Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы их оценки




И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ,

ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА

2.1. Виды показателей качества.

2.2. Оценка уровня качества продукции.

2.3. Оценка уровня конкурентоспособности.

2.1 Виды показателей качества

Любая потребность выражается через ряд требований пот­ребителя к продукции. Меняющиеся потребности и ожидания потребителей (связанные с общеизвестной моделью Н. Кано) в сочетании с необходимостью принятия управленческих реше­ний порождают задачу количественной оценки качества. Оцен­ка качества может рассматриваться как основа формирования всего механизма управления качеством. Мы уже отмечали, что свойство продукции является исходной характеристикой ее ка­чества, поэтому представляется целесообразным первоначаль­но рассмотреть связанные с ним понятия и термины.

Свойство продукции - это объективная особенность, кото­рая проявляется при создании, эксплуатации или потреблении изделия. Признаком продукции является качественная или количественная характеристика любых ее свойств или состо­яний. Качественными признаками могут быть цвет материала, форма изделия, наличие на поверхности детали декоративного покрытия, способ скрепления деталей изделия (сварка, клепка). Качественные признаки могут носить альтернативный (двух-вариантный или многовариантный) характер. Например, на­личие или отсутствие защитного покрытия на деталях, наличие иди отсутствие дефектов - двухвариантный качественный при­знак. В швейных изделиях - использование взаимозаменяемых hpj-гок: хлопчатобумажных, армированных, лавсановых или капроновых - многовариантный качественный признак.

Количественный признак является параметром продукции и может быть одним из показателей ее качества.

Показатель качества продукции - количественно установ­ленное конкретное требование к характеристикам (свойствам) продукции, дающее возможность его реализации и проверки.

В зависимости от характера решаемых задач по оценке ка­чества продукции показатели можно классифицировать по сле­дующим признакам:

♦ по количеству (степени охвата) характеризуемых свойств: единичные, комплексные (обобщенные, групповые, индекс­ные), интегральные;

♦ по характеризуемым свойствам: назначения, надежности, экономичности, эргономичности, эстетичности, технологич­ности, стандартизации и унификации, экологичности, безопас­ности, транспортабельности, патентно-правовые и др.;

♦ по способу выражениям в натуральных единицах (кг, мм, баллы и др.), в стоимостном выражении;

♦ по этапам определения значений показателей: прогнозные, проектные, производственные, эксплуатационные.

Используются также и такие группы показателей, как одно­родность характеризуемых свойств (функциональные, ресур­сосберегающие, природоохранные) и форма предоставления характеризуемых свойств (абсолютные, относительные, удель­ные). Рассмотрим некоторые наиболее используемые показате­ли качества. Более подробно они описаны в [2, 3, 7, 14, 25].

Показатели, сгруппированные по количеству (степени охвата) отражаемых свойств, делятся на единичные, комплексные и интегральные.

Единичные показатели, характеризующие одно из свойств продукции, могут относиться как к единице продукции, так и к совокупности единиц однородной продукции, например: нара­ботка изделия на отказ (часы), удельный расход топлива (г/л с), мощность (л.с), максимальная скорость движения (км/ч).

Комплексные показатели характеризуют совместно не­сколько простых свойств или одно сложное, состоящее из нет скольких простых. Примером комплексного показателя может служить коэффициент готовности изделия, который характери­зует два свойства - безотказность и ремонтопригодность.

Деление показателей на единичные и комплексные является условным из-за условности деления свойств продукции на про­стые и сложные. Например, свойство ремонтопригодности по отношению к свойству готовности является простым.

Интегральные показатели отражают отношение суммар­ного полезного эффекта от эксплуатации продукции к суммар­ным затратам на ее создание и эксплуатацию.

Показатели, сгруппированные по характеризуемым свойс­твам. Наиболее широкое применение при оценке качества продукции производственно-технического назначения находят показатели, сгруппированные по характеризуемым свойствам, к которым относятся показатели назначения, надежности, эко­номичности, эргономичности, эстетичности, технологичности, стандартизации и унификации, экологичности, безопасности, транспортабельности, патентно-правовые.

Показатели назначения характеризуют свойства продук­ции, определяющие основные функции, для выполнения кото­рых она предназначена (т. е. ее отдачу), и обусловливают об­ласть (диапазон) ее применяемости или использования на кон­кретном рынке. Они подразделяются: на показатели функцио­нальной и технической эффективности (производительность станка, прочность ткани); конструктивные (габаритные разме­ры, коэффициент взаимозаменяемости); показатели состава и структуры (процентное содержание серы в коксе, концентра­ция примеси в кислотах).

Показатели надежности. Надежность - свойство объекта выполнять установленные функции, сохраняя свои показатели в заданных пределах в течение требуемого времени. Надеж­ность - это качество, простирающееся во времени. Надеж­ность - сложное свойство. Показатели надежности характери­зуют свойства безотказности, долговечности, ремонтопригод­ности и сохраняемости.

Показатели экономичности (экономические) определяют затраты материальные, топливно-энергетические и трудовые на разработку, изготовление и эксплуатацию (потребление) из­делия. Это себестоимость, цена покупки и цена потребления, рентабельность и т. д.

