СМК), контролирует качество продукции, обеспечивает технологический процесс нормативной базой (стандартами) и средствами измерений, проводит внутренние проверки СМК, организует сертификацию продукции и СМК, контролирует и осуществляет методическое руководство работой других структур, выполняющих бизнес-функции в СМК. Она является тем самым субъектом управления качеством, который воздействует на производственный процесс в целях обеспечения качества продукции. Более подробно о СМК представлено в темах 4 и 6. Тема 2
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |