Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Современные средства коррекционно-развивающей работы с детьми с ОПФР




Тема 5. Организация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий

 

Выводы. 1. Основная форма педагогического взаимодействия учителя-дефектолога и ребёнка с ОПФР – коррекционно-развивающее занятие.

2. Количество часов, отводимых на коррекционно-развивающие занятия, определено учебным планом образовательного учреждения, их содержание определяется на диагностической основе.

3. Система коррекционно-развивающей работы предусматривает проведение индивидуальных и групповых (микрогрупповых) коррекционно-развивающих занятий.

4. Определение временной продолжительности отдельных занятий и, соответственно, их количество зависит от возраста и уровня работоспособности детей.

5. Коррекционно-развивающее занятие имеет собственные структурные характеристики, включает организационный этап, этап актуализации, этап формирования, этап практикования, этап контроля и оценки.

 

Выводы.

1. Артерапия – совокупность альтернативных средств педагогической работы, позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений ребёнка с ОПФР осуществлять КРР.

2. Арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства и её систематизация основывается прежде всего на специфике видов искусства (музыка – музыкотерапия, изобразительное искусство – изотерапия, танец, движение – кинезитерапия, театральное искусство – имаготерапия, литература – сказкотерапия).

3. Коррекционно-развивающие возможности арттерапии обусловлены предоставлением ребёнку с ОПФР возможностей для самопознания, самовыражения и творчества, самоутверждения.

Тема 7. Организация и проведение коррекционно-педагогической работы в семье, воспитывающей ребёнка с ОПФР

Выводы.

1. Работа с родителями – необходимая часть деятельности учителя-дефектолога, включающая помощь родителям в формировании адекватного отношения к своему ребёнку, просвещение родителей в области специальной педагогики, активное включение родителей в коррекционно-педагогический процесс.

2. Для реализации содержания этой работы учителем-дефектологом используется широкий спектр организационных форм взаимодействия с родителями (формы познавательной деятельности, активизации, досуга, наглядности, трудовой деятельности).

3. Усилить эффективность работы учителя-дефектолога позволяет а) изучение семьи и б) планирование работы с семьёй, воспитывающей ребёнка с ОПФР.

 

 

***

Содержание и взаимосвязь диагностического и оценочного блоков коррекционно-развивающей работы

Диагностика – периодически повторяемое изучение детей с использованием методов, которые позволяют получить сравнительные данные, проследить изменения в развитии ребёнка. Назначение педагогической диагностики – получить о ребёнке сведения, раскрывающие ЗУНы, которыми он должен располагать на определённом возрастном этапе, сформированность качеств, необходимых для учебной работы (произвольность, волевое усилие, саморегуляция, мотивация), а также трудности, возникающие при усвоении программного материала, и их причины. Например, если ребёнок при письме под диктовку пропускает буквы, это может быть обусловлено или низким уровнем развития фонематического слуха, или несформированностью приёмов самоконтроля, или слабой концентрацией внимания. В связи с этим, содержание КРР с детьми, ограничения в развитии у которых могут проявляться одинаковыми симптомами, будут различны, так как различны причины возникновения затруднений. Поэтому в рамках диагностического блока учителю-дефектологу в процессе изучения детей следует выявить имеющиеся у них ограничения в освоении окружающей действительности (симптомы) и получить ответ на вопрос о причинах их возникновения, что определит направленность и содержание требующейся КРР. Фиксируются также сохранные функции, что важно для выявления возможных компенсаторных механизмов формирования недостаточно развитых или нарушенных функций.

Диагностический блок КРР неразрывно связан с оценочным, поскольку содержанием последнего также является изучение детей. Однако если в диагностическом блоке изучение детей является базой для определения направлений, целей и задач КРР, то в оценочном, изучение динамики продвижения детей в развитии является основанием для вывода об эффективности проведённой КРР. По результатам диагностического блока составляются диагностические карты и педагогические характеристики, по результатам оценочного блока – отчёты об эффективности КРР за истекший период времени.

Содержание прогностического блока коррекционно-развивающей работы.

Результаты диагностики позволяют учителю-дефектологу объективно судить об актуальных и потенциальных возможностях ребёнка с ОПФР, прогнозировать его дальнейшее развитие. Прогнозировани е – специально организованная педагогическая деятельность, направленная на получение опережающей информации о перспективах развития ребёнка. Прогностический блок КРР направлен на:

-проектирование возможных изменений в развитии ребёнка;

-определение динамики этих изменений;

-планирование специальной помощи (её сроков, задач, содержания, методов и приёмов, форм) ребёнку с ОПФР с учётом его типических и индивидуальных особенностей.

Планирование – важнейший аспект деятельности учителя-дефектолога, оно отражает знание специалистом сущности и стратегий осуществления КРР. Планирование – это заблаговременное определение последовательности и содержания КРР.

***




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 3065; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.