Эргономические показатели, характеризующие систему «человек - изделие - среда использования» и отражающие ком­плекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, делятся на следующие группы:

гигиенические (освещенность, температура, излучение, вибрация, шум);

антропометрические (соответствие конструкции изделия размерам и форме тела человека, соответствие распределению веса человека);

физиологические (соответствие конструкции изделия сило­вым и скоростным возможностям человека);

психологические (соответствие изделия возможностям вос­приятия и переработке информации).

Эстетические показатели характеризуют информационно-художественную выразительность изделия (оригинальность, стилевое соответствие, соответствие моде), рациональность формы (соответствие формы назначению, конструктивному решению, особенностям технологии изготовления и применя­емым материалам), целостность композиции (пластичность, упорядоченность графических изобразительных элементов).

Показатели технологичности связаны с совершенством и имеют отношение к таким свойствам конструктивно-техноло­гических решений изделия, которые определяют высокую про­изводительность труда при производстве, эксплуатации и тех­ническом обслуживании качества. Они являются определяю­щими для показателей экономичности. Единичные показатели технологичности - удельная трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость изготовления и эксплуатации изделия, длитель­ность цикла технического обслуживания и ремонтов и др.

Показатели стандартизации и унификации характеризу­ют соответствие изделия стандартам и его насыщенность уни­фицированными и оригинальными составными частями, како­выми являются входящие в него детали, узлы, агрегаты, комп­лекты и комплексы. К данной группе относятся коэффициент применяемости, коэффициент повторяемости, коэффициент унификации изделия или группы изделий.

Патентно-правовые показатели характеризуют степень патентной защиты и патентной чистоты технических решений (объектов интеллектуальной промышленной собственности - изобретений, полезных моделей, промышленных образцов), использованных в изделии. Они в значительной степени опре­деляют конкурентоспособность последнего или всего объекта, в котором оно использовано на внутреннем и внешнем рынках. Патентная чистота обеспечивается, если оригинальные техни­ческие решения, использованные при производстве данного из­делия (товара), осуществлены только разработчиками предпри­ятия-изготовителя или основаны на приобретенной у других фирм соответствующей лицензии и не подпадают под действие патентов других фирм в конкретных странах.

Экологические показатели отражают уровень вредных воз­действий на окружающую среду в процессе эксплуатации или потребления изделия. К ним относятся: содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду; вероятность выброса вредных частиц, газов и излучений, уровень которых не должен превышать предельно допустимой концентрации.

Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обусловливающие при ее использовании безопас­ность человека (обслуживающего персонала) и других объек­тов. Они должны отражать требования к мерам и средствам защиты человека в условиях аварийной, ситуации в зоне воз­можной опасности.

Отметим, что показатель, по которому принимается ре­шение оценивать качество продукции, называется определяю­щим (главным). Свойства, отражаемые определяющим показа­телем, могут характеризоваться единичными и (или) комплек­сными (обобщающими) показателями качества. Обобгцающие показатели являются средней величиной, применяются при количественной оценке основных свойств продукции и их ко­эффициентов весомости.

Оптимальным значением показателя качества продукции является, такое, при котором достигается наибольший полезный эффект от эксплуатации (потребления) продукции при задан­ных затратах на ее создание и эксплуатацию (потребление).

Рассмотренные выше показатели качества могут быть ис­пользованы в основном для оценки продукции производствен­ного назначения. Им аналогичны показатели качества предме­тов потребления, однако в данном случае необходим учет спе­цифики назначения и использования этих предметов.

Показатели качества предметов потребления. Для оцен­ки качества, например домашних электрических холодильни­ков, используются следующие показатели: функциональные (объем холодильной камеры); эстетические и эргономические (внешний вид - дизайн, форма, удобство пользования камера­ми); экономичности (удельное потребление энергии на единицу массы продукта).

При оценке товаров для населения применяются такие по­казатели, как сорт (пищевые продукты), группа сложности (бы­товая радиоаппаратура), марка (цемент), категория качества (видеокассеты).

В практической деятельности для оценки степени превос­ходства продукции используется также градация (класс, сорт) - категория или разряд, присвоенные продукции, имеющей то же самое функциональное применение, но различные требования к качеству. При численном обозначении высшему классу обыч­но присваивается число 1 (с понижением соответственно до 2, 3 и т. д.), а при обозначении количеством каких-либо знаков, например звездочек, обычно низший класс имеет меньшее ко­личество таких знаков.

По товарам длительного пользования изготовителем, как правило, устанавливается срок службы, а по продуктам пита­ния, парфюмерным товарам, медикаментам, товарам бытовой химии - срок годности. Эти два показателя определяют сроки, по истечении которых товар представляет опасность для жиз­ни, здоровья и имущества потребителя или становится непри­годным для использования по назначению.

Необходимо отметить, что особенности оценки качества продукции производственно-технического назначения и пред­метов потребления отражаются в отраслевых технических нор­мативных правовых актах (ТНПА), на основании которых рег­ламентируют выбор номенклатуры показателей качества, мето­дики их расчета и область рационального использования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.