КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность процессного подхода
К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД ТемаЗ 3. 1. Сущность процессного подхода. 3.2. Маркетинг в управлении качеством. 3.3. Политика в области качества. 3.4. Планирование качества. 3.5. Организация работ в области качества. 3.6. Обучение персонала. 3.7. Мотивация персонала. 3.8. Контроль качества. 3.9. Статистический контроль качества. 3.10. Информация о качестве. 3.11. Разработка мероприятий. 3.12. Принятие решений. 3.13. Реализация (внедрение) мероприятий. В условиях рыночной экономики для достижения наилучшего результата любой организации (предприятия, фирмы) ее соответствующие ресурсы и деятельность, в которую они вовлечены, нужно рассматривать как процесс. Процессная модель организации содержит совокупность бизнес-процессов (рис. 4), участниками которых являются все звенья и элементы организационной структуры управления. При этом под бизнес-процессом понимают сочетание различных видов деятельности, вместе создающих результат, имеющих ценность для самой организации и потребителя. Рис. 4. Упрощенная схема последовательности процессов Необходимо отметить, что в экономически развитых странах процессный подход к управлению (менеджменту) является доминирующим. В отечественной практике до последнего времени используется преимущественно функциональный подход. Применение процессного подхода, когда предприятие рассматривается как совокупность не отделов, а бизнес-процессов, как правило, связано с наиболее ответственными видами деятельности. Для процессного управления характерна матричная (плоская) организационная структура, в которой всегда три уровня иерархии: высшее руководство; среднее звено управления; непосредственные исполнители работ. Это позволяет исключить проблему плохой информационной проницаемости системы управления, поскольку основные информационные потоки циркулируют по горизонтальным каналам.
Руководители среднего звена подразделяются на две категории: руководители процессов и руководители функциональных подразделений. Объектами управления первой категории являются процессы, а второй - функциональные подразделения. Обе категории подчиняются непосредственно первому руководителю организации. В зависимости от специфики предприятия процессы могут быть сквозными или локальными, при этом их сущность одинакова. Специализация функциональных подразделений реализуется по виду ресурсов или выполняемых операций. Руководители процессов не обременены управлением персоналом и свое внимание уделяют менеджменту процессов по всем его элементам (планирование, организация, контроль, улучшение). При этом они несут полную и персональную ответственность за результативность процесса. Процессы формируются путем укрупнения отдельных операций (бизнес-функций), имеющих общую цель. Процесс укрупняется до такого уровня, который обеспечивает его управляемость по принципу единоначалия. Границы процесса выбираются таким образом, чтобы его стартовые и финишные события поддавались однозначной оценке (соответствует / не соответствует установленным требованиям). В подавляющем большинстве процессы можно классифицировать следующим образом: ♦ внешние и внутренние - по отношению к потребителям выхода процесса; ♦ основные и вспомогательные - по отношению к получению добавленной стоимости; ♦ верхнего уровня, детальные, элементарные (операции, не требующие более детального описания) - по уровню подробности рассмотрения. ♦ Наибольшую практическую применимость получила классификация по отношению к добавленной стоимости. Некоторые вспомогательные процессы можно выделить в отдельную группу - процессы развития. Таким образом, классификация приобретает следующий вид:
♦ первичные процессы (бизнес-процессы) - основные, они создают ценности (добавленную стоимость). Эти процессы пронизывают всю организацию от поставщиков до потребителей; ♦ вспомогательные (поддерживающие) процессы, они не создают непосредственно добавленную стоимость. Они нужны для обеспечения основных процессов; ♦ развивающиеся процессы - процессы, позволяющие создать в будущем цепочку ценностей нового уровня. ♦ Управление процессами может осуществляться на двух уровнях: в рамках каждого отдельного процесса и в рамках группы процессов на уровне всей организации. ♦ Принцип процессного подхода претворяется в организации в таких действиях и проявлениях, как: ♦ определение процесса достижения желаемого результата; ♦ становление и измерение «входа» и «выхода»* процесса; ♦ согласование процесса с функциями организации; ♦ оценка возможных рисков; ♦ четкое распределение полномочий, ответственности и подотчетности в управлении процессом; ♦ определение внутренних и внешних потребителей и поставщиков, прочих участников процесса; ♦ концентрация внимания в процессе принятия решения на этапах процесса, потоках, средствах измерения, потребностях в обучении, оборудовании, методологии, информации, материалах и других ресурсах, необходимых для достижения желаемого результата. Как уже отмечалось, бизнес-процессы реализуются посредством укрупнения и выполнения бизнес-функций. В связи с этим считаем необходимым обратить внимание на то, что в науке управления процессный подход понимается как непрерывная цепь логически взаимосвязанных управленческих бизнес-функций, которые образуют процесс управления. Для организации процессного подхода используются такие управленческие бизнес-функции, как ведение переговоров и заключение сделок, планирование, организация, подбор персонала и мотивация, контроль и оценка, коммуникация (информация), исследование, координация, принятие решений и т. д.
Применительно к управлению качеством такими бизнес-функциями являются маркетинг (взаимодействие с внешней средой), политика в области качества, планирование качества, организация работ в области качества, обучение персонала, мотивация персонала, контроль качества, информация о качестве, разработка мероприятий, принятие (административных и оперативных) решений, реализация (внедрение) мероприятий. Это не надуманные бизнес-функции, их постоянно приходится выполнять на практике при управлении качеством продукции на предприятиях. Рассмотрим более подробно содержание каждой из названных бизнес-функций, являющихся основой бизнес-процессов.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |