Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность процессного подхода




К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД

ТемаЗ

3. 1. Сущность процессного подхода.

3.2. Маркетинг в управлении качеством.

3.3. Политика в области качества.

3.4. Планирование качества.

3.5. Организация работ в области качества.

3.6. Обучение персонала.

3.7. Мотивация персонала.

3.8. Контроль качества.

3.9. Статистический контроль качества.

3.10. Информация о качестве.

3.11. Разработка мероприятий.

3.12. Принятие решений.

3.13. Реализация (внедрение) мероприятий.

В условиях рыночной экономики для достижения наилуч­шего результата любой организации (предприятия, фирмы) ее соответствующие ресурсы и деятельность, в которую они вов­лечены, нужно рассматривать как процесс.

Процессная модель организации содержит совокупность бизнес-процессов (рис. 4), участниками которых являются все звенья и элементы организационной структуры управления. При этом под бизнес-процессом понимают сочетание различ­ных видов деятельности, вместе создающих результат, имею­щих ценность для самой организации и потребителя.

Рис. 4. Упрощенная схема последовательности процессов

Необходимо отметить, что в экономически развитых стра­нах процессный подход к управлению (менеджменту) являет­ся доминирующим. В отечественной практике до последнего времени используется преимущественно функциональный подход. Применение процессного подхода, когда предпри­ятие рассматривается как совокупность не отделов, а бизнес-процессов, как правило, связано с наиболее ответственными видами деятельности.

Для процессного управления характерна матричная (плос­кая) организационная структура, в которой всегда три уровня иерархии: высшее руководство; среднее звено управления; не­посредственные исполнители работ. Это позволяет исключить проблему плохой информационной проницаемости системы управления, поскольку основные информационные потоки циркулируют по горизонтальным каналам.

Руководители среднего звена подразделяются на две катего­рии: руководители процессов и руководители функциональных подразделений. Объектами управления первой категории явля­ются процессы, а второй - функциональные подразделения. Обе категории подчиняются непосредственно первому руково­дителю организации. В зависимости от специфики предпри­ятия процессы могут быть сквозными или локальными, при этом их сущность одинакова. Специализация функциональных подразделений реализуется по виду ресурсов или выполняе­мых операций.

Руководители процессов не обременены управлением пер­соналом и свое внимание уделяют менеджменту процессов по всем его элементам (планирование, организация, контроль, улучшение). При этом они несут полную и персональную от­ветственность за результативность процесса. Процессы форми­руются путем укрупнения отдельных операций (бизнес-функ­ций), имеющих общую цель. Процесс укрупняется до такого уровня, который обеспечивает его управляемость по принципу единоначалия. Границы процесса выбираются таким образом, чтобы его стартовые и финишные события поддавались одно­значной оценке (соответствует / не соответствует установлен­ным требованиям).

В подавляющем большинстве процессы можно классифици­ровать следующим образом:

♦ внешние и внутренние - по отношению к потребителям выхода процесса;

♦ основные и вспомогательные - по отношению к получе­нию добавленной стоимости;

♦ верхнего уровня, детальные, элементарные (операции, не требующие более детального описания) - по уровню подробности рассмотрения.

♦ Наибольшую практическую применимость получила клас­сификация по отношению к добавленной стоимости. Некото­рые вспомогательные процессы можно выделить в отдельную группу - процессы развития. Таким образом, классификация приобретает следующий вид:

♦ первичные процессы (бизнес-процессы) - основные, они создают ценности (добавленную стоимость). Эти процессы про­низывают всю организацию от поставщиков до потребителей;

♦ вспомогательные (поддерживающие) процессы, они не создают непосредственно добавленную стоимость. Они нужны для обеспечения основных процессов;

♦ развивающиеся процессы - процессы, позволяющие создать в будущем цепочку ценностей нового уровня.

♦ Управление процессами может осуществляться на двух уровнях: в рамках каждого отдельного процесса и в рамках группы процессов на уровне всей организации.

♦ Принцип процессного подхода претворяется в организации в таких действиях и проявлениях, как:

♦ определение процесса достижения желаемого результата;

♦ становление и измерение «входа» и «выхода»* процесса;

♦ согласование процесса с функциями организации;

♦ оценка возможных рисков;

♦ четкое распределение полномочий, ответственности и под­отчетности в управлении процессом;

♦ определение внутренних и внешних потребителей и пос­тавщиков, прочих участников процесса;

♦ концентрация внимания в процессе принятия решения на этапах процесса, потоках, средствах измерения, потребностях в обучении, оборудовании, методологии, информации, материа­лах и других ресурсах, необходимых для достижения желаемо­го результата.

Как уже отмечалось, бизнес-процессы реализуются посредс­твом укрупнения и выполнения бизнес-функций. В связи с этим считаем необходимым обратить внимание на то, что в науке уп­равления процессный подход понимается как непрерывная цепь логически взаимосвязанных управленческих бизнес-функций, которые образуют процесс управления. Для организации процессного подхода используются такие управленческие бизнес-функции, как ведение переговоров и заключение сделок, плани­рование, организация, подбор персонала и мотивация, контроль и оценка, коммуникация (информация), исследование, коорди­нация, принятие решений и т. д.

Применительно к управлению качеством такими бизнес-функциями являются маркетинг (взаимодействие с внешней средой), политика в области качества, планирование качества, организация работ в области качества, обучение персонала, мотивация персонала, контроль качества, информация о качес­тве, разработка мероприятий, принятие (административных и оперативных) решений, реализация (внедрение) мероприятий. Это не надуманные бизнес-функции, их постоянно приходится выполнять на практике при управлении качеством продукции на предприятиях.

Рассмотрим более подробно содержание каждой из назван­ных бизнес-функций, являющихся основой бизнес-процессов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.